Слайд 1ВЫПОЛНЕНИЕ СТРАТЕГИИ и КОНТРОЛЬ: СОДЕРЖАНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА
Основные задачи выполнения стратегии.
Функции высшего руководства
Создание организационной структуры в соответствии со стратегией
Увязка бюджетов
со стратегией
Корпоративная политика и менеджмент качества
Слайд 2
Правила для менеджеров для успешной реализации стратегии
Коммуникативность – цели должны
быть понятны работникам, доведены до них
Своевременное обеспечение выполнения стратегии всеми
необходимыми ресурсами
Наличие плана реализации стратегии, а именно целевых установок, понятных коллективу и реализуемых (а не формальных)
Слайд 3Требования к менеджерам, отвечающим за стратегию
Определить полный перечень задач
Определить роли
менеджеров по выполнению стратегии
Определить конкретных руководителей процессом выполнения стратегии
Слайд 41. Перечень задач для менеджеров
Формирование организации/ организационных структур , способных
успешно реализовать стратегию.
Пересмотр бюджетов организации.
Внедрение эффективных методов производства и технологии.
Соответствие
системы вознаграждения с выполнением стратегии.
Формирование организационной культуры
Обеспечение лидерства в руководстве.
Слайд 52.Определение ролей менеджеров
Типы ролей менеджеров
Активная
Заметная
Неключевая
«Роль за сценой»
Слайд 63.Персоналии руководства стратегией (определение конкретных руководителей)
Исполнительный директор
Старшие менеджеры (при поддержки
менеджеров среднего звена, которые обеспечивают тесный контакт с работниками
Слайд 7Основные требования по созданию жизнеспособной структуры организации
Отбор людей на ключевые
позиции
Проверка их опыта, управленческого таланта, технических ноу-хау существующим потребностям
Организация бизнеса
и процесса принятия решений так, чтобы соответствовать стратегии
Слайд 81.Отбор дееспособной управленческой команды (ядро)
Варианты:
Старая управленческая команда
Усиление команды сторонними специалистами
Привлечение
полностью команды со стороны
Общее требование: уровень подготовленности, опыт, знания, совместимость
всех менеджеров
Слайд 92. Соответствие опыта, управленческого таланта, знаний существующим потребностям
Правило:
Если трудно превзойти
конкурентов в стратегии, их можно превзойти в реализации.
Преимущества достигаются через:
Совершенствование
деятельности всех звеньев организации;
Совместные усилия работников разных подразделений;
совместные усилия по обеспечению долгосрочного характера конкурентных преимуществ
Слайд 10Организация бизнеса в соответствии со стратегией
Правила:
Выделить виды деятельности,
которые являются основными (основа организационной структуры).
Определить, могут ли неосновные
виды деятельности выполняться более эффективно вне компании.
Определить круг полномочий для каждого руководителя
Слайд 11Примеры основных видов деятельности
Гостиничный бизнес – быстрое и вежливое обслуживание
гостей, очень хорошее содержание номеров, качественное питание, приятная обстановка и
пр.
Химическая промышленность – новые технологии, разработка новых товаров, быстрый вывод товаров на рынок, эффективный маркетинг и пр.
Сложность – многие основные виды деятельности – коллективный труд, где трудно выделить конкретного ответственного за результат
Слайд 12Неосновные виды деятельности
Сложности:
С одной стороны, передача неосновных видов деятельности приводит
к сосредоточению ресурсов на конкурентных позициях, к сокращению звеньев в
цепи издержек, уровня внутренней бюрократии.
С другой стороны, децентрализация, широкая передача полномочий лишает компанию навыков, возможностей полностью решать свои проблемы.
Слайд 13Приведение организационной структуры в соответствие со стратегией
Четко определить основные
виды деятельности и ключевые звенья в цепочке ценностей, имеющие ключевое
значение для реализации стратегии.
Установите связи между подразделениями
Определите объем власти (полномочий для руководства каждым подразделением).
Определите, могут ли неосновные виды деятельности осуществляться вне компании
Слайд 14Стратегия и организационная структура
Обязательное условие:
Организационная структура должна следовать за стратегией
(а не наоборот)
Неразумно пытаться реализовать стратегию в рамках старой организационной
структуры
Слайд 15Типы организационных структур
Линейная.
Функциональная.
Линейно-функциональная.
Региональная
Структура по принципу стратегических бизнес-единиц
Матричная.
Слайд 17Линейная структура:
преимущества и недостатки
Преимущества: простота, конкретность заданий и исполнителей.
