Слайд 1Задание 1 в ОГЭ БИОЛОГИЯ.
БИОЛОГИЯ КАК НАУКА.
МЕТОДЫ.
УЧЕНЫЕ .
Слайд 3Биология — наука о живой природе и закономерностях, ею управляющих.
Биология изучает все проявления
жизни, строение и функции живых существ, а также их сообществ.
Выясняет происхождение, распространение и развитие живых организмов, связи их друг с другом и с неживой природой.
Как особая наука биология выделилась из естественных наук в XIX веке, когда учёные обнаружили, что живые организмы обладают некоторыми общими для всех характеристиками.
Слайд 4Термин «биология» был предложен независимо несколькими авторами: Фридрихом Бурдахом в
1800 году,
в 1802 году Г. Р. Тревиранусом и
Жаном
Батистом Ламарком.
В основе современной биологии лежат пять фундаментальных принципов:
клеточная теория
эволюция
генетика
гомеостаз
энергия.
Слайд 6Биология-совокупность естественных наук:
Ботаника
Зоология
Эмбриология
Экология
Микробиология
Систематика
Иммунология
Палеонтология
Морфология
Гистология
Цитология
Анатомия
Этология
Арахнология
Орнитология
Ихтиология
Энтомология
Физиология
Вирусология
Биотехнология
Слайд 7Какие науки изучают живые системы на организменном уровне? Выберите три
верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они
указаны.
1)анатомия
2)биоценология
3)физиология
4)молекулярная биология
5)психология
6)эволюционное учение
Слайд 9Метод – это путь исследования, который проходит ученый, решая какую-либо научную
задачу, проблему.
Проблема – вопрос, задача, требующие решения. Решение проблемы ведет к
получению нового знания. Научная проблема всегда скрывает какое-то противоречие между известным и неизвестным. Решение проблемы требует от ученого сбора фактов, их анализа, систематизации. Примером проблемы может служить, например, такая: «Как возникает приспособленность организмов к окружающей среде?» или «Каким образом можно подготовиться к серьезным экзаменам в максимально короткие сроки?». Сформулировать проблему бывает достаточно сложно, однако всегда, когда есть затруднение, противоречие, появляется проблема.
Гипотеза – предположение, предварительное решение поставленной проблемы. Выдвигая гипотезы, исследователь ищет взаимосвязи между фактами, явлениями, процессами. Именно поэтому гипотеза чаще всего имеет форму предположения: «если … тогда». Например, «Если растения на свету выделяют кислород, то мы сможем его обнаружить с помощью тлеющей лучины, т.к. кислород должен поддерживать горение». Гипотеза проверяется экспериментально. (См. раздел Гипотезы происхождения жизни на Земле.)
Слайд 10Теория – это обобщение основных идей в какой-либо научной области знания.
Например, теория эволюции обобщает все достоверные научные данные, полученные исследователями
на протяжении многих десятилетий. Со временем теории дополняются новыми данными, развиваются. Некоторые теории могут опровергаться новыми фактами.
Верные научные теории подтверждаются практикой.
Так, например генетическая теория Г. Менделя и хромосомная теория Т. Моргана подтвердились многими экспериментальными исследованиями в разных странах мира.
Современная эволюционная теория хотя и нашла множество научно доказанных подтверждений, до сих пор встречает противников, т.к. не все ее положения можно на современном этапе развития науки подтвердить фактами.
Слайд 11Наблюдение – метод, с помощью которого исследователь собирает информацию об объекте.
Наблюдать можно визуально, например за поведением животных.
Можно наблюдать с
помощью приборов за изменениями, происходящими в живых объектах: например, при снятии кардиограммы в течение суток, при замерах веса теленка в течение месяца. Наблюдать можно за сезонными изменениями в природе, за линькой животных и т.д. Выводы, сделанные наблюдателем, проверяются либо повторными наблюдениями, либо экспериментально.
Эксперимент (опыт) – метод, с помощью которого проверяют результаты наблюдений, выдвинутые предположения – гипотезы. Примерами экспериментов являются скрещивания животных или растений с целью получения нового сорта или породы, проверка нового лекарства, выявление роли какого-либо органоида клетки и т.д. Эксперимент – это всегда получение новых знаний с помощью поставленного опыта.
