Слайд 1ЯЗЫК ИСКУССТВА
ИЛИ
КАК ПОНЯТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА
Слайд 2Искусство — это язык
Это художественный язык, на котором можно говорить и который
можно понимать.
Живопись, графика, скульптура изображают окружающий нас мир: природу, человека,
вещи, жизненные события. Но они не просто изображают внешнюю сторону этого мира, но и несут мысли и чувства автора, определенные идеи, которые он вложил в свое создание.
Чтобы оценить произведение нужно понимать язык искусства.
Слайд 3Сначала у художника появляется идея, затем он переводит ее на
язык художественных образов с помощью техники, композиции, выбора определенного вида
искусства, цвета и т.д.
Слайд 4Иногда эти образы на картинах бывают абсолютно четкими и ясными
– красивый пейзаж, портрет девушки, натюрморт из различных цветов или
предметов.
Слайд 5Но бывают картины, на которых изображено очень много образов, каждый
из которых призван донести до зрителя определенную информацию, или же
другие картины, которые написаны в столь странной манере, что человек, который смотрит на них впервые не сразу осознает, что же там нарисовано.
Слайд 6Малевич говорил: «Главная задача произведения искусства — передавать эмоций художника
и вызывать у зрителя различные чувства, а не служить лишь
объектом эстетического наслаждения.»
Искусство не для того, что бы мы любовались. Оно передает идеи и мысли через поколения.
Слайд 7Меняется время – меняется язык искусства
Слайд 8Как же разговаривает искусство?
Символами
Знаками
Цветом
Композицией
Техникой исполнения
Слайд 10Древнейшие символы
Одежда, посуда, различные предметы всегда украшали узоры. Это не
простые узоры, это символы. В этих символах можно увидеть солнце,
огонь, землю, воду, божеств и т.д. Например, круг — солнце, квадрат — земля, треугольник — горы, свастика — движение солнца и т. д.
Человек не просто украшал эти вещи, но вкладывал в узоры особый смысл . Делал оберег для защиты, изображал мир (как он себе его представлял).
Слайд 11Почему не понятны некоторые картины?
Искусство нужно понимать (его разный язык)
Знать
о чем хотел рассказать художник
Знать время в которое жил художник
А
иногда, нужно просто почувствовать
Слайд 12Есть два взгляда на картину
Первый - когда мы ничего не
знаем о героях и сюжете и не торопимся разглядывать полотно.
Второй - когда мы в уже знаем что изображено на полотне и это накладывает определенный отпечаток. Мы смотрим на картину по-другому.
Слайд 13 Нельзя понять картину если вы не знаете сюжет
Мифологический жанр
— разновидность изобразительного искусства, черпающая сюжеты из мифологий разных народов.
Исторический жанр
— раздел в живописи, который включает в себя сюжеты, написанные на реальные исторические события, на религиозные, аллегорические темы.
Чтобы понимать картины, необходимы знания по истории, потому что часто художники отражают в своих картинах историю времени, в котором живут.
Слайд 14Основной тематикой живописи Средневековья была религия. Но не достаточно знать
сюжет, что бы понять картину. В средневековом искусстве символика становится
языком, на котором говорит художник. В этих картинах множество символов, которые были понятны людям того времени. Если не знать значение этих символов, вы не поймете что изображено.
Слайд 15Герника небольшой город на севере Испании. 26 апреля 1937 года
была осуществлена авиационная бомбардировка города немецким легионом . Это самый
первый акт воздушного террора в истории человечества. Новость об уничтожении города Герника с гражданским населением вызвала у мира шок.
Мир рухнул. На картине все разрушено, сломано , все изуродовано. Остался только ужас катастрофы. Художник не мог нарисовать ужас обычно, правильно.
Пабло Пикассо
Герника
Слайд 16Художник не фотограф
Ван Гог говорил: «Я использую цвет произвольно, чтобы
наиболее полно выразить себя».
«Художник не фотограф действительности, а творец образов
и истолкователь природы» К. Богаевский
Слайд 17Винсент Ван Гог
Звездная ночь
Бывает ли такое небо?
