Разделы презентаций


Выбор темы учебно-исследовательской работы по русскому языку

Содержание

Выбор темы исследования – очень серьезный этап, во многом определяющий будущую учебно-исследовательскую работу. Необходимы принципы отбора темы.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Выбор темы учебно-исследовательской работы по русскому языку

Выбор темы учебно-исследовательской работы по русскому языку

Слайд 2Выбор темы исследования – очень серьезный этап, во многом определяющий

будущую учебно-исследовательскую работу.
Необходимы принципы отбора темы.

Выбор темы исследования – очень серьезный этап, во многом определяющий будущую учебно-исследовательскую работу. Необходимы принципы отбора темы.

Слайд 3Принципы отбора темы
Принцип добровольности.
Принцип личной заинтересованности – основополагающий при организации

УИР. На этапе выбора темы выявляются личные интересы, пристрастия учащихся.


Принципы отбора темыПринцип добровольности.Принцип личной заинтересованности – основополагающий при организации УИР. На этапе выбора темы выявляются личные

Слайд 4Удобнее всего узнать о них из анкеты или беседы, в

которую обязательно должны быть включены вопросы: «Чем вы любите заниматься

в свободное время?», «О чем вы хотели бы узнать побольше?», «Что у вас вызывает интерес при знакомстве с разными языками?» и т.п.

Удобнее всего узнать о них из анкеты или беседы, в которую обязательно должны быть включены вопросы: «Чем

Слайд 5Принцип научности
подразумевает обращение к научно-понятийному аппарату лингвистики (терминам, теории), использованию

научных методов исследования языкового материала, причем в рамках определенной теории

и научной школы. Выразительная роль знаков препинания.

Принцип научностиподразумевает обращение к научно-понятийному аппарату лингвистики (терминам, теории), использованию научных методов исследования языкового материала, причем в

Слайд 6Доступность
– принцип, связанный с учетом возрастных особенностей учащихся. Школьникам, впервые

приобщающимся к исследовательской работе в средней школе, можно предложить более

простые в теоретическом плане темы, например, «Правописание е/и в корнях -сед-/-сид»;
Доступность– принцип, связанный с учетом возрастных особенностей учащихся. Школьникам, впервые приобщающимся к исследовательской работе в средней школе,

Слайд 7«Язык развлекательных телепередач (на примере передач “Кто хочет стать миллионером”);

Языковая игра в текстах телеперадач (КВН),
«Этимология названий месяцев в

календарях разных народов».
Темы, названные выше, условно можно назвать монотемами, т.к. в центре внимания одно явление.

«Язык развлекательных телепередач (на примере передач “Кто хочет стать миллионером”); Языковая игра в текстах телеперадач (КВН), «Этимология

Слайд 8Посильность
– это принцип учета возможностей школьников. Опыт показывает, что при

самостоятельном выборе темы ученики плохо представляют границы своих возможностей и

глубину выбранного предмета исследования.
Посильность– это принцип учета возможностей школьников. Опыт показывает, что при самостоятельном выборе темы ученики плохо представляют границы

Слайд 9Так, одна из юных участниц конференции «Языкознание для всех» выразила

желание исследовать современные тенденции развития русского языка. На городских конференциях

нередко бывают представлены работы на такие непомерно широкие темы, как, например, «Язык и стиль современных СМИ»; «Международная коммуникация, языковые трудности в общении представителей разных народов».

Так, одна из юных участниц конференции «Языкознание для всех» выразила желание исследовать современные тенденции развития русского языка.

Слайд 10«Изменения в русской графике и грамматике (по статье, посвященной 100-летию

со дня рождения А.Пушкина, опубликованной в журнале “Юный читатель” за

1899 год)»; «Речевые ошибки спортивного комментатора канала НТВ+ Елизаветы Кожевниковой».


«Изменения в русской графике и грамматике (по статье, посвященной 100-летию со дня рождения А.Пушкина, опубликованной в журнале

Слайд 11Принцип проблемности
При выборе темы важно придерживаться следующего: «Исследование всегда начинается

с вопроса, с постановки новой проблемы, что позволяет уточнить старую

или открывает новую истину», причем проблема должна быть именно лингвистической, а не философской, этической и др.
Принцип проблемностиПри выборе темы важно придерживаться следующего: «Исследование всегда начинается с вопроса, с постановки новой проблемы, что

Слайд 12Удачно сформулированы темы: «Свобода слова на телевидении. Языковой аспект»;
«Влияние

Интернета на СМИ и на нашу речь»;
«Нарушение норм литературного

языка в телевизионной рекламе»; «Сопоставительный анализ языковых средств в текстах экономических документов начала и конца ХХ века».