Слайд 12Моделирование – метод, при котором создается некий образ объекта, модель, с
помощью которой ученые получают необходимые сведения об объекте. Так, например,
при установлении структуры молекулы ДНК Джеймс Уотсон и Френсис Крик создали из пластмассовых элементов модель – двойную спираль ДНК, отвечающую данным рентгенологических и биохимических исследований. Эта модель вполне удовлетворяла требованиям, предъявляемым к ДНК.
Сравни́тельный ме́тод — метод сопоставления двух и более объектов (явлений, идей, результатов исследований и т. п.), выделение в них общего и различного, с целью классификации и типологии. Этот метод широко применяется в систематике.
Слайд 13Микроскопия – исследование строения клеток и клеточных структур с помощью световых
и электронных микроскопов. Световые микроскопы позволяют увидеть формы и размеры клеток, отдельных
органоидов. Электронные – мелкие структуры отдельных органоидов.
Биохимический метод - исследование химического состава клеток и тканей живых организмов.
Цитогенетический– метод изучения хромосом под микроскопом. Можно обнаружить геномные мутации (например, синдром Дауна), хромосомные мутации (изменения формы и размеров хромосом).
Ультрацентрифугирование- выделение отдельных клеточных структур (органелл) и дальнейшее их изучение.
Исторический метод– сопоставление полученных фактов с ранее полученными результатами.
Палеонтологический метод- позволяет выяснить родство между древними организмами, останки которых находятся в земной коре, в разных геологических слоях.
Гибридологический метод – метод скрещивания, главный метод изучения закономерностей наследственности.
Генеалогический метод – метод составления родословных, применяется для определения типа наследования признака.
Близнецовый метод– метод, позволяющий определять долю влияния факторов среды на развитие признаков. Применяется к однояйцовым близнецам.
Слайд 14Для разделения органоидов клетки по плотности Вы выберете метод
1)наблюдения
2)хроматографии
3)центрифугирования
4)выпаривания
Слайд 15Данная фотография иллюстрирует метод:
1)моделирования
2)эксперимента
3)обобщения
4)статистический
Слайд 16НАБЛЮДЕНИЕ
Исследование внешних признаков и видимых изменений на протяжении определенного промежутка
времени. Например, наблюдение за ростом и развитием проростка.
Дает возможность описывать
и анализировать биологические явления
Слайд 17Центрифугирование
Разделение смесей на составные части под действием центробежной силы. Применяется
при разделении органоидов клетки, легких и тяжелых фракций органических веществ.
Слайд 18Хроматогра́фия (от др.-греч. χρῶμα — цвет) — метод разделения и анализа смесей веществ, а также изучения физико-химических свойств
веществ.
Основан на распределении веществ между двумя фазами — неподвижной (твердая фаза
или жидкость, связанная на инертном носителе) и подвижной (газовая или жидкая фаза, элюент). Название метода связано с первыми экспериментами по хроматографии, в ходе которых разработчик метода Михаил Цвет разделял ярко окрашенные растительные пигменты.
Слайд 213. Появление древних
государств (Греция, Рим)
Систематизация знаний о
человеке, растениях, животных
Аристотель
Теофраст
Гален
Описал около
500 видов
животных.
Создал первую
систему их
классификации.
Заложил основы
сравнительной
анатомии. Считал,
что живая
материя
возникла
из неживой
«Отец» ботаники.
Описал разные
органы растений.
Заложил основы
классификации
растений.
Считал,
что живая
материя
возникла
из неживой
Выдающийся
римский врач.
«Отец» медицины.
Описал
органы человека.
Заложил основы
анатомии
человека
Основа для развития европейской
биологической науки,
не менялась до VIII в. н.э.
Слайд 22Одним из первых начал изучать человеческие органы путем вскрытий. В
основных трудах «О строении человеческого тела» (1543) дал научное описание
строения всех органов и систем указал на множество ошибок своих предшественников.