Недостатки:
высокие требования к квалификации руководителей и высокая загрузка руководителя.
Линейная
структура применяется и эффективна на небольших предприятиях с несложной технологией и минимальной специализацией.
Слайд 18Функциональная структура управления
Генеральный
директор
Отдел
НИОКР
Производственный
отдел
Технический
отдел
Отдел
маркетинга
Отдел
кадров
Финансовый отдел
и
бухгалтерия
Слайд 19Пример функциональной структуры, ориентированной на производство
Генеральный
директор
Штамповочный
цех
Цех упаковки
и отправки
Литейный
цех
ОТК
Цех точной
обработки
Цех
первичной
обработки
Бухгалтерия
Отдел
по работе
с клиентами
Слайд 20Преимущества и недостатки функциональной структуры
Преимущества:
• Высокая компетентность специалистов.
• Освобождение линейных
руководителей от решения многих специальных вопросов.
Недостатки:
• Трудности поддержания взаимосвязей между
различными функциональными службами.
• Длительная процедура принятия решений.
• Несогласованность распоряжений различных функциональных служб.
Слайд 22Региональная структура управления
Исполнительный
директор
Ген. дир.
зап. рег-на
Ген. дир.
юж. рег-на
Ген. дир.
центр. рег-на
Ген. дир.
северн.
рег-на
Ген. дир.
вост. рег-на
Центральный
аппарат
Региональный
аппарат
Инжиниринг
Производство
Маркетинг
Слайд 23Региональная структура:
преимущества и недостатки
Преимущества:
Возможность приспособления стратегии к потребностям каждого рынка
Перенос ответственности за прибыли на низшие уровни управления
Улучшение функциональной координации
внутри целевого рынка
Возможности для подготовки менеджеров стратегического уровня.
Недостатки:
Проблематичность поддержки общего имиджа в условиях достаточной свободы
Увеличение количества уровней управления
Возможность дублирования функций на стратегическом и местном уровнях
Проблематичность формирования единой политики
Трудности в координации деятельности.
Слайд 24Организационная структура управления по признаку СБГ
Стратегически связанные бизнес-единицы/группы
Исполнительный
директор
Корпоративные
службы
Вице-президент
СБГ-I
Вице-президент
СБГ-II
Вице-президент
СБГ-III
Слайд 25Структура управления стратегическими бизнес-группами: преимущества и недостатки
Преимущества:
эффективная структура для широко
диверсифицированных компаний;
Максимально используются выгоды соответствия между подразделениями в рамках
стратегической бизнес-группы;
Больше внимания стратегическим перспективам развития организации из-за четкого распределения полномочий
Недостатки:
Создание стратегических бизнес-групп имеет реальный стратегический смысл в том случае, если объединение происходит на основе учета стратегической координации всех бизнес-единиц, а не только улучшения решения административных задач;
Требуется четкое разделение должностных полномочий, а также разработка процедур и правил;
Локализация действий стратегических бизнес-групп может выступать в качестве ограничения при выборе эффективной стратегии решения.
Слайд 26Генеральный директор
Бизнес/Проект
Менеджер1
Бизнес/Проект
Менеджер 2
Бизнес/Проект
Менеджер 3
Бизнес/Проект
Менеджер 4
НИОКР
и инжиниринг
специалисты
НИОКР
и инжиниринг
специалисты
НИОКР
и инжиниринг
специалисты
НИОКР
и инжиниринг
специалисты
Производство
специалисты
Производство
специалисты
Производство
специалисты
Производство
специалисты
Маркетинг
специалисты
Маркетинг
специалисты
Маркетинг
специалисты
Маркетинг
специалисты
Финансы
специалисты
Финансы
специалисты
Финансы
специалисты
Финансы
специалисты
,
Руководитель
Отдела НИОКР
и
инжиниринга
Руководитель
Отдела
производства
Руководитель
Отдела
финансов
Руководитель
Отдела
маркетинга
Матричная структура
Слайд 27Матричная структура: преимущества и недостатки
Преимущества:
Возможность быстро реагировать и адаптироваться к
изменяющимся внутренним и внешним условиям организации.
Повышение творческой активности административно-управленческого
персонала за счет формирования программных подразделений, активно взаимодействующих с функциональными структурами.
Рациональное распределение ответственности, прав, функций между линейными, функциональными и программно-целевыми органами.
Является наиболее гибкой формой управления.
Недостатки:
Сложная структура соподчинения, в результате чего возникают проблемы, связанные с установлением приоритетов заданий и распределением времени на их выполнение.
