Слайд 1Выразительные средства в композиции
Свет освещение светотень контраст нюанс техника манера
исполнения индивидуальность стиль
Слайд 2...Что значит компоновать? Это значит красноречиво сочетать",- так определял Делакруа
сущность композиции
Композиция - это искусство группировать в изображении фигуры, предметы,
пятна, дать необходимое освещение, усиливать или ослаблять цвет, жертвовать деталями и обобщать их, словом - сочетать все элементы и части картины в целях красноречивого выражения содержания художественного образа.
Слайд 3СВЕТ
Большой силой выразительности в композиции обладает свет, которым художник пользуется
не только для выявления формы и пространства в изображении, но
и распоряжается им как дирижер оркестром; недаром говорят об оркестровке света и тени в изобразительном искусстве, как одном из мощных выразительных средств.
Свет, соединенный с цветом, способен творить чудеса в руках талантливого, глубоко мыслящего мастера, создающего на полотне как бы новую эстетическую реальность, "некую вторую природу, но природу, рожденную из чувства и мысли, природу человечески завершенную" (Гёте).
Слайд 4Живописец, постигший художественную природу света, владеет поистине бесценным сокровищем, что
подтверждается произведениями крупных мастеров прошлого и настоящего
Он усиливает свет там,
где это нужно, и ослабляет его в других местах полотна, сгущает контрасты освещенных и теневых частей композиции или, напротив, заливает светом всю картину, оставляя теням минимальную долю ее поверхности.
Одним из гениальных мастеров прошлого, открывших громадную выразительную способность света, был великий реалист Рембрандт.
Он обладал удивительной чуткостью к состоянию освещенности в природе и на основании природных законов выработал свою живописную систему. Он открыл свет, который освещает не только поверхность фигур и предметов, но словно озаряет души людей и излучается ими.
Слайд 5В поздних картинах Рембрандта фигуры возникают на наших глазах из
сумрака теней, густой красочной световоздушной среды; причем свет не отделен
резко от теней, и то и другое не противостоит друг другу как инородные тела. И свет и тень у Рембрандта - это одно целое; тень в его картинах - тоже свет, но другой силы и яркости.
Слайд 6СВЕТОТЕНЬ
Вместе с перспективой светотень служит одним из важнейших средств выражения
пространства Отсутствие развитой светотени находится в согласии со средневековой концепцией
художественной формы.
Иконные изображения не нуждались в иллюзионистической трактовке света, но сама идея света в них часто выражалась различными условными средствами, как-то: золотые фоны, нимфы, сияния, предпочтение светлых красок.
Светотень как средство выражения не только объема, но и пространственной глубины начинает применяться лишь с эпохи Возрождения
Именно с этих пор свет начинают понимать как «средство видимого проявления предметности» вообще, что находится уже в соответствии с научными представлениями о сущности света.С точки зрения физики земля, на которой мы живем, лишена света, и лишь идущие от солнца лучи делают видимым все, что нас окружает. Свет, таким образом, выступает в роли «ваятеля» всей зримой реальности.
Слайд 7И все-таки светотень в эпоху Возрождения, однако, еще не создает
воздушной среды. Ее главная задача пока еще — моделировка объемной
формы. Новую композиционную функцию светотень приобретает начиная примерно с XVII века, когда она получает сложное архитектоническое построение. Своего высшего развития светотень достигает в творчестве Рембрандта.
С помощью светотени Рембрандт не только выделяет наиболее важные места картины, но и определяет временную последовательность ее восприятия.
Когда подходишь к его картине, будь то «Возвращение блудного сына» или какая-нибудь другая, то сначала в глаза бросается ярко освещенная часть картины, которая на миг как бы ослепляет и лишает человеческий глаз способности видеть еще что-либо; затем в полутени постепенно начинают различаться окружающие фигуры; и, наконец, после адаптации глаз проникает в самую глубину теней и различает там новые и новые детали.
Слайд 8По современной терминологии, речь идет здесь о линейной, воздушной и
цветовой перспективах, между которыми имеется такая же связь, как между
формой предмета, его цветом и светотенью, ибо каждая из них объясняет закономерности пространственного изменения этих основных признаков предметной формы.
Основной закон этой связи сводится к тому, что по мере удаления от нас предметы теряют резкость своих очертаний и изменяют свою светлоту. При этом темные предметы по мере удаления становятся светлее, а светлые, наоборот, темнее.
