Слайд 1Коллективно
творческая деятельность
Слайд 2 Коллективная творческая деятельность является творческой формой воспитательной работы,
которая проходит в процессе коллективного осмысления (педагогов, школьников, родителей) и
поиска путей решения проблемы
Слайд 3Форма воспитательной работы может быть коллективной и творческой, если она
создается участниками деятельности в процессе совместного поиска, при этом:
1) учитываются интересы и потребности каждого;
2) индивидуальные цели не противоречат общим целям группы, объединения;
3) коллективная работа позволяет каждому найти значимое место в общем деле;
4) данная форма является по исполнению уникальной и неповторимой
Слайд 4 Формы коллективной творческой деятельности от других форм отличаются, прежде
всего, характером постановки воспитательных задач и освоения опыта учащимися.
В
процессе коллективной творческой деятельности воспитатель ставит задачи незаметно.
Школьники как бы сами «открывают» эти воспитательные задачи, вместе со взрослыми и под их руководством создают новый опыт, применяют ранее усвоенные знания и умения, приобретая новые.
Слайд 5 К формам коллективной творческой деятельности во внеучебное время
относят:
коллективные творческие дела (КТД),
чередование традиционных поручений (ЧТП),
сюжетно-ролевые игры,
коллективное планирование,
коллективный анализ и другие
Слайд 6
Главное назначение коллективной творческой деятельности – улучшение жизни
своего коллектива и окружающей жизни
Педагогический идеал, согласно этой концепции и
практике, — человек как творческий коллективист
Наиболее распространенными являются коллективные творческие дела (КТД)
Понятие «Коллективное творческое дело» (КТД) было введено в середине 60-х годов 20 века
Слайд 7В основе ее три основные идеи:
Коллективное (совместная работа взрослых и
детей).
Творческое (нестандартное, нешаблонное, создаваемое в совместной творческой деятельности детей и
взрослых).
Дело (занятие, действие, мероприятие как забота об улучшении жизни).
Коллективная творческая деятельность
Слайд 8Игорь Петрович Иванов является изобретателем методики КТД, создателем педагогики, о
которой говорят как о «педагогике сотрудничества»
Слайд 9
…Правда, но без громких фраз,
Красота, но без прикрас,
И добро не
напоказ –Вот что дорого для нас…
Фаина Яковлевна Шапиро (1927-1985)
Слайд 10Этапы КТД
Организация КТД предусматривает шесть стадий:
Первая стадия — предварительная
работа.
Этап задумки, когда педагоги, взрослые устанавливают место предстоящего КТД
в воспитательной работе, определяют конкретные воспитательные задачи, выясняют различные варианты, которые могут быть предложены на выбор детям, продумывают способы проведения своих замыслов, намечают действия, которые могут настроить детей на работу, определяют возможности активизации деятельности каждого участника.
Что лучше сделать? С кем? Для кого? Когда?
Слайд 11Вторая стадия — коллективное планирование (начальная организация).
Теперь действуют сами
дети. Они ищут ответы на поставленные вопросы в микроколлективах (группах,
звеньях). Этот разговор условно называют сбором-стартом. Успех его во многом обеспечивает ведущий
Он обозначает предлагаемые варианты, задает наводящие, уточняющие вопросы, предлагает обосновать выдвинутые идеи, ставит дополнительные «задачи на размышление». Завершается поиск выбором совета дела
Слайд 12Третья стадия — коллективная подготовка дела
Руководящий орган - совет дела
уточняет, конкретизирует план подготовки и проведения КТД, затем организует его
выполнение, поощряя инициативу каждого участника.
Подготовка может идти по группам.
Слайд 13 Четвертая стадия – проведение КТД
На этой стадии осуществляется
конкретный план, составленный советом дела, с учетом того, что наработано
группами (бригадами, звеньями).
Школьники в разных формах демонстрируют опыт, накопленный в ходе планирования и подготовки дела.
Педагог, по возможности, незаметно для всех участников дела, для которых оно организуется, направляет детей, регулирует их настроение, помогает сгладить неудавшиеся моменты
Слайд 14
Пятая стадия – коллективное подведение итогов КТД
Это может быть общий
сбор коллектива, посвященный итогам КТД, или по группам.
Каждый высказывает
свое мнение, обсуждаются положительные и отрицательные стороны подготовки и проведения КТД
Слайд 15 Шестая стадия - ближайшее последействие КТД
По
итогам высказанных предложений, впечатлений, переживаний планируется последующая воспитательная работа.
Слайд 16Приемы, применяемые при проведении КТД:
- создание микроколлективов, групп, бригад для
решения конкретной задачи или выполнения творческого задания. В зависимости от
содержания, вида КТД формирование групп может идти с учетом пожеланий, интересов, способностей учащихся или по случайному принципу (с помощью считалки, жребия)
- «мозговая атака», когда школьники в группах через обмен индивидуальными мнениями ищут наилучшие варианты решения проблемы, задачи. В ходе «мозговой атаки» может создаваться «банк идей», то есть набор возможных идей решения проблемы или задачи
Слайд 17отбор идей, когда нужно из множества возможных решений, вариантов выбрать
один или два-три. Выбор этих идей может осуществляться с помощью
голосования или естественным путем, то есть участники поиска выбирают характер, форму своего участия реальным добровольным действием
- защита идей. Каждый член коллектива или микроколлектив защищает свой вариант, подводится итог этого поиска, и в результате рождается окончательное решение
Слайд 18Условия реализации КТД:
- соблюдение последовательности действий (стадий)
учитывать опыт совместной
деятельности взрослых и детей в предшествующих делах
- уровень знаний и
опыт учащихся, ранее используемые формы
Слайд 19«формулу дела»
задумали –
посоветовались –
продумали –
заинтересовали
всех – наглядно оформили – помогли в подготовке – провели
–
подвели итоги и поощрили лучших –
проанализировали и сделали выводы на будущее
Слайд 21Типы КТД
1. Бегалка
2. Постановка
3. Рисовалка
4. Музыкалка
5. Писалка
6. Рукотворчество
7. Думалки
Слайд 22 1). Бегалка (2 часа)
Выберите тип:
а) "войнушка", б) по станциям, в) охота
Слайд 273). Рисовалки (30 минут - 1,5 часа)
Слайд 317). Думалки (1 - 2 часа)
Выберите тип:
а) узнавалки ("Путешествия");
б) рассуждалки (Академии, Вечер
разгаданных и неразгаданных тайн);
в) вопрошалки-отвечалки
(Интеллектуальный хоккей)
Слайд 32 а) Узнавалки
- Выберите тему
- Когда узнают новое?
сразу; сначала группа готовит свою часть, потом представляет другим
-
В какой форме?
Слайд 33 б) Рассуждалки
- Выберите тему рассуждение. Сформулируйте вопросы или
истории, которые должны будут объяснить.
- По группам или индивидуально?
Если в группах, то в постоянных или нет?
- Каждой группе один и тот же вопрос или разные?
- Как подводится итог каждому вопросу, делу?
Слайд 34в) Вопрошалки-отвечалки
- Выбрать тему: общая для всех; у каждой
команды своя.
- Вопросы готовят: ведущий; команды; и ведущий, и
команда
- Каков порядок ответов на вопросы: кто быстрее догадался; по кругу; змейка/атака в произвольном порядке; веером. думает одновременно вся команда или по этапам (см. "Интеллектуальный хоккей").
- Итоги
Слайд 35И помните!!! Каждое КТД УНИКАЛЬНО!!!