Слайд 1Задачи, решаемые техническим заказчиком, застройщиком
Слайд 2Рекомендуемая литература
Градостроительный Кодекс РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ(ред. от 30.12.2015)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016)
Федеральный закон
от 29.12.2004 N 191-ФЗ О техническом регулировании (с комментарием) (с изменениями на 28 сентября 2010 года). Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ
Коробко В.И., Технический надзор в строительстве. Учебное пособие, Изд. :Academia, М.: 2012, 208с.
Котельникова В.С. Строительный контроль, Методическое пособие. – М.: ОАО "НТЦ "Промышленная безопасность"", 2010. – 499 с.
СНиП 1.06.05-85 Положение об авторском надзоре проектных организаций за строительством предприятий, зданий и сооруженийhttp://www.iso.org/iso/standards_development/technical_committees/list_of_iso_technical_committees.htm(дата обращения 09.04.2009 г.).
http://bookdata.org/construction/investments15/
http://pstu.ru/files/file/CTF/sp/vopr_i_otv/razd12.html
Слайд 3Схема реализации инвестиционного проекта
Слайд 4Основные задачи Заказчика по управлению инвестиционным проектом
На стадии подготовки инвестиционного
проекта:(МДС 12-9, 2001 «Положение о заказчике при строительстве объектов для
государственных нужд на территории РФ», утв. Постановлением Госстроя РФ от 08.06.2001 г., №58)
разработка бизнес-плана;
выбор площадки строительства;
получение всех необходимых разрешений и согласований;
предварительный отбор проектировщиков, подрядчиков, изготовителей и поставщиков оборудования;
экспертиза проекта.
Пункт 6 статьи 4 Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" предусматривает возможность совмещения субъектом инвестиционной деятельности функций двух и более субъектов, если иное не установлено договором между ними. В частности, функций технического заказчика и генерального подрядчика.
Слайд 5Основные задачи Заказчика по управлению инвестиционным проектом
На стадии реализации инвестиционного
проекта:
подготовка строительной площадки;
разработка и утверждение проектно-сметной документации;
выбор на конкурсной основе
исполнителей на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в строительстве и заключение договоров (государственных контрактов);
поставка предусмотренных договором подряда материальных и иных ресурсов;
контроль качества работ;
приемка выполненных работ;
своевременная оплата работ и услуг;
сдача объекта в эксплуатацию;
передача объектов собственникам или эксплуатирующим организациям;
контроль качества работ в период гарантийной эксплуатации.
(МДС 12-9, 2001 «Положение о заказчике при строительстве объектов для гас. нужд на территории РФ», утв. Постановлением Госстроя РФ от 08.06.2001 г., №58)
Слайд 6Место заказчика-застройщика при реализации инвестиционного проекта
Инвестор – самостоятельная организация, а
функции заказчика-застройщика и генподрядчика совмещены в одном юридическом лице
Инвестор, заказчик
- застройщик является отдельным юридическим лицом
Инвестор, заказчик и подрядчик представляют одно юридическое лицо
Слайд 7Заказчик — физическое или юридическое лицо, которое получает результат реализации
проекта. В качестве заказчика могут выступать инвесторы, а также любые
другие физические и юридические лица, уполномоченные инвесторами осуществлять реализацию проекта, не вмешиваясь при этом в деятельность других участников проекта, если иное не предусмотрено договором между ними.
Закон № 39-ФЗ использует только понятие «заказчик». Это уполномоченное инвесторами физическое или юридическое лицо, которое осуществляет реализацию инвестиционных проектов.
Чаще всего инвестор привлекает в качестве заказчика-застройщика специализированную организацию, в штате которой имеются сотрудники, обладающие необходимыми специальностями, навыками и знаниями (сотрудники службы технического надзора, сметного планирования и т. д.).
Заказчики-застройщики наделяются правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором на капитальное строительство и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством РФ
Заказчик-застройщик, как правило, получает свои права на заключение договора с инвестором на конкурсной основе.
Слайд 8Заказчик-застройщик как участник организационно-экономической системы.
Признаки организационно-экономической системы в службе
заказчика-застройщика:
- рыночные условия предоставили возможность заказчику изменять свою структуру обеспечения
устойчивого функционирования, учитывая влияние внешних факторов, адаптироваться к динамичным условиям;
- важность заказчика как организационно-экономической системы определяются длинным циклом функционирования т.е. на весь период проектирования и возведение объекта или большой совокупности объектов;
- заказчик-застройщик организовывает свою деятельность во взаимодействии с инвесторами, подрядчиками и другими участниками инвестиционно-строительного процесса.
Слайд 9Функции заказчика-застройщика
Основные функции заказчика-застройщика следующие: регулирование, организация планирования, анализ, учет,
контроль, мотивация. Кроме этого частными функциями являются:
выдача исходных
данных для разработки проектно-сметной документации, размещение заказа на разработку всей необходимой для строительства объекта документации, ее согласование в установленном порядке, поиск подрядчиков, заключение договоров подряда на разработку документации и выполнение всего комплекса строительных, монтажных и пусконаладочных работ, поставка оборудования и материалов;
приемка, учет, надлежащее хранение находящегося на складах оборудования, изделий и материалов, передача их в монтаж;
выполнение всех необходимых работ по подготовке строительной площадки, надзор за соблюдением норм и правил при производстве СМР, приемка законченных работ и подготовка объекта к передаче в эксплуатацию;
обеспечение рационального и экономного расходования выделенных на строительство средств, своевременное осуществление платежей за материалы, оборудование, выполненные работы и т. д., принятие мер к сокращению сроков строительства.
