Слайд 1Выпускная квалификационная работа на тему «Отражение социальной тематики в художественном
творчестве»
Студентка 4 курса
Направление подготовки «Педагогическое образование»,
Профиль «Изобразительное искусство»
Клейман Елена Алексеевна
Научный
руководитель:
канд. пед. наук. доцент
Овсянникова О. А.
Художественный руководитель:
канд. пед. наук, ДОЦЕНТ КАФ. ИСК-В
Мокроусов С. И.
Слайд 2Противоречия
между необходимостью воспитания социально активного поколения и недостаточной разработанностью решения
этой проблемы средствами искусства и художественного творчества;
между необходимостью разработки определения
понятия «умение отражать социальную тематику в художественном творчестве» и недостаточной его разработанностью в художественном образовании;
между необходимостью поиска форм и методов, направленных на развитие умения отражать социальную тематику в художественном творчестве и недостаточной их разработанностью в общеобразовательных школах на уроках изобразительного искусства.
Слайд 3Цель: выявить эффективные формы и методы, направленные на развитие умения
подростков отражать социальную тематику в художественном творчестве на уроках изобразительного
искусства в общеобразовательной школе.
Задачи исследования:
Изучить философскую, психолого-педагогическую, искусствоведческую, методическую литературу по проблеме отражения социальной тематики в художественном творчестве на уроках изобразительного искусства; сформулировать рабочее определение понятия «умение отражать социальную тематику в художественном творчестве»;
Выявить возрастные особенности подростков, влияющие на умение отражать социальную тематику в художественном творчестве.
Определить критериально-диагностический аппарат по выявлению уровня умения отражать социальную тематику в художественном творчестве на уроках изобразительного искусства у подростков.
Провести опытно-поисковую работу, направленную на развитие умения отражать социальную тематику в художественном творчестве на уроках изобразительного искусства.
Проверить эффективность выявленных форм и методов, направленных на развитие умения отражать социальную тематику в художественном творчестве на уроках изобразительного искусства.
Создать творческую работу.
Слайд 4Объект исследования: процесс отражения социальной тематики в художественном творчестве посредством
плаката на уроках изобразительного искусства.
Предмет исследования: формы и методы, направленные
на развитие способностиУБЕРИТЕ умения подростков отражать социальную тематику в художественном творчестве на уроках изобразительного искусства.
Гипотеза исследования: успешное развитие умений отражать социальную тематику в художественном творчестве посредством плаката на уроках изобразительного искусства зависит от ряда условий:
учет возрастных особенностей подростков, влияющих на развитие умения отражать социальную тематику в художественном творчестве;
использование форм обучения, направленных на развитие умения отражать социальную тематику;
использование эффективных методов, направленных на понимание социального подтекста в художественном творчестве;
разработка содержания обучения с применением особенностей современной плакатной графики, с использованием символьного языка плаката.
Слайд 5Методы исследования
Теоретические - теоретический анализ философской, психологической, педагогической, искусствоведческой литературы
по проблеме исследования, метод прогнозирования, анализ учебной программы по изобразительному
искусству.
Эмпирические – разработка диагностического инструментария (критерия, показателей, диагностических методов и заданий), разработка и апробация содержания уроков, анализ продуктов детского творчества, количественный и качественный анализ диагностики, сравнение результатов начальной и итоговой диагностик.
Слайд 6Научная новизна: заключается в обосновании и применении форм и методов
общего и художественного образования для развития способности умения отражать социальную
тематику в художественном творчестве у подростков на уроках изобразительного искусства.
Теоретическая значимость состоит в уточнении понятия «умение отражать социальнЫЕ темЫ в художественном творчестве»; в выявлении возрастных особенностей подростков, влияющих на развитие умения отражать социальную тематику в художественном творчестве.
Практическая значимость исследования состоит в разработке критериально-диагностического аппарата, оценки уровня развитости умений учащихся отражать социальную тематику в художественном творчестве, в разработке занятий, педагогических форм и методов, направленных на развитие умений отражать социальную тематику в художественном творчестве на уроках изобразительного искусства.
Слайд 7Умение отражать социальные темы в художественном творчестве – это способность
воплотить общественно значимые темы в собственном творческом продукте; знание и
понимание социальной тематики; понимание определенной социальной тематики, заложенной автором в произведении изобразительного искусства; умение отображать определенную социальную проблему в собственном художественном творчестве.
Слайд 8Показатели уровня умения отражать социальные темы в художественном творчестве у
подростков:
умения отражать социальные темы в художественном творчестве, которые и будут
являться показателями развитости этого качества у подростков:УБРАТЬ
Знание и понимание социальной тематики;
Понимание определенной социальной тематики, заложенной автором в произведении изобразительного искусства;
Способность отображать определенную социальную проблему в собственном художественно-творческом продукте.
Слайд 9Выпускная квалификационная работа «Отражение социальной тематики в художественном творчестве»
Диагностические задания
Слайд 10Средства выразительности:
Композиция;
Перспектива;
Пропорции;
Светотень;
Цвет;
Линия;
Штрих;
Фактура;
Ритм;
Тон;
Интонация;
Динамика.
Слайд 11Выпускная квалификационная работа «Отражение социальной тематики в художественном творчестве»
Работы учеников
Констатирующий
этап
Итоговый этап
Развивающий этап
1. Дмитрий Д.
2. Анна З.
1
1
1
1
2
2
2
2
Слайд 12В ходе развивающих занятий были использованы следующие формы И методы:
Метод
беседЫ;
Метод упражнений;
Метод анализа художественных произведений;
Метод личного показа;
Метод эссе;
Метод выполнения творческих
работ.
Форма показа двух видов реклам на различные социальные темы;
Мастер-класс;
Форма практикума.
Слайд 13Сравнительные результаты уровня умения отражать социальные темы в художественном творчестве
Слайд 14Выпускная квалификационная работа «Отражение социальной тематики в художественном творчестве». Эскизный
поиск
Слайд 15Выпускная квалификационная работа «Отражение социальной тематики в художественном творчестве»
Аналоги
Ж. Баскья
Л.
Россигнол
Э. Булатов