Слайд 1« Я друзья мои, пишу о природе, сам же только
о людях и думаю»
М.М.Пришвин.
ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА
С природой одною
он жизнью дышал…
Слайд 2«Многие любуются природой, но не многие ее принимают к сердцу,
и даже тем, кто к сердцу принимает, не часто удается
так сойтись с природой, чтобы почувствовать в ней свою собственную душу».
Слайд 3Первый пришвинский сборник рассказов для детей назывался «Матрёшка в картошке».
Вышел он в 1925 году. Итоговой книгой стал «Золотой луг»
(1948), объединивший почти все детские рассказы писателя. Обращаясь к юному читателю, художник утверждает, что мир полон чудес и «это… чудеса не как в сказке о живой воде и мёртвой, а настоящие… они совершаются везде и всюду и во всякую минуту нашей жизни, но только часто мы, имея глаза, их не видим, имея уши не слышим». Пришвин видит и слышит эти чудеса и раскрывает их перед нами. Для него нет растений вообще, а есть белые грибы, кровавыя ягодка костяника, голубая черника, красная брусника, кукушкины слёзки, валерьянка, петров крест, заячья капуста. Для него нет птиц и животных вообще, а есть трясогузка, журавль, ворона, цапля, лисица, землеройка, зайчишка. Ни найдётся ни одного зверя или растения средней полосы России, которые не были бы упомянуты Пришвиным. Писатель считает, что чем богаче духовный мир человека, тем больше видит он в природе.
Слайд 6Героями этого крошечного рассказа являются сам автор и... летний лес,
в котором кипит жизнь. Внимательно приглядевшись к березе, автор обнаружил
свернувшуюся в трубочку бересту внутри которой кто-то из лесных жителей поместил орех. Может, это была белка, а, может, птичка ореховка утащила этот орех у белки и спрятала.
Другой лесной житель - паук оплел бересту тонкой сетью своей паутины.
Главная мысль рассказа - везде, куда ни бросишь взор, бурлит жизнь. Стоит только присмотреться, и можно увидеть столько нового и интересного. Нужно учиться не только смотреть, но и видеть, чувствовать и понимать природу.
Слайд 7Произведения М. М. Пришвина учат наблюдать и любить природу. Писатель
замечает малейшие изменения, происходящие вокруг, умеет рассказать о них так,
что ясно себе все можем представить. Из этого рассказа видно, что даже в самом простом, неказистом, на первый взгляд ничем не приметном цветке скрыта удивительная красота. Недаром маленькие дети очень любят одуванчики, всегда тянутся к ним. В солнечный день луг золотой, а ночью зеленый. Цветы ложились спать вместе с детьми, и вместе вставали. Сколько всего можно рассказать об одуванчике. Что же за цветок одуванчик? Скромненький. Желтый. В букет не нарвешь – стебелек слаб. Вянет быстро. Почти без запаха.
Слайд 8Это один из любимых писателей, известных мне с детства, можно
сказать, какой-то мерой воспитана на «пришвинских» книгах про животных и
природу, ведь эти книги дали мне много нового в знании реального мира, в понимании жизни и психологии животных. Пришвин пишет, казалось бы, о самых простых вещах, а как занимательно!
Мне нравятся поэтические описания природы, рассказы про жизнь леса и хороших, чутких людей.
Слайд 9После прочтения рассказа становится понятно, с какой любовью относится к
природе главный герой. Охотник увлекает рассказом о лесе не только
дочь Зиночку, но и читателя. И уже не одной героине хочется попробовать загадочный лисичкин хлеб. Отзывы о рассказе единогласны – он приходится по вкусу и малышам, и взрослым.
Слайд 10Принцип «родственного внимания» человека к природе позволяет писателю наделять зверей
способностью «разговаривать», «мыслить». Тема природы в творчестве писателя переходит в
тему Родины, мотив добра и любви – в мотив патриотизма. «Родина, как я её понимаю, - записал М.М.Пришвин в своём дневнике, - не есть что-то этнографическое или ландшафтное, к чему я теперь прислоняюсь. Для меня Родина – всё, что я сейчас люблю и за что борюсь».
Слайд 11Михаил Пришвин
Моя родина (Из воспоминаний детства)
Мать моя вставала рано, до
солнца. Я однажды встал тоже до солнца, чтобы на заре
расставить силки на перепёлок. Мать угостила меня чаем с молоком. Молоко это кипятилось в глиняном горшочке и сверху всегда покрывалось румяной пенкой, а под этой пенкой оно было необыкновенно вкусное, и чай от него делался прекрасным.
Это угощение решило мою жизнь в хорошую сторону: я начал вставать до солнца, чтобы напиться с мамой вкусного чаю. Мало-помалу я к этому утреннему вставанию так привык, что уже не мог проспать восход солнца.
Потом и в городе я вставал рано, и теперь пишу всегда рано, когда весь животный и растительный мир пробуждается и тоже начинает по-своему работать.
И часто-часто я думаю: что, если бы мы так для работы своей поднимались с солнцем! Сколько бы тогда у людей прибыло здоровья, радости, жизни и счастья!
После чаю я уходил на охоту за перепёлками, скворцами, соловьями, кузнечиками, горлинками, бабочками. Ружья тогда у меня ещё не было, да и теперь ружьё в моей охоте необязательно.
Моя охота была и тогда и теперь — в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я ещё не видел, и может быть, и никто ещё в своей жизни с этим не встречался...
Хозяйство моё было большое, тропы бесчисленные.
Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять — их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоёмы.
В лесах, степях, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес степь, горы.
А человеку нужна родина. И охранять природу — значит охранять родину.
Слайд 12"Кладовая солнца" - сказка-быль, написанная Пришвиным в послевоенный 1945 год
о реально существовавших детях. Главные герои - 12-ти летняя Настя
и 10-летний Митраша - осиротевшие ребята, на головы которых свалилось ведение хозяйства и вполне взрослая жизнь. Помимо детей Пришвин описывает обитателей леса - волка, зайца, сорок, собаку Травку, лишившуюся в свое время хозяина-лесника и вовремя пришедшую на помощь Митраше. Каждое животное, каждый персонаж сказки наделен своим характером и характерными чертами. С особой любовью писатель описывает лес, каждый кустик и дерево настолько живописно представлены, что сразу видны живые их образы.
Слайд 13Книга"Лесная капель" -это 116 рассказов цикла, дневниковых записей или зарисовок
о природе.
В рассказах цикла описывается, как меняется жизнь леса в
течение года, и в каждом слове чувствуется любовь автора к природе.
Автор наблюдает за пробуждением природы после зимы, когда тает снег, реки очищаются ото льда, распускаются свежие листья, зацветают травы и цветы. Он описывает повадки животных, птиц, насекомых.
Слайд 14В книгу известного русского советского писателя (1873-1954) вошли произведения "Черный
Араб", "Женьшень", "Фацелия", "Кладовая солнца", "Осударева дорога" и ряд лирических
миниатюр. Цель издания - представить писателя в качестве художника-философа. Ученый, путешественник, мастер художественного слова, писатель учит бережно относиться к богатствам природы, к богатствам человеческой души. Обо всём этом и не только в книге Глаза земли (Михаил Пришвин)
Слайд 15Интересная и умная книга увлекательно и ярко описывает природу родного
края, знакомит с повадками и поведением животных, рассказывает о дружбе
человека и зверя.
Слайд 16У каждой птицы есть своё место: Кто-то возле земли строит
свой дом,а кто-то на самых высоких вершинах. Так и получается
,что в лесу есть свои этажи.Эти этажи леса заселены разными птицами. Однажды люди повалили старое дерево,которые было гнездо синичек.Бедные птенчики не пострадали,но как же сильно испугались их родители,ведь им ну никак нельзя было опускаться на землю
Слайд 17М.Пришвин — русский писатель, автор произведений о природе, явивший в
них особую художественную натурфилософию, охотничьих рассказов, произведений для детей. В
книгу вошли рассказы писателя, предназначенные для детей дошкольного возраста.
Слайд 18http://russian7.ru
Пришвин, М. М. Лисичкин хлеб [Текст] / М. М. Пришвин.
– Москва : «Махаон», 2014 – 128 с
Пришвин, М. М.
Синие пёрышки [Текст] : рассказы / М. М. Пришвин. – Москва :
Детская литература, 1985 – 32 с.
Пришвин, М. М. Кладовая солнца [Текст] : сказки и рассказы / М. М. Пришвин. –
Москва : Стрекоза, 2008 – 160 с.
Пришвин, М. М. Медведь [Текст] / М. М. Пришвин. – Москва : Детская литература, 1986 – 32 с.
Пришвин, М. М. Золотой луг [Текст] : рассказы / М. М. Пришвин. – Москва :
Детская литература, 1998 – 16 с.
Пришвин, М. М. Про ежа [Текст] / М. М. Пришвин. – Москва : Карапуз, 2000 – 18
ИСТОЧНИКИ
Слайд 19Пришвин / гл. ред. А.М. Прохоров // Большая Советская энциклопедия.
- М.: «Советская энциклопедия», 1975. - Т. 20. - С.
604.
Пришвин Михаил Михайлович / гл. ред. Г.П. Шалаева // Кто есть кто в мире. - М. : СЛОВО, Эксмо, 2007. - С. 898 - 900.
Пришвин М.М. / гл. ред. П.А. Николаев // Русские писатели 20 века: биографический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия; Рандеву - А.М., 2000. - С.573 - 575.
Варламов, А. Пришвин, или Гений жизни : биографическое повествование / А.Варламов // Октябрь. - 2002. - № 2. - С. 151.
Именины души : сценарий праздничного занятия - представления по рассказам М. Пришвина // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 8. - С. 86 - 87.
Кладовая солнца : сценарий к 130-летию М. Пришвина // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2003. - № 2. - С. 18 - 19.
«С природой одною он жизнью дышал...» : сценарий к 130-летию М. М. Пришвина // Читаем, учимся, играем. - 2003. - № 1. - С. 50 - 55.
Толстяков, А. Бог был за него : к 125-летию со дня рождения Михаила Пришвина / А.Толстяков // Книжное обозрение. - 1998. -№ 5. - С. 11.