1514 - 1564 Андреас Везалий (Vesalius)
Слайд 23Уи́льям Га́рвей
1578 - 1657
английский медик, основоположник
физиологии и эмбриологии.
Открыл кровообращение «Анатомическое исследование о движении
сердца и крови у животных»
Впервые высказал мысль, что «Все живое зарождается
из яйца» (omne vivum ex ovo)
Слайд 245. Период
Возрождения
(ХVІ–XVІІІ ст. н. э.)
Развитие биологической науки,
изучение строения
и функций
различных биологических объектов
Роберт
Гук
(1635–1703)
Изобретение
Микроскопа, введение термина «клетка»
Антони ван
Левенгук
(1632–1723)
Наблюдал однокле-точные организмы, клетки крови
Карл
Лінней (1707–1778)
Ввел термин «вид».
Основал современную
систематику, а также соз-
рыл собственную
классификацию растений
и животных. Ввел ла-
тинские научные
названия видов,
родов и других сис-
тематических категорий,
описал свыше 7500 видов
растений и около
4000 видов животных
Слайд 25Английский физик и ботаник Роберт Гук. (1635-1703)
Первый оценил значение увеличительного
прибора и применил его для исследования срезов растительных и животных
тканей. Изучая срезы пробки, он обнаружил структуры, похожие на пчелиные соты, и назвал их ячейками или клетками.
Слайд 26Изготовил линзы с 150-300 кратным увеличением, впервые пронаблюдал и зарисовал
(опублик. С 1673): ряд простейших, сперматозоиды, бактерии, эритроциты, их движение
в капиллярах.
Антони ван Левенгук
1632 -1723
Слайд 27Жорж Кювье
Жорж Кювье (1769—1832), — французский биолог, зоолог, естествоиспытатель, натуралист,
один из первых историков естественных наук.
Создал палеонтологию и сравнительную
анатомию животных.
Слайд 286. Создание клеточной
теории и развитие
эволюционных идей
(ХІХ ст.
н. э.)
Резкий всплеск развития биологии,
борьба материалистических и
идеалистических взглядов
о возникновении материи
Теодор
Шванн (1810–1882)
Один из авторов клеточной теории
Жан-
Батист Ламарк
(1744–1829)
Автор первого эво-люционного учения
Чарльз
Дарвин (1809–1882)
Автор первой эволюцион-ной теории
Эрнст
Геккель (1834–1919)
Ввел термин «экология». Заложил основы филогении
Маттиас Якоб Шлейден 1804—1881) Один из авторов клеточной теории
Слайд 29Ро́берт Бро́ун (1773—1858) — британский ботаник , морфолог и систематик растений, первооткрыватель «броуновского
движения»
Описал ядро растительной клетки, автор многих работ по морфологии и
систематике
растений
Слайд 30Ру́дольф Людвиг Карл Ви́рхов (1821 - 1902) — немецкий учёный ,врач,
патологоанатом, гистолог, физиолог, один из основоположников клеточной
теории в биологии и медицине, 1855 год Обосновал принцип преемственности клеток
"каждая клетка из клетки«
был известен также как археолог, антрополог и
палеонтолог
Считается основателем современной патологической анатомии.
Слайд 31Шведский ученый К. Линней создал
1)теорию эволюции
2)классификацию растений
3)теорию возникновения жизни на
Земле
4)клеточную теорию
Карл Линне́й . Карл фон Линне,
родился 23 мая 1707 года в
Южной Швеции — в деревне Росхульт провинции— 10 января 1778, — шведский естествоиспытатель и врач; создатель единой системы классификации растительного и животного мира, в которой были обобщены и в значительной степени упорядочены знания всего предыдущего периода развития биологической науки. Среди главных заслуг Линнея — определение понятия биологического вида, внедрение в активное употребление биноминальной (бинарной) номенклатуры и установление чёткого соподчинения между систематическими (таксономическими) категориями
Линней — самый известный шведский учёный-естествоиспытатель. В Швеции его ценят также как путешественника, который открыл для шведов их собственную страну
Считал «видов столько, сколько их создало Бесконечное существо (Бог)»
Слайд 32Известно, что Карл Линней - выдающийся ботаник, креационист, создатель единой системы классификации
растительного и животного мира.
Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже
списка три утверждения, относящиеся к описанию данных заслуг ученого.
Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1)К. Линней заложил основы современной бинарной номенклатуры в биологии.
2)У себя на родине учёного ценят как путешественника, который открыл для шведов их собственную страну.
3)В своих работах учёный писал, что «видов столько, сколько их создало Бесконечное существо (Бог)».
4)К. Линней одним из первых начал вести научные фенологические наблюдения в природе.
5)Учёным было описано около полутора тысяч новых видов растений.
6)К. Линней родился 23 мая 1707 года в Южной Швеции— в деревне Росхульт в провинции Смоланд.
Слайд 33На рисунке изображён великий французский естествоиспытатель и биолог конца XVIII
– начала XIX в., известный тем, что создал первую научную
1)теорию иммунитета
2)клеточную теорию
3)теорию
эволюции живого мира
4)хромосомную теорию
Жан Батист Пьер Антуан де Моне Шевалье Ламарк (фр. Jean-Baptiste Pierre Antoine de Monet Lamarck;1 августа 1744 — 18 декабря 1829) — французский учёный-естествоиспытатель.
Ламарк стал первым биологом, который попытался создать стройную и целостную теорию эволюции живого мира, известную в наше время как одна из исторических эволюционных концепций, называемая «ламаркизм».
Отрицал существование видов.
Важным трудом Ламарка стала книга «Философия зоологии» (фр. Philosophie zoologique), опубликованная в 1800 году.
Жираф — пример приспособляемости животного к условиям среды в учении Ламарка
Слайд 37Карл Эрнст фон Бэр (нем. Karl Ernst von Baer), или, как его
называли в России, Карл Макси́мович 1792 — 1876), один из основоположников эмбриологии и сравнительной анатомии, академик Петербургской
академии наук, президент Русского энтомологического общества, один из основателей Русского географического общества.
Карл Бэр в своих трудах по эмбриологии сформулировал закономерности, которые позднее были названы
«Законами Бэра»:
1. наиболее общие признаки любой крупной группы животных появляются у зародыша раньше, чем менее общие признаки;
2. после формирования самых общих признаков появляются менее общие и так до появления особых признаков, свойственных данной группе;
3. зародыш любого вида животных по мере развития становится все менее похожим на зародышей других видов и не проходит через поздние стадии их развития;
4. зародыш высокоорганизованного вида может обладать сходством с зародышем более примитивного вида, но никогда не бывает похож на взрослую форму этого вида.
Слайд 387. «Генетический» период
(с 1900 года)
Преобладание материалистических
взглядов, открытие
закономерностей
наследственности и изменчивости
Томас Хант Морган
Хромосомная теория наследственности
Уотсон и Крик
Структура
ДНК
(1953)
Грегор Мендель
(1822–1884)
Уильям Бетсон
(1861–1926)
Термин «генетика»
(1908)
Слайд 39Гуго де Фриз
(1848–1935)
Термин
«мутация»
сосредоточил свое внимание на практическом применении
генетических закономерностей в селекции культурных растений.
Эрих Чермак
(1871–1962)
Карл Корренс
(1864–1933)
работы по генетике пола, цитоплазматич. наследственности.
Переоткрыли законы Г. Менделя в 1900 г.
Слайд 40А.Н. Северцов, И.И. Шмальгаузен установили направления эволюции
Слайд 41Н.И. Пирогов известен в науке тем, что
1)впервые применил наркоз в
хирургии
2)создал учение об иммунитете
3)доказал невозможность самозарождения
4)создал учение о биосфере
Никола́й Ива́нович
Пирого́в 1810- 1881 Русский хирург и анатом, естествоиспытатель и педагог, создатель первого атласа топографической анатомии, основоположник русской военно-полевой хирургии, основатель русской школы анестезии.
