Слайд 22План-конспект урока «Окружающий мир»
Тема урока: «…».
Программа, класс: …, … (обязательно
указывается название программы, УМК в рамках которого разрабатывалось занятие).
Тип урока:
… (обязательная позиция, поскольку в разных УМК одна тема несет разную смысловую и функциональную нагрузку).
Цель урока: …(при формулировании необходимо помнить, что цель всегда четко соответствует конечному выводу; в соответствии с современным ФГОС НОО возможны две цели урока уровней минимакса).
Задачи обучения: 1) образовательные: …, …, … (четко соответствуют всем операциям, решаемым в течение урока промежуточным задачам); 2) развивающие: …,…, …; 3) воспитательные: …, …, …
Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся): 1) предметные: …, …; 2) метапредметные: …, …; 3) личностные: …, … (при разработке можно детально указать формируемые в процессе изучения темы УУД).
Методы обучения: : …, …, … (позиция не является обязательной, поскольку дублируется непосредственно в ходе урока; за основу может быть взята любая классификация способов обучения, хотя желательно учитывать предпочтения авторов-разработчиков программы).
Оборудование: 1) для учителя:…, …, …; 2) для учащихся: …, …, … (перечень необходим для проверки готовности на стадии оргмомента).
Макет доски
Литература (использованная при написании конспекта методическая, научная с обязательным указанием выходных данных).
Предварительная работа:… (не обязательно присутствует в конспекте; необходима для уроков-экскурсий, исследований, первых групповых занятий и т.д., требующих введения в тему, предварительного ознакомления с объектом исследования и отработки правил поведения, тщательного инструктажа).
Ход урока:
Этап урока, время
Основные понятия (понятийная гроздь)
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Дополнительный
материал
Примечания
Слайд 23Технологическая карта урока «Окружающий мир»
Обязательные блоки, соответствующие идее технологизации
учебного процесса:
Целеполагания: это планируемый результат деятельности (ответ на вопросы «Чему
учить?», «Зачем учить?»), подразделяемый на личностный и дидактический. При формулировании личностной цели акцент делается на формируемые на уроке детские интересы и убеждения. Дидактическая цель тождественна выводу и формулируется с учетом знаниевого, процессуального компонентов. Она конкретизируется через планируемые мета-/ предметные результаты обучения и задачи урока.
Инструментальный (технологический) – используемые на занятии методы, формы и средства обучения, выбор которых напрямую связан с целеполаганием («Как и посредством чего учить?»). В данном блоке указываются: доминирующие на занятии метод (частично-поисковый, проблемный, исследовательский), технология обучения (работа в малых группах сотрудничества, проблемного обучения, дискуссионная, проблемно-диалогическая и т.д.), вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ); обязательно техническое оснащение (интерактивная доска, проектор); прикладываются инструкционные карты, пакет документов с разноуровневыми заданиями, контрольные листы для самопроверки усвоенного и т.п.
Содержательный (организационно-деятельностный) - перечень операций по достижению цели занятия («Чему и как учить?»). Обычно представляется в виде плана урока с указанием: его этапов (затрачиваемое время в целом), специфических действий (операций) учителя и учащихся на каждом (примерное время выполнения задания) и «обратной связи» (перечень формируемых на каждом этапе УУД; характер работы по проверке усвоенного – вопросы учителю, экспресс-опрос, синквейн, игра-тест). При определении с количеством этапов урока можно пользоваться традиционной структурой занятия, так и откорректированной с учетом требований ФГОС НОО: 1) этап самоопределения к деятельности (оргмомент); 2) актуализация имеющихся знаний (по предыдущей и новой теме, мотивация к «открытию» нового знания / способа действия); 3) постановка учебной задачи; 4) решение учебной задачи; 5) первичное закрепление (применение алгоритма на практике); 6) тематическая физминутка; 7) самостоятельная работа с самопроверкой в классе; 8) обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов; 9) итог занятий, рефлексия деятельности; 10) домашнее задание. Нередко рекомендуется на каждом этапе выделять формируемые базовые представления и понятия.
Регулятивный (диагностический) - контроль реализации планируемых результатов обучения по теме, прописанных в блоке целеполагания. Осуществляется на основе наблюдения за работой детей на уроке и данных заполняемой по ходу занятия «Рефлексивной таблицы» («Что знал по теме?», «Что не знал, но хочу узнать?», «Что узнал нового на уроке?», «Что еще хочу узнать по новой теме дома?») или «Листа самооценки деятельности учащегося» (обычно заполняется ребенком на этапе рефлексии; при дробной структуре занятия – после прохождения каждой тематической части). Самооценка работы учеником может осуществляться по следующим позициям: участие в проверке домашнего задания, формулировке гипотезы, постановке вопросов учителю и одноклассникам, индивидуальных ответах на них, индивидуальной / групповой работе (степень активности в обсуждении внутри группы, формулировке вопросов другим командам); степень удовлетворенности собственной работой (в группе, на уроке в целом). Последняя позиция должна оцениваться в зависимости от возраста школьников: 1 кл. – эмоционально; 2-4 кл. - по критериям, выведенным совместно с учащимися. На этапе закрепления также нередко используется «Контрольный лист» (тест), служащий для оценивания результатов усвоения материала.
Методический – сопровождение, необходимое для эффективного проведения занятия и понимания специфики подачи материала. В данной части обычно указывается: 1) название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс; 2) использованная при разработке конспекта литература, справочные издания; 3) поэтапное планирование доски; 3) комментарии по проведению урока (с обязательным указанием дополнительного материала и заданий, способствующих расширению темы и конкретизации имеющихся знаний); 4) «затруднительные» места (текст вступительного слова учителя); 5) домашнее задание, особенно его опережающая часть и т.д. В процессе работы можно руководствоваться также рекомендациями по ведению технологических карт для конкретных авторских курсов, например, УМК «Перспектива» - URL.: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077, http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=32824.