Художник не фотограф.
Он передает свои впечатления.
Художник хотел показать красоту звездного неба, движение
воздуха, свечение звезд.
Слайд 18Микалоюс Чюрлёнис. Фуга
Микалоюс Чюрлёнис литовский художник и композитор.
Для композитора-живописца синтез
музыки и живописи стал частью жизни, выражением его миропонимания. Удивительный
ритм ёлочек символизирует ноты. Елочки чередуются и располагаются на нескольких уровнях. Все это явно напоминает мелодические ритмы музыкального произведения.
Слайд 19Марк Шагал
Прогулка
Разве человек умеет летать?
Главная героиня полотна, Белла, летит, оторвавшись
от земли, и это является выражение счастья. Марк Шагал был
тем художником, которому удалось перенести это состояние на полотно.
Слайд 20Юрий Пименов «Ожидание»
Странный натюрморт
Черный телефон. Трубка телефона снята и
лежит рядом с ним. На заднем фоне изображено окно, за
которым серая, беспроглядная сырость, идет дождь.
Телефон олицетворяет собой ожидание. Ожидание.… Но чего?
Вариантов множество, автор картины создал настолько многогранный сюжет, что каждый человек может понять этот смысл по своему.
Серые и черно-белые тона картины заставляют немного грустить. Еще и дождь дополняет общую тоскливость изображения. Он кажется совсем нескончаемым, ведь за окном даже намека на прояснение неба не предвидится. От этого одиноко лежащая трубка телефона наводит мысли о чем-то тяжелом, тоскливом и грустном.
Слайд 21Николай Рериха
«Святогор»
Богатырь-мудрец Святогор, спящий тысячелетиями и просыпающийся в лихую для
Отечества годину.
Среди заснеженных горных вершин, освещенных лучами заходящего солнца,
возвышается на могучем коне суровый седобородый старец в полном воинском облачении – кольчуге и шлеме, устремив грозный взгляд вдаль.
Выше облаков, вровень с горными вершинами, поднялся Святогор, олицетворяя собой силу.
Слайд 22Филипп Малявин
«Вихрь»
Сразу и не поймешь, что здесь изображено.
Малявин создает
необычную картину. Он изображает, как танцуют женщины. Всё полотно захвачено
танцем крестьянок в ярко-красных сарафанах, юбки которых мечутся, как пляшущий огонь. Размашистость кисти художника усиливает впечатление движения в картине. Ощущается ветер, слышится разудалая музыка.
Слайд 23Василий Верещагин «Апофеоз войны»
Мало кому из художников удавалось
так точно изложить суть войны.
Верещагин нарисовал гору безобразных человеческих черепов,
положенных среди выжженной войной земли. Солнце своими лучами безжалостно испепеляет землю, но сама земля уже мертвая, она разорена войной, покорена и обезображена.
Художник написал: «Посвящается всем великим завоевателям – прошедшим, настоящим и будущим».
Слайд 24Абстрактное искусство
Это искусство говорит «линией», «пятном», «цветом», «геометрическими фигурами».
Оно не
изображает реальный (наш мир), а живет в своем мире (
мире цвета, формы).
Слайд 25Роб Гонсалвес
Роб Гонсалвес – это мастер иллюзий. Он добавляет волшебства
в реальные сцены.
Его живопись — это попытка продемонстрировать людям, что
невозможное возможно.
Слайд 26Не всегда нужно стараться понять, что хотел сказать художник. Иногда
нужно просто смотреть. Смотреть и чувствовать.
Слайд 27
Искусство заставляет задуматься
Радует глаз
Показывает то, что мы не замечаем
Открывает новый
мир
Шокирует
Искусство разговаривает с нами по разному и в этом его
ценность.
Слайд 28
Одну и ту же картину люди могут воспринимать по-разному. Достаточно только вспомнить
неутихающие дискуссии на тему «Моны Лизы», чтобы понять это.
Одной из восхитительных особенностей
живописи является то, что она способна породить бесчисленное число мыслей, чувств, идей.
Так художники передают мысли другим поколениям, и сами вдохновляются идеями прошлого.