Слайд 42Ива́н Миха́йлович Се́ченов (1 августа 1829 — 2 ноября 1905) — русский физиолог и просветитель, публицист, мыслитель-создатель физиологической школы,
учёный-энциклопедист, биолог-эволюционист, психолог, антрополог,
анатом, гистолог, патолог, психофизиолог, физико-химик, эндокринолог, офтальмолог, гематолог, нарколог, гигиенист, культуролог,приборостроитель,военный
инженер.
в 1871—1872 годах под его редакцией в России был опубликован перевод труда Чарльза Дарвина
«Происхождение человека» .
Боролся за женские права и в 1870 году в знак протеста против женской дискриминации покинул академию, после чего работал в химической лаборатории Менделеева и параллельно с этим читал лекции в клубе художников.
Заложил основы изучения высшей нервной деятельности, основы научной психологии. Центральное торможение
Слайд 43 Сеченов сконструировал «кровяной насос», необходимый для изучения влияния алкоголя на
газы крови.
– Он был первым, кто написал и защитил докторскую диссертацию
на русском языке на тему «Материалы для будущей физиологии алкогольного опьянения», в 1860 году в Медико-хирургической академии в Петербурге.
– Сеченов организовал первую в России физиологическую лабораторию в Медико-хирургической академии Петербурга.
– Именно Сеченов распространил дарвинизм в России и даже привел первые в мире физико-химические и эволюционные теории, а также приложение идей дарвинизма к проблемам психологии и физиологии.
– Он открыл феномен центрального торможения, который в итоге назвали сеченовским торможением, и самопроизвольные колебания биотоков в продолговатом мозге.
– Сеченов превратил физиологию в точную науку и клиническую дисциплину, которая позволила медицине сделать существенный шаг вперед.
Слайд 44Известно, что Иван Сеченов – выдающийся русский физиолог, эволюционист, предложивший систему исследования
сложных форм поведения человека. Используя эти сведения, выберите из приведённого
ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных заслуг ученого.
Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1)Работал в химической лаборатории Д.И. Менделеева и читал лекции в клубе художников.
2)Вместе с женой впервые перевёл на русский язык сочинение Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор».
3)Родился учёный в 1829 году.
4)В лаборатории К. Бернара экспериментально проверил гипотезу о влиянии центров головного мозга на двигательную активность.
5)Автор статьи «О поглощении СО2 растворами солей и сильными кислотами».
6)Углублённо изучал различные направления философии и психологии, полемизировал с представителями разных философско-психологических направлений — П. Лавровым, К. Г. Струве.
Слайд 45Выдающийся русский физиолог, учёный-энциклопедист конца XIX в. И.М. Сеченов известен тем,
что объяснил
1)механизмы зрительного восприятия сетчаткой глаза
2)природу образования условных и безусловных
рефлексов у человека и животных
3)механизмы движения крови по малому и большому кругам кровообращения
4)природу психических явлений, в основе которых лежат физиологические процессы – рефлексы
Слайд 46Илья Ильич Мечников
(1845 – 1916)
Замечательный русский установлены
принципы развития беспозвоночных и позвоночных животных.
Основатель иммунологии.
Слайд 47Ге́нрих Ге́рман Ро́берт Кох
(1843- 1810) немецкий микробиолог. Открыл бациллу сибирской язвы, холерный вибрион
и туберкулёзную палочку. За исследования туберкулёза
награждёнНобелевской премией по физиологии и медицине в 1905 году.
Слайд 48Фриц Мюллер
(1822 – 1897)
биогенетический закон, согласно которому онтогенез, есть краткое
повторение филогенеза – исторического развития вида.
Эрнст Ге́нрих Фили́пп А́вгуст Ге́ккель
(1834—1919)
ТЕРМИН
«экология».
Слайд 49В какой области биологии сделал свои открытия
Л. Пастер?
1)цитологии
2)ботаники
3)психологии
4)микробиологии
Луи́ Пасте́р (правильно Пастёр
1822- 1895)
французский микробиолог и химик .Пастер, показав микробиологическую сущность брожения и многих болезней человека,
стал одним из основоположников микробиологии и иммунологии. Также Пастер поставил точку в многовековом споре о самозарождении некоторых форм жизни в настоящее время, опытным путем доказав невозможность этого . Его имя широко известно в ненаучных кругах благодаря созданной им и названной позже в его честь технологии пастеризации.
Слайд 50Первую научную работу Пастер опубликовал в 1848 году. Изучая физические свойства винной кислоты,
он обнаружил, что кислота, полученная при брожении, обладает оптической активностью — способностью вращать плоскость
поляризации света, в то время как химически синтезированная изомерная ей виноградная кислота этим свойством не обладает. Изучая кристаллы под микроскопом, он выделил два их типа, являющихся как бы зеркальным отражением друг друга.
Луи Пастер сделал ещё одно важное открытие. Он нашёл, что существуют организмы, которые могут жить без кислорода. Для некоторых из них кислород не только не нужен, но и ядовит. Такие организмы называются строгими (или облигатными) анаэробами. Их представители — микробы, вызывающие маслянокислое брожение. Размножение таких микробов вызывает прогорклость вина и пива. Брожение, таким образом, оказалось анаэробным процессом, «жизнью без кислорода», потому что на него отрицательно воздействует кислород (эффект Пастера).
Также Пастер поставил точку в многовековом споре о самозарождении некоторых форм жизни в настоящее время, опытным путем доказав невозможность этого (см. Зарождение жизни на Земле).
Слайд 51Известно, что Луи Пастер – французский микробиолог и иммунолог, разработавший технологию пастеризации.
Используя эти
сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к
описанию данных заслуг ученого.
Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1)В своих экспериментах учёный доказал, что живые организмы не могут зарождаться сами, у них обязательно есть родители.
2)Изучая физические свойства винной кислоты, обнаружил, что она обладает оптической активностью.
3)Разработал метод предохранительных прививок.
4)Открыл мельчайшие организмы - анаэробы, которые могут жить без кислорода.
5)Учёный был награждён орденами почти всех стран мира.
6)Для продления срока хранения и обеззараживания пищевых продуктов предложил нагревать жидкие продукты или вещества до 60 °C в течение 60 минут или при температуре 70—80 °C в течение 30 мин.
Слайд 52В какой области биологии сделал свои открытия
В.И. Вернадский?
1)анатомия
2)ботаника
3)генетика
4)экология
Влади́мир Ива́нович
Верна́дский (28 февраля (12 марта) 1863 — 6 января 1945) — российский учёный естествоиспытатель, мыслитель
и общественный деятель Академик
Создатель научных школ. Один из представителей русского космизма; создатель науки биогеохимии.
В круг его интересов входили многие науки: геология, почвоведение, кристаллография,
минералогия,геохимия, радиогеология, биология, палеонтология, биогеохимия, метеоритика, философия и история.
Влади́мир Ива́нович Верна́дский (1863 —1945) — российский учёный естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель Академик
Создатель научных школ. Один из представителей русского космизма; создатель науки биогеохимии.
В круг его интересов входили многие науки: геология, почвоведение, кристаллография,
минералогия,геохимия, радиогеология, биология, палеонтология, биогеохимия, метеоритика, философия и история.
Учение о Биосфере
Слайд 53Ива́н Петро́вич Па́влов
1849 — 1936) — русский учёный, первый русский нобелевский лауреат, физиолог, создатель
науки о высшей нервной деятельности и формировании рефлекторных дуг; основатель крупнейшей российской
физиологической школы; лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года«за работу по физиологии пищеварения». Всю совокупность рефлексов разделил на две группы: условные и безусловные.
Слайд 54Известно, что Иван Павлов – один из авторитетнейших мировых учёных, создатель науки
о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения.
Используя
эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных заслуг ученого.
Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1)Иван Павлов читал много художественной и научной литературы.
2)В 1883 году учёный защитил докторскую диссертацию «О центробежных нервах сердца».
3)Создал общепризнанное учение о двух сигнальных системах.
4)Разработал методику опытов с мнимым кормлением.
5)Предки Павлова по отцовской и материнской линиям были служителями церкви.
6)Лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года.
Слайд 55В эксперименте Дж. Пристли обнаружил, что мышь не гибнет в
закрытом сосуде, если там находится растение в горшочке. Выберите еще
одно необходимое условие для того, чтобы мышь осталась жива.
