Слайд 1Выпускная квалификационная работа
на тему:
«Особые экономические зоны в экономике России»
Выполнил
студент
4 курса, группы 26э116
Заочной формы обучения
Арутюнян А.А.
Научный руководитель
д-р.экон.наук., профессор Лиман И.А.
Тюмень, 2015
Слайд 2Актуальность исследования
В стимулировании развития отраслей народного хозяйства невозможно обойтись без
использования общепринятых и доказавших свою эффективность инструментов
Россия, обладая высоким инновационным
потенциалом, характеризуется недостаточным уровнем развития инфраструктуры, которая позволяет быстро и выгодно для предпринимателей и инвесторов конвертировать этот потенциал в высокие технологии.
Слайд 3Цель, объект, предмет исследования
Цель исследования – анализ эффективности функционирования
особых экономических зон в экономике России, направления оптимизации их функционирования.
Объектом
исследования выступают особые экономические зоны.
Предмет исследования – тенденции, проблемы и перспективы развития особых экономических зон в современных условиях.
Слайд 4Ограничения и требования по деятельности ОЭЗ
промышленно-производственные ОЭЗ должны занимать площадь
не более 20 кв. км, а технико-внедренческие – не более
2 кв. км;
ОЭЗ создаются только на земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности; они не могут быть расположены на территории нескольких муниципальных образований и не должны включать в себя полностью территорию административно-территориального образования;
срок существования ОЭЗ – 20 лет, и он продлению не подлежит;
на территории ОЭЗ не допускаются добыча и переработка полезных ископаемых, размещение объектов жилищного фонда, производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов);
резиденты промышленно-производственных зон обязаны осуществить капитальные вложения в размере не менее 10 млн евро; при этом сумма обязательных инвестиций в течение первого года должна составлять не менее 1 млн евро; для резидентов технико-внедренческих зон обязательная сумма инвестирования не установлена;
в число 17 членов наблюдательных советов всех ОЭЗ, возглавляемых «политическими фигурами регионов», должны входить до 5 представителей инвесторов-резидентов, до 3 представителей Федерального агентства по управлению ОЭЗ, а также торгово-промышленных палат регионов и РСПП.
Слайд 5Основные цели создания ОЭЗ в России
Привлечение передовых технологий и приобретение
мирового опыта.
Активизация экономики региона, путем привлечения иностранного капитала.
Повышение уровня занятости
населения и подготовка высококвалифицированных кадров.
Создание современной рыночной инфраструктуры.
Рост экспортного потенциала территории страны.
Организация производства и поставок на внутренний рынок высококачественных импортозамещающих товаров.
Ускорение научно-технического прогресса за счет отечественных и зарубежных разработок.
Слайд 6Основные проблемы функционирования ОЭЗ в РФ
1. Отсутствие четко сформулированных целей
создания зоны, соответствующих как интересам региона, так и страны в
целом. Руководители регионов видят, как правило, в таких зонах лишь одну привлекательную сторону – перспективу получения налоговых льгот.
2. Прошлый опыт наглядно показал, что процессы создания и функционирования особых экономических зон должны регламентироваться на законодательном уровне, а не на основе постоянно меняющихся и часто непродуманных подзаконных актов.
3. Для оптимизации процессов управления особыми экономическими зонами необходимы создание специального органа государственного регулирования федерального уровня, наделенного соответствующими полномочиями, и четкое разграничение сферы его компетенции с другими региональными и центральными органами государственной власти
4. Для успешного функционирования особой зоны необходим подготовительный период сроком от 3 до 5 лет, в ходе которого создается производственная и хозяйственная инфраструктура и формируется портфель потенциальных инвестиционных предложений.
5. Необходимость коррекции классической концепции свободных экономических зон, которые в подавляющем большинстве случаев задумывались как комплексные зоны промышленно-производственной направленности, без учета реального состояния и геоположения региона, его экономики и общего инвестиционного климата.
Слайд 7Действующие налоговые преференции для ОЭЗ
* Страховые взносы для ОЭЗ технико-внедренческого
типа
** НДС для портовых ОЭЗ
Слайд 8Действующие таможенные преференции для ОЭЗ
Слайд 9Количество зарегистрированных резидентов ОЭЗ России
Слайд 10Сравнение преференциального режима налогообложения с обычным режимом для резидента ТВТ
«Санкт-Петербург»
для ООО «АПТ», за 2012-2014 годы
Слайд 11По результатам оценки эффективности к наиболее эффективно функционирующим ОЭЗ в
РФ следует отнести: ОЭЗ промышленно-производственного типа «Алабуга» (Республика Татарстан), а
также ОЭЗ технико-внедренческого типа «Санкт-Петербург» и «Томск».
Слайд 12Благодарю за внимание выступление окончено!