В том случае, если объект возводится не для нужд государства, а для иных, то соответственно основные функции заказчика по организации процесса строительства остаются, а детализация возложенных на него обязательств с включением дополнительных или усечением объема обязанностей заказчика должна регулироваться в договоре между инвестором и заказчиком.
Слайд 10Общая схема предпроектной и проектной подготовки строительства
Слайд 11Предоставление земельного участка под строительство. Определение службы заказчика при реализации
городских программ
Слайд 12Предоставление земельного участка под строительство. Вариантный выбор земельного участка для
частных инвесторов
Слайд 13Предоставление земельного участка под строительство. Земельный аукцион
Слайд 14Согласование предпроектного предложения (буклета)
Слайд 16Схема согласования ЗАДАНИЯ на проектирование (ЗП)
Слайд 17Получение технических условий на присоединение
Слайд 18Разработка утверждаемой части проекта (стадия ПРОЕКТ(П))
Слайд 19Схема согласования и экспертизы архитектурно-строительных и конструктивных решений
Слайд 21Схема согласования Сводного плана инженерных сетей
Слайд 22Схема согласования Строительного генерального плана
Слайд 23Получение разрешения на производство СМР и открытие ордера
Слайд 24Результаты исследования согласующих инстанций
Слайд 25Рекомендации по возможным шагам оптимизации
Сокращение сроков за счет четкого описания
сквозного алгоритма подготовки предпроектной и проектно-сметной документации
Оптимизация на этапе сбора
исходных данных, подготовки градостроительного обоснования и получения АРИ
Оптимизация этапа получения технических условий, проектирования, согласования и экспертизы проекта:
Оптимизация на этапе получения разрешения на строительно-монтажные работы и открытие ордера
Сокращение сроков согласования за счет повышения внутренней дисциплины и ответственности согласующих инстанций
Сокращение сроков подготовки проектной документации за счет повышения качества проектов и планирования
Сокращение сроков за счет использования властного ресурса (по городским программам)
Сокращение сроков за счет определения единый сроков согласований и экспертиз в различных инстанциях (ликвидировать перекосы, когда согласование в одной структуре выдается за 10 рабочих дней, а в другой – за месяц)
Слайд 26Результаты оптимизации
С учетом нормативных требований, процесс разработки и согласования предпроектной
и проектно-сметной документации занимает от 25 месяцев, реальный срок при
строительстве коммерческих объектов жилой недвижимости – от 18 месяцев, при реализации городских программ – от 39,5 месяцев.
Сравнить нормативную и реальную стоимость разработки и согласования проектной и проектно-сметной документации не представляется возможным, так как значительная часть расценок на получение согласований и прохождение экспертиз рассчитывается под конкретный объект по методичкам инстанций.
Сложность представляет именно запутанность процесса и нарушение сроков в инстанциях.
Эксперты также отмечают, что можно рассмотреть вопрос сокращения согласований, но в данном случае этот вопрос не может быть решен отдельным экспертом ведомства - необходимо комплексное решение рабочей группы или межведомственной комиссии
По мнению экспертов и предпринимателей, технологические этапы, которые необходимо пройти при подготовке предпроектной, проектной и проектно-сметной документации, логичны и разумны.
Сложность представляет именно запутанность процесса и нарушение сроков в инстанциях.
Эксперты также отмечают, что можно рассмотреть вопрос сокращения согласований, но в данном случае этот вопрос не может быть решен отдельным экспертом ведомства - необходимо комплексное решение рабочей группы или межведомственной комиссии.
В законодательстве происходят формальные изменения, результатам которых может быть сокращение времени прохождения этапа предпроектной документации. Однако пока не прошло время, чтобы было возможно судить о реальном положительном эффекте.
Слайд 27Нормативы численности аппарата службы заказчика-застройщика в зависимости от годового объема
капитальных вложений
Слайд 28Организационная структура управляющей компании
Структура службы заказчика для осуществления инвестиционно
- строительной деятельности
Слайд 29Нормативы затрат на содержание службы заказчика-застройщика, технического надзора, управлений (отделов)
капитального строительства, дирекций по реализации целевых программ и строящихся предприятий,
осуществляющих строительство с использованием средств федерального бюджета
Слайд 31Ориентировочная цена муниципальных расценок
Слайд 32Прединвестиционная подготовка строительства и взаимодействие участников проекта
Заказчик — физическое или
юридическое лицо, заключающее договор подряда или государственный контракт на строительство
объекта недвижимости, которого планируют строительство, размещает заказы на его осуществление подрядными организациями, обеспечивает финансирование и контроль в период производства работ, а также принимает законченные строительством здания и сооружения. Инвестор, застройщик и заказчик могут быть в одном лице. При наличии внешнего инвестора заказчик выступает как его уполномоченный.
Инвестор – физическое или юридическое лицо, осуществляющее долгосрочное вложение капитала в экономику в целях получения прибыли. Инвестор может быть и застройщиком.
Подрядчик — физическое или юридическое лицо, выполняющее комплекс работ по строительству объектов различного назначения. Привлекаемый к работе исполнитель должен иметь лицензию на те виды деятельности, где это предусмотрено законом. Договор с заказчиком заключает генподрядчик – центральная фигура в строительстве.