1)солнечный свет
2)комнатная температура
3)пучок сена
4)раствор хлорофилла
Слайд 56Дмитрий Иосифович Ивановский (28 октября 1864- 1920) — русский физиолог растений и микробиолог, основоположник
вирусологии.
Слайд 57создатель учений о мировых центрах происхождения культурных растений и об
иммунитете растений, закона гомологических рядов в наследственной изменчивости организмов
Вавилов Николай
Иванович
1887-1943
Центры происхождения культурных растений:
1. Центральноамериканский, 2. Южноамериканский,
3. Средиземноморский, 4. Переднеазиатский, 5. Абиссинский,
6. Среднеазиатский, 7. Индостанский,
7A. Юговосточноазиатский, 8. Восточноазиатский.
Слайд 58Климе́нт Арка́дьевич Тимиря́зев
(1843 - 1920) — русский естествоиспытатель, физиолог — основоположник русской и
британской научных школ
физиологов растений, историк науки, профессор
Раскрыл закономерности фотосинтеза
Слайд 59Ручная лупа с 10-кратным увеличением позволяет увидеть
1)хлоропласты растительной клетки
2)ядро растительной
клетки
3)форму клетки простейших
4)рибосомы бактерий
Слайд 60Марии необходимо сделать рисунки разных по форме клеток. Какой микроскоп
ей лучше выбрать для такого исследования?
1)линза окуляра ×7, а линза
объектива ×40
2)линза окуляра ×20, а линза объектива ×20
3)линза окуляра ×15, а линза объектива ×40
4)линза окуляра ×5, а линза объектива ×80
В микроскоп, способный давать увеличение не менее 600-800х крат, можно понаблюдать не только простейших, но и бактерий
Какое увеличение даёт линза объектива, если увеличение микроскопа составляет ×280, а увеличение линзы окуляра ×7?
1)×10
2)×20
3)×30
4)×40
Слайд 62В каком из вариантов правильно указана иерархия систематических групп растений
1)класс
– отдел – порядок – семейство – род – вид
2)отдел
– класс – порядок – семейство – род – вид
3)класс – отдел – порядок – вид – семейство – род
4)класс – отдел – порядок – род – вид – семейство
Систематика – это наука, изучающая
1)внешнее строение организмов
2)функции организмов в природе
3)образ жизни организмов
4)родственные связи организмов
Слайд 65Основные систематические категории растений.
Слайд 66Бинарная номенклатура.
Видовые названия:
герань лесная
радиола розовая
фиалка собачья
лапчатка прямостоячая
смородина красная
смородина черная
клён татарский
клён
остролистный
Видовое название состоит из двух слов:
1– существительное - родовое название;
2
– прилагательное - видовое название.
Такая форма названий – бинарная или двойная.
Слайд 67Лютик едкий
Лютик ядовитый
Лютик золотистый
Лютик ползучий
Лютик кашубский
Видовые названия:
Слайд 68Укажите грамотно записанное название вида (по Линнею).
1)жёлтый одуванчик
2)одуванчик лекарственный
3)сорняк одуванчик
4)одуванчик
Слайд 69Царство Растения
Двудольные
Однодольные
▪Моховидные ▪ Плауновидные ▪Хвощевидные ▪Папоротниковидные
▪ Голосеменные
▪ Покрытосеменные
Отделы
Классы
Отделы
Злаки
Лилейные
Орхидные
Осоковые и др.
Крестоцветные
Бобовые
Пасленовые
Сложноцветные
Розоцветные
Семейства
Слайд 701)с 1-го по 3-й час 2)с 3-го по 7-й час
3)с 7-го по 12-й час 4)с 12-го по 16-й час
В
колбу налили молока и добавили йогуртовую культуру бактерий. На графике каждый час отмечали кислотность (рН) молока. Рассмотрите график и ответте на вопрос: в какое время происходило наиболее активное снижение кислотности молока?
Слайд 71Расположите в правильном порядке пункты инструкции по работе с фиксированным
микропрепаратом внутреннего строения листа дуба. В ответе запишите соответствующую последовательность
цифр.
1)медленно приближайте тубус микроскопа к микропрепарату, пока не увидите чёткое изображение внутреннего строения листа дуба
2)глядя в окуляр микроскопа, настройте свет
3)положите микропрепарат внутреннего строения листа дуба на предметный столик
4)зарисуйте микропрепарат, сделайте обозначения
5)зажмите препарат лапками-держателями
6)максимально удобно расположите микроскоп на своём рабочем месте
Слайд 72Расположите в правильном порядке пункты инструкции подсчета пульса до и
после дозированной нагрузки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1)сделайте 10
приседаний и снова подсчитайте число ударов за 1 мин.
2)приложите два пальца правой руки на внутреннюю сторону запястья левой руки
3)освободите от одежды запястье левой руки и нижнюю часть предплечья
4)после 5 мин. отдыха в положении сидя подсчитайте пульс
5)подсчитайте число ударов пульса за 1 мин. в спокойном состоянии
6)слегка надавите пальцами до ощущения биения сердца
Слайд 73Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проведению эксперимента, доказывающего
выделение растениями углекислого газа. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1)Накройте
комнатное растение стеклянным колпаком.
2)Поместите рядом с комнатным растением стакан с известковой водой.
3)Поместите комнатное растение, накрытое стеклянным колпаком, в тёмный шкаф.
4)Рассмотрите помутневшую известковую воду.
5)Возьмите комнатное растение с большим числом листьев.
Слайд 75Какой уровень организации жизни отражён на данном рисунке?
1)молекулярно-генетический
2)органоидно-клеточный
3)организменный
4)биогеоценотический
1)биосферный
2)органоидно-клеточный
3)биогеоценотический
4)популяционно-видовой
Слайд 76Какой уровень организации жизни отражён на данной фотографии?
1)молекулярно-генетический
2)органоидно-клеточный
3)биогеоценотический
4)популяционно-видовой
Слайд 77Установите последовательность биологических систем в порядке усложнения их организации. В
ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1)биоценоз
2)популяция
3)нейрон
4)многоклеточный организм
5)биосфера
Слайд 80Микробиолог хотел узнать, насколько быстро размножается один из видов бактерий
в разных питательных средах. Он взял две колбы, заполнил их
до половины разными питательными средами и поместил туда примерно одинаковое количество бактерий. Каждые 20 минут он извлекал пробы и подсчитывал в них количество бактерий. Данные его исследования отражены в таблице.
Изучите таблицу «Изменение скорости размножения бактерий за определённое время» и ответьте на вопросы.
Изменение скорости размножения бактерий за определённое время
1) Сколько бактерий поместил учёный в каждую колбу в самом начале эксперимента?
2) Как изменялась скорость размножения бактерий на протяжении эксперимента в каждой колбе?
3) Чем можно объяснить полученные результаты?
Слайд 811) нам дано кол-во бактерий после первых 20 минут в
1 колбе стало 18(а во 2колбе 20) особей, а так
как бактерии размножаются делением на 2 клетки, то в 1 колбе 18/2=9 бактерий (во 2 колбе 20/2=10 бактерий)
2) в 1 колбе на протяжении первых 60 минут бактерии спокойно делились, но через следующие 20 минут вместо 144 особей стало 140(т.е. самое первое поколение начало погибать). Вывод в 1 колбе бактерии живут примерно 60 минут.
Во 2 колбе на протяжении первых 80 минут бактерии тоже спокойно делились, но в следующие 100 минут вместо 320 особей стало 314 (т.е., опять же, самое первое поколение начало погибать). Вывод во 2 колбе бактерии живут примерно 80 минут.
3) Во 2 колбе среда обитания для бактерий более благоприятна, чем в 1 колбе.
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы.
1) В первую колбу было помещено 9, а во вторую – 10 бактерий.
2) Скорость размножения сначала в обеих пробирках была одинакова, а затем замедлилась в первой пробирке.
3) Это может объясняться тем, что питательная среда в первой пробирке была менее пригодной для размножения бактерий и истощилась быстрее