Удачно сформулированы темы: «Свобода слова на телевидении. Языковой аспект»; «Влияние Интернета на СМИ и на нашу речь»;

Слайд 13А вот примеры неудачных формулировок, не отражающих связи исследования с

проблемами русского языка:
«Реклама в современном метрополитене»;
«Феномен анекдота»;
«Юмор

в школе»;
«Черты представителей различных профессий в анекдотах».

А вот примеры неудачных формулировок, не отражающих связи исследования с проблемами русского языка: «Реклама в современном метрополитене»;

Слайд 14Ориентиры выбора темы
Выбор темы зависит от интересов школьника и научного

руководителя. Каковы лингвистические интересы школьников?
Вопросы культуры речи, употребление слов-паразитов, жаргонизмов,

молодежного сленга, использование в речи заимствованных слов, смс-общение
Ориентиры выбора темыВыбор темы зависит от интересов школьника и научного руководителя. Каковы лингвистические интересы школьников?Вопросы культуры речи,

Слайд 15Выбор темы УИР определяется не только перечисленными принципами. Исследовательские работы

чаще всего проводятся в рамках элективного или факультативного курсов. Их

направленность зависит от профиля школы. Очевидно, что школа или гимназия гуманитарного профиля предложит своим ученикам большее разнообразие курсов гуманитарной направленности.
Выбор темы УИР определяется не только перечисленными принципами. Исследовательские работы чаще всего проводятся в рамках элективного или

Слайд 16К тому же современные школы сотрудничают с вузами, преподаватели и

аспиранты которых вносят в школьную исследовательскую работу свои научные интересы.



К тому же современные школы сотрудничают с вузами, преподаватели и аспиранты которых вносят в школьную исследовательскую работу

Слайд 17Какой же должна быть хорошая тема?
Хорошая тема:
интересна исследователю и

отвечает задаче развития его личности;
интересна научному руководителю;
опирается на

знания, полученные на основе базового образования, углубляет и расширяет их;
соответствует принципу научности;
доступна: соответствует возрасту, знаниям, способностям исследователя;
посильна по объему и времени, необходимому для ее выполнения;
содержит проблему, требующую решения.

Какой же должна быть хорошая тема?  Хорошая тема:интересна исследователю и отвечает задаче развития его личности; интересна

Слайд 18Еще один важный ориентир в выборе темы исследовательской работы –

тематика конференции, участие в которой, как правило, планируется научным руководителем

и исследователями. Если тема конференции заявлена очень широко, например, «Человек и общество. XXI век» или «Юность. Наука. Культура», она вряд ли поможет школьнику выбрать тему исследовательской работы
Еще один важный ориентир в выборе темы исследовательской работы – тематика конференции, участие в которой, как правило,

Слайд 19Конференция «Языкознание для всех» г. Москвы ежегодно изменяет тему своей

конференции, детализируют направление возможных исследований.

Конференция «Языкознание для всех» г. Москвы ежегодно изменяет тему своей конференции, детализируют направление возможных исследований.

Слайд 20Оцените достоинства и недостатки следующих тем учебно-исследовательских работ:

Проблемы русского языка

на современном этапе.
Язык интернет-общения.
Узелковое письмо у славян.
Изменение в тематической группе

лексики со значением «еда».
Русская кулинарная лексика и ее происхождение.
Нарушение норм литературного языка в телевизионной рекламе.
Сленг как самостоятельное явление в русском языке.

Оцените достоинства и недостатки следующих тем учебно-исследовательских работ:Проблемы русского языка на современном этапе.Язык интернет-общения.Узелковое письмо у славян.Изменение

Слайд 21Фамилии учеников физико-математического лицея № 27 г. Харькова.
Явление паронимии и

парономазии в русском языке.
Собственные имена города Сарова.
Современные русские семейные имена

и прозвища.
Ассоциативный словарь школьника.

Фамилии учеников физико-математического лицея № 27 г. Харькова.Явление паронимии и парономазии в русском языке.Собственные имена города Сарова.Современные

Слайд 22Молодежный жаргон XXI века как сегмент повседневного языка (на примере

речи учащихся гимназии № 1514).
Граффити Приэльбрусья. Попытка классификации.
Классификация заимствований в

современном русском языке.

Молодежный жаргон XXI века как сегмент повседневного языка (на примере речи учащихся гимназии № 1514).Граффити Приэльбрусья. Попытка

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика