Разделы презентаций


Характеристика образовательных систем в разные эпохи за рубежом и в России .

Содержание

План лекцииВоспитание и школа в Древней Руси и Русском государствеХарактерные черты развития школьного образования в Западной Европе, США и России XYIII века.Просветительские реформы в России XVIII векаШкольное образование в странах Западной

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Характеристика образовательных систем в разные эпохи за рубежом и

в России .

Для студентов НАПРАВЛЕНИЯ «Психолого-педагогическое образования»,,
Автор: Кувырталова

М.А., к.п.н., доц.


2011

Лекция 3 (продолжение)

Характеристика образовательных систем в разные эпохи за рубежом и в России .

Слайд 2План лекции
Воспитание и школа в Древней Руси и Русском государстве
Характерные

черты развития школьного образования в Западной Европе, США и России

XYIII века.
Просветительские реформы в России XVIII века
Школьное образование в странах Западной Европы, США и России XIX века.
План лекцииВоспитание и школа в Древней Руси и Русском государствеХарактерные черты развития школьного образования в Западной Европе,

Слайд 3ЛИТЕРАТУРА
Всемирный историко-педагогический процесс: концепции, модели, историография. – М., 1996.
История педагогики

и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца

ХХ века. Учеб. пособие для пед. учеб. заведений. / Под ред. А.И. Пискунова. - М.: ТЦ «Сфера», 2009. - 496 с.
Кувырталова М.А. История образования и педагогической мысли: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических специальностей ВУЗов / М.А. Кувырталова, Э.В. Власов, Ю.А. Тарасова. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2009 – 333 с.
Педагогический энциклопедический словарь. – М., 2003.
Российская педагогическая энциклопедия. – В 2-х т. – Т. 1. – М., 1993. – С. 392-399.
 
ЛИТЕРАТУРАВсемирный историко-педагогический процесс: концепции, модели, историография. – М., 1996.История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном

Слайд 41. Воспитание и школа в Древней Руси и Русском государстве
В

период существования государства Киевская Русь и русских феодальных княжеств (X-XIII

вв.) определяющими в воспитании и образовании являлись христианская вера, славянская письменность, политика правящей княжеской династии.

наличие ветхозаветного идеала воспитания, согласно которому почитались строгость, уважение отца, матери, беспрекословное послушание взрослым;
постижение нравственных и религиозных истин в образно-поэтической форме через наставления, поучения на славянском языке;
сохранение традиций семейного народного воспитания при тенденции государственного контроля, о чём свидетельствуют статьи «Русской правды» (1016).

1. Воспитание и школа в Древней Руси и Русском государстве В период существования государства Киевская Русь и

Слайд 5Воспитательно традиции восточных славян.
«Древнерусская начальная общеобразовательная школа, - это дом,

семья». (В.О.Ключевский,)
Деление на возрастные группы :
«дитя» - грудной ребенок;
«молодой»

- ребенок 3-6 лет;
«чадо» - ребенок 7-12 лет, начавший обучаться;
«отрок» - подросток 12-15 лет, проходивший специальное ученичество перед посвящением во взрослые члены общины или рода.
Воспитательно традиции восточных славян. «Древнерусская начальная общеобразовательная школа, - это дом, семья». (В.О.Ключевский,) Деление на возрастные группы

Слайд 6Воспитательно традиции восточных славян.

Воспитательно традиции восточных славян.

Слайд 7Воспитание и школы в Киевской Руси ( X-XIII ВВ.).
Принятие в

988 г. князем Владимиром христианства в качестве официальной религии Киевской

Руси содействовало распространению письменности и систематического обучения.

Языком богослужения, литературы и школы стал родной, славянский язык.

Воспитание и школы в Киевской Руси ( X-XIII ВВ.).Принятие в 988 г. князем Владимиром христианства в качестве

Слайд 8«Мастерские грамоты»
Простое обучение письму, чтению и счету осуществлялось «мастерами грамоты»


Сначала учили писать и произносить буквы (буквослагательный метод, заимствованный из

византийской школы); потом – читать молитвы по Псалтырю.

Обучение арифметике на начальном уровне состояло в овладении нумерацией, а на повышенном - в счете, изучении удвоению, раздвоению, вычитанию, сложению, умножению и делению. Также ученики получали повышенное образование: сведения из области математики, истории, природоведения.

«Мастерские грамоты»Простое обучение письму, чтению и счету осуществлялось «мастерами грамоты» Сначала учили писать и произносить буквы (буквослагательный

Слайд 9Школа «учения книжного»
Была открыта князем Владимиром Святославичем (990 г) и

просуществовала вплоть до XIII века.
Подобные школы существовали во всех

крупных городах при княжеских дворах; церквях и монастырях.

Школа «учения книжного»Была открыта князем Владимиром Святославичем (990 г) и просуществовала вплоть до XIII века. Подобные школы

Слайд 10Школа «учения книжного»
В содержании обучения особое внимание отводилось

тривиуму, включающему
грамматику (по И.Дамаскину),
риторику (по И,Златоусту) и
диалектику

в сочетании с христианской этикой.

Школа «учения книжного»  В содержании обучения особое внимание отводилось тривиуму, включающему грамматику (по И.Дамаскину), риторику (по

Слайд 11Школа «учения книжного»
Псалтырь - книга, содержащая в образно-поэтической форме наставления

о воспитании человека в «страхе Божием».

Школа «учения книжного»Псалтырь - книга, содержащая в образно-поэтической форме наставления о воспитании человека в «страхе Божием».

Слайд 12Школа «учения книжного»
Существенное влияние на формирование идеалов и программы воспитания

оказали такие мыслители, как Феодосий Печерский, Нестор, Кирилл Туровский, Владимир

Мономах

Владимир Мономах

«Поучение Владимира Мономаха детям» (1096).

Школа «учения книжного»Существенное влияние на формирование идеалов и программы воспитания оказали такие мыслители, как Феодосий Печерский, Нестор,

Слайд 13Воспитание и обучение на Руси в XIV-XVI веках
«Домострой» - своеобразная

энциклопедия русского быта в трех частях: первая посвящена религиозной жизни,

вторая – семейным отношениям, третья – устройству дома
Воспитание и обучение на Руси в XIV-XVI веках «Домострой» - своеобразная энциклопедия русского быта в трех частях:

Слайд 14Воспитание и обучение на Руси в XIV-XVI веках
Новшеством было появление первых

печатных учебников – азбуки.
Основоположник отечественного книгопечатания - Иван Федоров

(около 1510-1583 гг.)..

В 1574 году во Львове и в 1580-1581 гг. в Остроге он издал знаменитые буквари

Воспитание и обучение на Руси в XIV-XVI векахНовшеством было появление первых печатных учебников – азбуки. Основоположник отечественного

Слайд 15Образование в русском государстве XVII века.
Появились первые общественные учебные заведения

– школы братств. Инициаторами их создания явились Западные православные братства

– Львовское, Виленское, Могилевское, Луцкое.

Киево - Могилянская академия – первое высшее учебное заведение в Русском государстве, созданное Петром Могилой в 1615 г. на основе братской школы и преобразованной затем по типу иезуитских коллегий в коллегиум.

Образование в русском государстве XVII века.Появились первые общественные учебные заведения – школы братств. Инициаторами их создания явились

Слайд 16Образование в русском государстве XVII века.
Следующим шагом стало открытие школы

в Богоявленском монастыре в Москве в 1685 году греческими монахами

братьями Иоанникием и Софронием Лихудами.
Эта школа повышенного уровня уже приближалась по типу к западноевропейским университетам.

Учителем греческого языка был Карион Истомин, учитель царевича Петра Алексеевича и автор многих учебников

Образование в русском государстве XVII века.Следующим шагом стало открытие школы в Богоявленском монастыре в Москве в 1685

Слайд 17Образование в русском государстве XVII века
В 1687 году в Москве

было открыто первое собственное высшее учебное заведение – Эллино-греческая, впоследствии

Славяно-греко-латинская академия.

Семеон Полоцкий –инициатор создания Славяно-греко-латинская академии..

Образование в русском государстве XVII векаВ 1687 году в Москве было открыто первое собственное высшее учебное заведение

Слайд 18Образование в русском государстве XVII века
В России в XVII в.

появились образовательные учреждения нового типа, при организации которых учитывался опыт

западноевропейских средневековых школ.
Россия начала приобщаться к миру европейской культуры, усилилось внимание к светскому знанию.
 

Образование в русском государстве XVII векаВ России в XVII в. появились образовательные учреждения нового типа, при организации

Слайд 191. Характерные черты развития школьного образования в Западной Европе, США

XYII – XYIII вв.
Приоритетность образования в государственной политике.

Расширение начального образования,

для представителей третьего сословия;


Германия ( в Англии, Италии, Франции - по-прежнему приоритет церкви)

городские начальные школы Германия, Г отский школьный устав (1642);
благотворительные и воскресные школы (Англия, англиканская церквь)
католические школы (Франция)
приходские начальные школы (Библейские общества Англии, Фанции)




1. Характерные черты развития школьного образования в Западной Европе, США XYII – XYIII вв. Приоритетность образования в

Слайд 201. Характерные черты развития школьного образования в Западной Европе, США

XYII – XYIII вв..
Появление альтернативных школ
под влиянием педагогических

течений:
янсенизм, пиетизм (Франция, Нидерланды)
филантропизм (Германии).

«маленькие школы» - интернаты для мальчиков и девочек (К.Янсений, Голландия; Ф.Фенелон и Ш.Роллен, Франция);
филантропин в Германии (И.-Б. Базедов, 1774, Десау)

1. Характерные черты развития школьного образования в Западной Европе, США XYII – XYIII вв..Появление альтернативных школ

Слайд 211. Характерные черты развития школьного образования в Западной Европе, США

XYII – XYIII.вв.
Динамика высшего образования: от классического (Греко-латинского) образования к

образованию, основанном на новом научном знании.

Рыцарские и Дворянские академии;
Королевский коллежа, Академия естественных наук и медицины (Франция)
Колледжи нового образования в Оксфорде и Кембридже

1. Характерные черты развития школьного образования в Западной Европе, США XYII – XYIII.вв.Динамика высшего образования: от классического

Слайд 22Особенности развития школьного образования в США XYII – XYIII.вв.
Южные колонии:

школ не было, богатые землевладельцы обучали своих детей дома.
Северные

колонии: община в 50 домов содержала за свой счет учителя.
Общине, превышавшей 100 домов, предписывалось открывать учебные заведения по типу английской грамматической школы.
Несколько общин объединялись в учебные округа: содержали элементарную школу и школу повышенную — английскую или латинскую.


Воспитательные учреждения для маленьких детей, приходские школы, грамматические школы, благотворительные заведения, основанные миссионерами, и т.д.
Начало среднего образования -1635 г., открытие церковной общиной в Бостоне латинской грамматической школы европейского типа.


Особенности развития школьного образования в США XYII – XYIII.вв.Южные колонии: школ не было, богатые землевладельцы обучали своих

Слайд 23Характерные черты развития школьного образования в Западной Европе, США XYII

– XYIII.вв.

Конец XVIII века: сложилась общеобразовательная школа с бесплатным 9-и

или 12-ти летним сроком обучения: состояла из начальной школы, школы средней ступени и старшей

Т. Джефферсон обосновал модель трехступенчатой школы.

Характерные черты развития школьного образования в Западной Европе, США XYII – XYIII.вв.Конец XVIII века: сложилась общеобразовательная школа

Слайд 243. Просветительские реформы в России XYIII века
XVIII век для России

– время позднего феодализма, появления новых буржуазных отношений.
Первая четверть
XYIII

века
определение приоритетов государственной политики в сфере школьного образования; создание первых светских школ, общего и профессионального образования

Вторая четверть XVIII века возникновение закрытых дворянских учебных заведений; создание университета

Вторая половина XVIII века
(1762-1796)
реализация идей просвещения; появление учреждений нового типа; школьная реформа (1782-1786гг), создание государственной системы народного образования.

3. Просветительские реформы в России XYIII векаXVIII век для России – время позднего феодализма, появления новых буржуазных

Слайд 25Просветительские реформы в России XYIII века
«европеизация»:
обучение русских

специалистов за рубежом, приглашение иностранных учителей в Россию, перевод зарубежных

книг (в т. ч. книги Я.А.Коменского «Мир чувственных вещей в картинках» )
создание собственной системы образования:
осуществлялось в соответствие с принципами: светскости, сословности, единства общего и профессионального образования.


Петр I (1672-1725).

Пути развития просвещения

Просветительские реформы в России XYIII века«европеизация»:   обучение русских специалистов за рубежом, приглашение иностранных учителей в

Слайд 26Просветительские реформы в России XYIII века
Цифирные

школы (1714 )
государственные начальные школы для обучения детей

из семей дворян, государственных служащих, зажиточных мещан в возрасте от 10 до 15 лет.

Профессиональные школы:

Гарнизонные и адмиралтейские (1698)
Инженерная (1701)
Хирургическая (1707) горнозаводские (1716 )

Школа математических и навигацких наук – первая в Европе государственная реальная школа, открытая в 1701 г. в Москве в помещении Сухаревой башни.

Руководитель школы – Фарварсон, профессор из Англии

Для подготовки специалистов военного и морского дела, судостроителей, геодезистов и др. В школу принимались подростки в возрасте от 12 до 17 (иногда до 20) лет всех сословий, кроме крепостных

Просветительские реформы в России XYIII века    Цифирные школы  (1714 ) государственные начальные школы

Слайд 27Просветительские реформы в России XYIII века
Внедрение зарубежного опыта авторских частных

школ:
гимназия Э. Глюка (1703, Москва), предполагавшая лингвистическое образование (греческий,

латинский, итальянский французский, немецкий, латинский и др. языки, «философская мудрость», «светские науки» - танцы, этикет, верховая езда и др.).

Появилась Санкт-Петербургская академия наук (1725)
с подчиненными ей академическими университетом и гимназией (1726).

Саксонский пастор-миссионер Иоганн Эрнст Глюк

Просветительские реформы в России XYIII векаВнедрение зарубежного опыта авторских частных школ: гимназия Э. Глюка (1703, Москва), предполагавшая

Слайд 28Просветительские реформы в России XYIII века
Сложившиеся ранее

епархиальные школы и духовные семинарии стали более закрытыми.

Создавались новые духовные

школы- закрытые учебные заведения (1721):
архиерейские, семинарии, академии; не исключалось сочетание со светским образованием.

«Духовный регламент»
Петра Феофана Прокоповича, проф. Киевской Академии, сторонника реформ.

Ф.Прокопович

Просветительские реформы в России XYIII века   Сложившиеся ранее епархиальные школы и духовные семинарии стали более

Слайд 29Просветительские реформы в России XYIII века
Екатерина II (1762–1796)
Политика «просвещенного

абсолютизма».
За годы ее правления было создано 223 учебных заведения;

приняты проекты, которые содействовали окончательному оформлению отечественной системы государственного образования; развивалась просветительская деятельность.

Педагогические проекты, разработанные в 1760-70-е годы:
1. «Генеральное учреждение о воспитании юношества обоего пола» (1764, Иван Иванович Бецкой, главный советник по вопросам образования) – документ, ориентировавший на создание учебных заведений закрытого типа – воспитательных училищ.
2. План учреждения начальных училищ, гимназий, университетов и заведений для подготовки воспитателей дворянских детей из представителей крепостного сословия (дядских школ) – 1764, Фридрих Генрих Дильтей, профессор Московского университета.
3. Проект организации закрытых казенных учебных заведений для детей с 5-6 лет «без различия звания» (исключая крепостных) – Комиссия по учебной реформе, 1766 г.

Просветительские реформы в России XYIII векаЕкатерина II (1762–1796) Политика «просвещенного абсолютизма». За годы ее правления было создано

Слайд 30Просветительские реформы в России XYIII века
В 1760-начале1770-х гг. И.И.Бецким были

открыты новые гражданские учебно-воспитательные учреждения специального и повышенного образования:
- воспитательные

дома для сирот, подкидышей, детей из бедных семей при Академии художеств (1764), Академии наук (1765);
- коммерческое училище в Москве, с учетом пожеланий П.Демидова, для подготовки образованных торгово-промышленных людей (1772);

Здание Академии Художеств в Петербурге

Императорский Воспитательный дом в Москве (2007)

Фасад Смольного института

Здание Воспитательного дома в Петербурге

Просветительские реформы в России XYIII векаВ 1760-начале1770-х гг. И.И.Бецким были открыты новые гражданские учебно-воспитательные учреждения специального и

Слайд 31Просветительские реформы в России XYIII века
Открыто при Воскресенском монастыре для

воспитания девочек с8-11лет и девушек до 18-19 лет; с двумя

отделениями: дворянским и мещанским, куда принимали девочек всех сословий, включая крепостных, отпущенных помещиками –

При Московском университете была открыта первая в России учительская семинария (1779).

Д.Г.Левицкий. Смолянки Е. Н. Хрущова и Е. Н. Хованская. 1773 (Русский музей, Санкт-Петербург).

Смольный институт благородных девиц
первое государственное женское среднее учебное заведение в Европе (1764).

Н.И.Новиков
(1744-1818)

Начало педагогического образования

Просветительские реформы в России XYIII векаОткрыто при Воскресенском монастыре для воспитания девочек с8-11лет и девушек до 18-19

Слайд 32Просветительские реформы в России XYIII века
малые народные училища – в

уездных городах (2года), - подготовка грамотных людей, знающих основы православия

и правила поведения;
главные народные училища – в губернских городах ( 5 лет ) на многопредметной основе: помимо предметов малых училищ в курс обучения входили евангелие, история, география, геометрия, механика, физика, естествознание, архитектура; для желающих – латинский и живые иностранные языки (татарский, персидский, китайский), элементы педагогического образования;
Преподавание - на русском языке;
Введена классно-урочная система обучения;
Книга «О должностях человека и гражданина» - обязательное учебное пособие (перевод труда австрийского педагога Иоганна Фельбигера, отредактированный Екатериной II).

1786 г. – Устав народных училищ Российской империи.

Просветительские реформы в России XYIII векамалые народные училища – в уездных городах (2года), - подготовка грамотных людей,

Слайд 333. Школьное образование в странах Западной Европы, США и России

XIX века.
Происходило становление национальных систем школьного образования.

3. Школьное образование в странах Западной Европы, США и России XIX века. Происходило становление национальных систем школьного

Слайд 34 Школьное образование в Западной Европе и США

Начальная школа с

семилетним сроком обучения, вечерние и воскресные школы; новый тип -

высшая начальная школа.
Деление учеников по возрастным классам; раздельное обучение мальчиков и девочек (кроме США)
Школьное образование в Западной Европе и СШАНачальная школа с семилетним сроком обучения, вечерние и воскресные школы;

Слайд 35 Школьное образование в Западной Европе и США

Школьное образование в Западной Европе и США

Слайд 36Школьное образование в Западной Европе и США
В целом,

для западноевропейских стран и США в области школьного образования было

характерно:
усиление роли государства в становлении национальных систем школьного образования;
введение всеобщего начального образования;
развитие среднего образования (классического и реального типов);
дуалистичность образовательных систем, т.е. отсутствие связи между массовой начальной школой и немногочисленными средними учебными заведениями;
наличие частных школ, большая часть которых принадлежала различным конфессиям и церкви, но находившихся под государственным контролем;
распространение женского образования.

Школьное образование в Западной Европе и США  В целом, для западноевропейских стран и США в области

Слайд 37Развитие образования в России в XIX веке.
Реформы образования первой четверти

XIX в.
Александр 1 (1801-1825)
1802 г. создано

Министерство народного просвещения.
1804 г. - «Устав учебных заведений, подведомственных университетам».

П.В.Завадовский,
1-ый министр,граф

Впервые в России была узаконена государственная система образования, основными принципами которой объявлялись:
- бессословность; - доступность; - бесплатность

Развитие образования в России в XIX веке.Реформы образования первой четверти XIX в. Александр 1

Слайд 38Развитие образования в России в XIX веке.
приходские училища: 1год,

дети низших слоев
уездные училища: 2 года,
мещане
гимназии: 4 года,

на базе главных народных училищ, для детей дворян и чиновников

Университеты
с правом автономии

IV ( высшая) ступень

I (низшая) ступень

II ( промежуточная)
ступень

III ( средняя )
ступень





Развитие образования в России в XIX веке. приходские училища: 1год, дети низших слоев уездные училища: 2 года,

Слайд 39Развитие образования в России в XIX веке.
Появились новые типы школ

– лицеи.
Царскосельский (Александровский) лицей, закрытое высшее учебное заведение для

дворянства (1811-1843). Программа была ориентирована на подготовку государственных чиновников высших рангов.

Значительную роль стали играть частные учебные заведения:
лицеи - Ришельевский в Одессе, Ярославский;
подмосковный пансион В.В.Измайлова,
школа А.А.Ширинского-Шихматова для крестьянских детей в селе Архангельском Смоленской губернии и др.

Развитие образования в России в XIX веке.Появились новые типы школ – лицеи. Царскосельский (Александровский) лицей, закрытое высшее

Слайд 40 Развитие образования в России в XIX веке.
Николай I
(1825-

1855)
Реформы образования второй четверти XIX в.
1828 г. - «Устав гимназий

и училищ, состоящих в ведении университета». Согласно ему:
восстанавливался сословный характер школьной системы, т.е. провозглашался принцип «Каждому сословию свой уровень образования»: приходские училища для низших сословий; уездные училища для детей купцов и ремесленников; гимназии для детей дворян и чиновничества;
отменялась преемственность ступеней образования;
в гимназиях устанавливался классицизм;
вводились наказания.

1849-1852гг. -реорганизация гимназического образования как классической школы, 1835 г. - принят Университетский устав, ограничивший права и автономию университетов

Развитие образования в России в XIX веке.Николай I (1825- 1855)Реформы образования второй четверти XIX в.1828 г.

Слайд 41Развитие образования в России в XIX веке.
Александр II
(1855-1881)
1860

г. – Положение о женских училищах ведомства министерства народного просвещения.

Два типа женских училищ: училища первого разряда (6 лет) и училища второго разряда ( 3 года).

Реформы образования второй половины XIX в.

1864 - Положение о начальных народных училищах (внесословные, совместное и бесплатное обучение мальчиков и девочек)

. Низшая ступень образования

народное училище

земская школа

церковно-приходская школа.





Развитие образования в России в XIX веке.Александр II (1855-1881) 1860 г. – Положение о женских училищах ведомства

Слайд 42 Развитие образования в России в XIX веке.
19 ноября 1864

г. утвержден новый Устав гимназий и прогимназий.
Устанавливались два типа

гимназий – классическая и реальная.

1870 г. издано Положение о женских гимназиях:
гимназии ведомства учреждений императрицы Марии Фёдоровны и гимназии Министерства народного просвещения.
Новым было создание в женских гимназиях восьмого класса - педагогического

Устав 1871 г. оставил лишь один тип средней школы – классическая гимназия с двумя древними языками

Мариинская женская гимназия

Мужская кл.гимназия в Царском селе

1870 г. - Положение об учительских семинариях

Развитие образования в России в XIX веке.19 ноября 1864 г. утвержден новый Устав гимназий и прогимназий.

Слайд 43Развитие образования в Туле в XIX веке.
Тула. Монастырская церковно-приходская школа.

Фото конца XIX века. Построена в 1896 году. Находилась близ

Чулкова. Вмещала 100 человек учащихся, имела кухню, раздевалку и была обнесена деревянным забором.

В 1861 году в губернии было 109 начальных школ, а через 20 лет после земской реформы учебных заведений стало в пять раз больше

Развитие образования в Туле в XIX веке.Тула. Монастырская церковно-приходская школа. Фото конца XIX века. Построена в 1896

Слайд 44Развитие образования в Туле в XIX веке.
.
Классическая мужская гимназия размещалась

в особняке заводчика М. Лугинина, постороенном во второй половине XVIII

века.  В гимназии часто бывал Лев Толстой. Здесь экстерном сдавал экзамены старший сын писателя Сергей Толстой, учились сыновья Илья и Лев.
Выпускники гимназии : ученые-зоологи М. Мензбир и П. Сушкин, детский врач В. Смидович, писатель В. Вересаев и др.

Гимназии Тулы

Развитие образования в Туле в XIX веке..Классическая мужская гимназия размещалась в особняке заводчика М. Лугинина, постороенном во

Слайд 45Развитие образования в Туле в XIX веке
Здание по улице Пирогова.

20 занимала с 1896 года 2-я тульская женская гимназия. Выпускницы

получали свидетельство домашней учительницы и право преподавать в учебных заведениях Тулы и губернии. Ныне -Педагогический колледж № 2

В 1-ой женской гимназии тульские девушки получали классическое образование.  Для получения звания учительницы после окончания 7-го класса выпускницы имели право учиться еще год. Сейчас в этом старинном здании размещается  прокуратура Центрального района

Развитие образования в Туле в XIX векеЗдание по улице Пирогова. 20 занимала с 1896 года 2-я тульская

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика