Слайд 2 Ян Амос Коменский — чешский педагог-гуманист, писатель, общественный
деятель, епископ Чешскобратской церкви, основоположник научной педагогики, систематизатор и популяризатор
классно-урочной системы
Слайд 3 Родился 28 марта 1592 в семье члена
общины Чешских братьев. Получил первоначальное образование в братской школе, в
1608-10 учился в латинской школе, затем в Херборнской академии, Гейдельбергском университете, где приступил к созданию своеобразной энциклопедии — «Театр всех вещей» (1614-27) и начал работу над полным словарём чешского языка («Сокровищница чешского языка», 1612-56). В 1614 Коменский — учитель братской школы в Пршерове. В 1618-21 жил в Фульнеке, изучал труды гуманистов эпохи Возрождения — Т. Кампанеллы, Х. Вивеса и др.
Слайд 4 В 1627 Коменский приступил к созданию труда
по дидактике на чешском языке. В связи с гонениями со
стороны католиков Коменский эмигрировал в Польшу. Здесь он преподавал в гимназии, закончил свою «Дидактику» на чешском языке (1632), а затем переработал её и перевёл на латинский язык, назвав «Великой дидактикой» (1633-38), подготовил несколько учебников: «Открытая дверь к языкам» (1631), «Астрономия» (1632), «Физика» (1633), написал первое в истории руководство для семейного воспитания — «Материнская школа» (1632). Коменский усиленно занимался разработкой идей пансофии (обучение всех всему), которые вызвали большой интерес европейских учёных.
Слайд 5 Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес
к знаниям, Коменский применил метод драматизации учебного материала и на
основе «Открытой двери к языкам» написал ряд пьес, составивших книгу «Школа-игра» (1656). В Венгрии Коменский закончил первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658), в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов.
Слайд 6 Переехав в Амстердам, Коменский продолжал работу над начатым
ещё в 1644 году капитальным трудом «Всеобщий совет об исправлении
дел человеческих», в котором дал план реформы человеческого общества. Первые 2 части труда опубликованы в 1662, рукописи же остальных 5 частей найдены в 30-х гг. 20 в.; полностью труд опубликован на латинском языке в Праге в 1966 году. Итог своей долгой жизни Коменский подвёл в сочинении «Единственно необходимое» (1668).
Слайд 7Основные педагогические идеи:
всеобщее обучение
идеи дисциплины
понятие школьного года
классно-урочная система
дидактические
принципы
Слайд 8Дидактические принципы:
Природосообразность
Наглядность
Последовательность
Сознательность
Посильность
Прочность
Систематичность
Слайд 9 Коменский считал, что обучение нужно осуществлять в школе
с помощью:
общешкольного плана
классно-урочной организации
учёбы с 6 лет
проверки знаний
запрета пропускать уроки
учебников для каждого класса
Слайд 10 Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал в неразрывном
единстве. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения и
как теорию воспитания. Коменский призывал давать всей молодёжи широкое универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам — сначала родному, потом латинскому — как языку науки и культуры того времени.
Слайд 11 В учебном методе, который Коменский толковал расширительно,
самым существенным он считал порядок и естественность. Отсюда у Коменского
вытекали и основные требования к обучению: начинать обучение надо по возможности раньше, учебный материал должен соответствовать возрасту учеников. Коменский был убеждён в том, что разум человека способен охватить всё, только для этого в обучении надо соблюдать последовательное и постепенное продвижение вперед, следуя от близкого к далёкому, от знакомого к незнакомому, от целого к частному, добиваясь того, чтобы учащиеся усваивали систему знаний, а не отрывочные сведения. Коменский полагал, что необходимо с детства вырабатывать положительные нравственные качества (справедливость, умеренность, мужество, причём под последним он понимал, в частности, настойчивость в труде и др.). Важную роль в нравственном воспитании он отводил примеру взрослых, систематическому приучению детей к полезной деятельности и к выполнению правил поведения.
Слайд 12 Стремясь сделать образование доступным всем детям, Коменский
разработал классно-урочную систему обучения, которая заменила индивидуальную. Коменский разработал единую
школьную систему: материнская школа (воспитание в семье под руководством матери до 6 лет), школа родного языка для детей от 6 до 12 лет (изучение родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтение священного писания, знакомство с важнейшими ремёслами), в крупных городах для наиболее способных учащихся с 12 до 18 лет — латинская школа или гимназия (в учебный план гимназии Коменский вводил наряду с традиционными «семью свободными искусствами» естествознание, историю, географию). Коменский изменил и содержание самих «свободных искусств», связав их с практическими потребностями и подняв до уровня современной ему науки. Наконец, в каждом государстве должна быть академия — высшая школа для молодёжи с 18 до 24 лет. Эту систему, описанную уже в «Чешской дидактике», Коменский в «Пампедии» расширил, добавив к ней «школы зрелого возраста и старости», в которых «преподаёт» сама жизнь.
Слайд 13 В большинстве педагогических работ Коменского содержатся высказывания об
учителе, а в «Пампедии» есть специальная глава.
Учитель, по Коменскому, должен владеть педагогическим мастерством и любить своё дело, пробуждать самостоятельную мысль учащихся, готовить из них деятельных людей, заботящихся о всеобщем благе.
Слайд 14Основные труды:
Энциклопедия «Театр всех вещей» (1614-1627)
Словарь чешского языка «Сокровищница чешского
языка» (1612-1656)
«Дидактика» на чешском языке (1632)
«Великая дидактика» переведена на латинский
(1633-1638)
«Пансофическая школа» (1651)
«Школа-игра» (1656)
Учебники:
«Открытая дверь к языкам» (1631)
«Астрономия» (1632)
«Физика» (1633)
«Материнская школа» (1632)
руководство семейного воспитания
«Мир чувственных вещей в картинках» (1658)