Трудность приобретения навыков, необходимых для работы по новой программе.
Трудности установления четкой ответственности за работу подразделения. Возникновение конфликтов между менеджерами функциональных подразделений и управляющими проектами.
Слайд 28ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННЫМ ОРГАНИЗАЦИОННЫМ СТРУКТУРАМ
Меньшее количество уровней управления
Создание
рабочих групп, состоящих из специалистов разных профессий, а также проектных
групп
Небольшой размах деятельности хозяйственных подразделений
Партнерские отношения с основными поставщиками
Свободный обмен информацией
Акцент на деятельность как таковую, а не только на ее результаты
Слайд 29Характеристика современных организационных структур
Меньшее количество уровней управления
Создание рабочих групп, состоящих
из специалистов разных профессий, а также проектных групп
Небольшой (оптимальный )
размах деятельности хозяйственных подразделений
Партнерские отношения с основными поставщиками
Наделение руководителей нижнего уровня полномочиями
Слайд 30Внедрение лучших практик6 общие требования
Внедрение инноваций (в сферу производства, управления,
продвижения продукции и пр.)
Общий менеджмент качества (ОМК) (во всех сферах
деятельности компании)
Слайд 31
Менеджмент качества
Менеджмент качества - система, обеспечивающая эффективную работу предприятия,
в том числе и в области управления качеством выпускаемой продукции.
Наиболее эффективными при создании СМК считаются требования, зафиксированные в международных стандартах ISO серии 9000.
Слайд 32Внедрение лучших практик для выполнения стратегии
Менеджмент качества
Исследования показали, что:
83%
американских компаний реализуют программы улучшения качества;
55% американских и 70%
японских руководителей использовали информацию по улучшению качества раз в месяц для оценки конечных результатов работы;
проблемы улучшения качества важны как в производственной сфере (материальном производстве), так и в сфере любых услуг.
Слайд 33Использование поддерживающих/информационных систем при выполнении стратегии
Каждой организации необходима система сбора
и обработки стратегически важной информации.
Информационные системы должны охватывать четыре
основные области:
информацию о покупателях;
информацию о производстве;
информацию о персонале;
информацию о финансовых результатах деятельности.
Все ключевые стратегические показатели деятельности должны измеряться так же часто, как и показатели, характеризующие производственный процесс.
Слайд 34Пример использования информации
Ведущие авиакомпании не могут обслуживать пассажиров без компьютеризированной
системы заказа билетов, системы погрузки и обработки багажа, программы обеспечения
авиаперевозок.
Например, у авиакомпаний имеются системы контроля за полетами, позволяющие одновременно следить за несколькими сотнями лайнеров (сообщая им климатические условия). Есть компьютеризированная система слежения за багажными местами, за ежедневными остановками и пр.
Слайд 35
Увязка бюджетов со стратегией
Выполнение стратегии делает необходимым составление (перераспределение) бюджета
в соответствии со стратегией с целью получения максимума отдачи от
каждой вложенной денежной единицы.
Каждая организационная единица компании должна быть обеспечена достаточным количеством ресурсов для выполнения стратегии.
Исполнители должны быть готовы к передаче ресурсов из одной сферы в другую.
Изменения в стратегии всегда приводят к изменению бюджета (м.б. сокращение сотрудников, отказ от неперспективных проектов и пр.проектов )
Слайд 36Формирование политики поддержки стратегии
При изменении стратегии компании меняют и политику.
Это означает :
Разработку указаний всем работникам по поводу того, как
должны быть сделаны определенные вещи/обязанности и какие должны быть результаты.
Внесение ясности в то, как стратегически важные мероприятия должны быть проведены в географически отдаленных филиалах компании.
Оказание помощи в создании психологического климата в коллективе и формировании корпоративной культуры
Слайд 37Политика и процедуры: ключевые моменты
Индивидуальная созидательность и инициатива являются
более важными для выполнения стратегии, чем стандартизация и подчинение.
Более правильным
является дать свободу действий сотрудникам компании, за счет чего они увидят соответствие своей работы целям компании и поймут ответственность за хорошие конечные результаты.
Создание соответствия между стратегией и реальной политикой может означать различные уровни регламентации: больше инструкций, меньше инструкций, разнообразие инструкций.
Слайд 38Ключевые моменты
Организационные структуры, наилучшие практики и процедуры, менеджмент качества, информационные
системы – все это необходимо рассматривать как необходимые условия для
реализации стратегии.
Только стратегия может определить, какие действия необходимо предпринимать и какие задачи имеют наибольшее значение сегодня.