Слайд 9ОСВЕЩЕННОСТЬ
Говоря об изображении предметов действительности, мы имеем в виду не
только непосредственно работу с натуры. Проблема освещенности натуры стоит перед
художником и в том случае, когда он работает по памяти или по воображению, и даже тогда, когда он весьма далек от точного воспроизведения световой среды.
Освещение в тональном рисунке влияет на образование видимой светотеневой моделировки формы. Чтобы правильно «вылепить» форму тоном важно знать, как расположен источник освещения по отношению к изображаемому объекту и под каким углом идут лучи света.
Также важно понимать какой это свет: направленный, когда лучи ярко падают, не рассеиваясь на предметы; либо мягкий рассеянный облаками, шторами и прочим.
Слайд 10Освещенность влияет не только на восприятие светлоты, но и на
восприятие цвета. При более сильной освещенности красный цвет становится более
ярким, при слабом освещении в яркости выигрывает синий. Имеет значение также и направленность освещения.
Таким образом, в общем виде освещение дает картине общий колористический тон и зависит от времени суток, погоды или от окраса осветительных приборов.
Слайд 11КОНТРАСТ
На первый взгляд контраст — понятие очень простое. Его в
самой общей форме можно определить как противопоставление предметов или явлений,
резко отличающихся друг от друга по тем или иным качествам или свойствам. Но при таком определении в стороне остается сущность контраста, и отмечаются лишь его внешние условия.
Контрастирующие цвета способны вызывать целую цепь новых ощущений. Возьмем для примера самое популярное и элементарное сопоставление белого и черного. Оно может сопровождаться ощущением некоторого шока вследствие внезапного перехода от белизны к черноте, кажущимся изменением размеров и светлоты, возникновением пространственного эффекта и т. п. Эти психофизиологические последствия, вызываемые действием контраста, играют исключительно важную роль в структуре живописного произведения.
Слайд 12СВЕТОВОЙ
В практике изобразительного искусства наиболее часто приходится иметь дело с
ахроматическим (или световым) контрастом, содержание которого хорошо известно каждому. Явление
светового контраста даже нашло отражение в поговорке: «чем ночь темней, тем звезды ярче». Суть явления в том, что светлое пятно на темном фоне кажется еще более светлым, а темное на светлом — темнее, чем оно есть на самом деле
Слайд 13Нейтральный серый цвет представляет собой лишенный характера, безразличный ахроматический цвет,
легко изменяющийся под воздействием контрастирующих тонов и цветов. Он нем,
но легко возбуждается и даёт великолепные тона.
Слайд 14ЦВЕТОВОЙ
Эффект одновременного цветового контраста возникает при взаимодействии двух хроматических цветов
или при сопоставлении ахроматического и хроматического цвета. Это более сложное
явление, чем световой контраст, так как изменения по цветовому тону сопровождаются одновременными изменениями по светлоте и насыщенности
Если говорить только об изменении цветового тона, то следует указать на тенденцию цветов в контрасте более отдалиться друг от друга в их положении по цветовому кругу. Например, желтый на оранжевом фоне будет более бледным, чуть-чуть зеленоватым, оранжевый на желтом фоне будет более оранжевым и иметь небольшой красноватый оттенок.
Слайд 17Контрасты обостряют сравниваемые качества предметов. Не зря великий художник Леонардо
да Винчи советовал ученикам: "... следует смешивать по соседству прямые
противоположности, чтобы в сопоставлении усилить одно другим". Ведь человеческое восприятие таково, что мы острее реагируем на разницу в соотношениях. Контрасты помогают привлечь внимание зрителя и выделить главное в картине, выразительно передать пластическими средствами чувства и мысли художника. Если различие слабое и незначительное, то оно называется — нюанс.
У великого испанского художника Пабло Пикассо есть картины, посвященные бродячим цирковым артистам. Одна из самых трогательных его работ — "Девочка на шаре», хранящаяся в Московском художественном музее им. А.С. Пушкина
Слайд 18НЮАНС
Слово «нюанс» пришло в наш язык от французского nuance —
оттенок. Нюансные цветовые отношения рождены самой природой, каждый день мы
можем любоваться нежнейшими цветовыми переходами, тонкими градациями, возникающими в предрассветной дымке и тающими с первыми лучами восходящего солнца, зимними вариациями синих и голубых красок, оранжево-красной мозаикой осени, деликатной сдержанностью весенней палитры, сочной зеленью июльского леса.
Слайд 19Ниже представлены специально подобранные кадры из фильмов, соответствующие определенному состоянию
природы, времени года или суток. Из них составлено несколько коллажей,
которые снабжены цветовой шкалой, наглядно показывающей доминирующие цветовые отношения
На данном изображении четко выражены контрастные цвета : зеленый, черный и розовый Однако, при сочетании, они породили дополнительные оттенки (коричневый розово-серый болотный ) , которые добавляют глубину изображению. Это называется цветовыми нюансами
В другом примере противопоставлены красный и синий Дополнительные оттенки: фиолетовый, бирюзовый, бордовый и коричневый.
Слайд 20ТЕХНИКА
Искусство живописи развивалось в течение многих веков. В процессе этого
развития появилось множество техник, которые делают картины настоящими произведениями искусства
и оживляют изображение
Слайд 21Масляная живопись
Для этой техники используются краски, в которые в качестве
основного связующего вещества вводится масло. В идеале масляная живопись подразумевает
рисование красками на основе масел на холсте.
По мнению историков, впервые вводить масло в краски придумали нидерландские художники братья Ван Эйки в 13 – 14 веке. Однако структура их красок мало напоминала современные масляные, к тому же в те времена художники еще не знали холста. Они рисовали на дереве, покрытом тонким слоем грунта.
Слайд 22ТЕМПЕРА
Темперная живопись – одна из древнейших техник, которая использовалась для
рисования. Начало ее использования относят к началу времен, но действительно
широкое распространение темпера получила в Византии.
Свое название этот вид живописи получил от наименования краски – темпера. В основе этого слова латинское temperare, что значит «смешивать». Технология производства этой краски приблизительно заключалась в следующем. Пигменты растирали с водой и высушивали. Далее их смешивали с яйцом, разведенным клеем, уксусом, вином или пивом.
Слайд 23Акварель
Акварель.
Живопись акварельными красками, которые обычно разводят водой.
При использовании техники получается тонкий и мягкий красочный слой.
Слайд 26Стили и манеры исполения.
Классицизм Возник в западноевропейских странах в XVII
веке, через 100 лет он добрался до стран Восточной Европы.
Главная идея – возврат к традиции античности. Портреты, пейзажи, натюрморты легко узнать, благодаря догматическому воспроизведению, выполнению четких правил стиля. Классицизм переродился в академизм – стиль, которые впитал наиболее яркие черты античности и Ренессанса. В этом стиле работали Н.Пуссен, Ж.-Л.Давид,
Слайд 27Реализм
Художественные изыскания, которые на первый план ставят точность передачи форм,
параметров, оттенков. Характерны натуральность, точность воплощения внутренней сути и внешней
оболочки. Этот стиль наиболее масштабный, популярный и многогранный. Его ответвлениями являются современные направления – фото и гиперреализм. Представители: Г.Курбе, Т.Руссо, художники-передвижники, Ж.Бретон.
Слайд 28Импрессионизм Зародился в конце XIX – начале XX века. Родина
– Франция. Суть стиля – воплощение в картине магии первого
впечатления. Этот короткий миг художники передавали при помощи коротких мазков краской по полотну. Такие картины лучше воспринимать не с близкого расстояния. Работы художников наполнены красками и светом. Постимпрессионизм стал фазой развития стиля – для него характерно большее внимание к форме и контурам. Художники: О.Ренуар, К.Писсарро, К.Моне, П.Сезанн.
Слайд 29Модерн
Самобытный, яркий стиль, который стал основой для формирования многих
живописных направлений XX века. Направление собрало черты искусства всех эпох
– эмоциональность, интерес к орнаментам, пластичность, преобладание плавных, криволинейных очертаний. Основой для развития стал символизм. Модерн неоднозначен – развивался в странах Европы по-разному и под разными наименованиями.
Слайд 30Авангардизм Художественные стили, для которых характерен отказ от реалистичности, символизм
передачи информации, яркость красок, индивидуализация и свобода творческого замысла. К
категории авангардных относят: сюрреализм, кубизм, фовизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм.
Представители: В.Кандинский, П.Пикассо, С.Дали.