Слайд 1Явление электромагнитной индукции.
составитель: Ростенко Нина Валентиновна, учитель физики, «отличник профтехобразования»,
ГКОУ
«Краевой центр общего образования».
Физика - 9 класс
Слайд 2Цель урока:
Ввести учащихся в мир электромагнитной индукции, организовав исследовательскую деятельность
учащихся.
Показать практическую значимость данного явления. Формирование умений применять их на
практике.
Слайд 3Задачи урока:
Образовательная: восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала
– о явлении электромагнитной индукции. Установить связь между магнитным м
электрическими полями, показать значение этого явления для физики и электротехники. Создать условия для развития исследования данного явления.
Развивающая: способствовать развитию познавательного интереса к предмету физика. Способствовать развитию речи, мышления, совершенствование умственной деятельности учащихся. Развивать способность выдвигать гипотезы, экспериментировать, наблюдать, проверять результаты, делать выводы.
Воспитательная: воспитание толерантности друг к другу при совместном выполнении поставленных задач, способствовать воспитанию: культуры речи у учащихся, умение к самостоятельному исследованию, к уважению чужой точки. Показать научную и практическую важность великого открытия М.Фарадея. На примере великих учёных показать нравственные и культурные ценности человеческой жизни.
Слайд 4Девиз урока:
«Единственный путь ведущий к познанию – это деятельность» Б.Шоу.
Слайд 5Актуализация опорных знаний:
1. Какие утверждения являются верными:
А) в природе существуют
электрические заряды
Б) в природе существуют магнитные заряды
В) в природе не
существуют электрические заряды
Г) в природе не существуют магнитные заряды
2. Закончить фразу:
«Вокруг проводника с током существует…………………..
А) магнитное поле Б) электрическое поле В) электрическое и магнитное поле
3. Источником магнитного поля является:
А) покоящийся электрический заряд Б) движущийся электрический заряд
В) электрический ток
4. Сколько полюсов у магнита и какие полюса?
А) 2 – северный и южный Б) 2 – положительный и отрицательный
5. Выберите верное утверждение:
А) магнитное поле можно обнаружить по действию на магнитную стрелку
Б) магнитное поле можно обнаружить по действию на движущийся заряд
В) магнитное поле можно обнаружить по действию на проводник с током.
Слайд 6Правильные ответы к тесту:
Используя критерии самооценивания, поставь себе балл.
Слайд 7Критерии самооценивания:
1.Выполнено всё правильно – 5 баллов.
2.Выполнено правильно 4 задания
– 4 балла
3.Выполнено правильно 3 задания – 3 балла
5.Выполнено правильно1
– 2 задания – 2 балла.
Слайд 8Вспомним опыт датского учёного Эрстеда.
1820 год.
1777 – 1851г
Изложение нового:
Слайд 9Что этим опытом объяснял и доказывал Эрстед?
Слайд 10«Превратить магнетизм в электричество».
Опыт Колладона
1.Что он видел?
2. Почему стрелка гальванометра оставалась не подвижной?
Слайд 11Майкл Фарадей
английский физик, химик, основоположник учения об электромагнитном поле, член
Лондонского королевского общества
22 сентября 1791 —
25 августа 1867
Слайд 12«Превратить магнетизм в электричество».
Майкл Фарадей
Слайд 13Опыты Фарадея
при движении магнита относительно катушки
возникает индукционный ток
индукционного тока нет
магнит
неподвижен
Слайд 14ВЫВОД:
При всяком изменении магнитного потока, пронизывающего замкнутый контур, в этом
контуре возникает электрический ток.
Слайд 15Тема урока:
«Явление электромагнитной индукции»
Слайд 17Что мы видим?
Вывод из увиденного опыта:
Ток, возникающий в катушке (замкнутом
контуре), называют
индукционным.
Отличие полученного тока от известного нам ранее заключается в
том, что для его получения не нужен источник тока.
Слайд 18Эмиль Ленц ( 1804 – 1861гг)
правило по определению направления индукционного
тока
Слайд 19Борис Семёнович Якоби
(1801 – 1874гг)
Изобрёл электродвигатель в 1834
году
Слайд 20Так что же их объединяет?
Майкл Фарадей
явление электромагнитной индукции
Слайд 21Видеомагнитофон.
Жесткий диск компьютера.
Детектор полицейского.
Детектор металла в аэропортах
Поезд на магнитной подушке
Электромагнитная
индукция в современном мире
Слайд 34«Пока люди будут пользоваться электричеством, они будут помнить имя Фарадея»
Гельмгольц.
Слайд 35Правильные ответы к тесту:
Используя критерии самооценивания, поставь себе балл.
Слайд 36Критерии самооценивания:
1.Выполнено всё правильно – 5 баллов.
2.Выполнено правильно 4 задания
– 4 балла
3.Выполнено правильно 3 задания – 3 балла
5.Выполнено правильно1
– 2 задания – 2 балла.
Слайд 37Рефлексия:
1. Какое явление мы изучали сегодня на уроке?
2. Цели
урока мы с вами достигли?
3. Что нового мы узнали на
уроке?
4. Вспомните девиз нашего урока. Как вы его понимаете?
5. Он соответствует нашему уроку? Объясните!
Слайд 39Критерии выставления оценки за работу на уроке:
1. Если вы в
сумме набрали: 15 баллов – вам оценка за урок «5»
2.
Если вы в сумме набрали: 12- 14 баллов – вам оценка за урок «4»
3. Если вы в сумме набрали: 9 – 11 баллов – вам оценка за урок «3».
Слайд 41Литература:
1. Ф- 9,А.В.Пёрышкин, Е.М.Гутник, М., «Дрофа» 2010г.
2. «Контрольные измерительные материалы,
Ф - 9», С.Б.Бобошина, М., «Экзамен», 2014г.
3. «Физика. Планируемые результаты
7 – 9классы», Г.С.Ковалёва, О.Б.Логинова, М.,»Просвещение», 2014г.
4. Интернет-ресурсы.