Слайд 1Задержка психического развития
Слайд 2Задержка психического развития (ЗПР) – темповое отставание развития психических процессов
и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть
преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания.
Слайд 3Задержка психического развития характеризуется
недостаточным уровнем развития :
-моторики,
-речи,
-внимания,
-памяти,
-мышления,
-регуляции и
саморегуляции поведения,
-примитивностью
-неустойчивостью эмоций,
-плохой успеваемостью в школе
Слайд 4Причины задержки психического развития
Среди причин биологического характера, действующих в перинатальном
периоде и вызывающих задержку психического развития, наибольшее значение имеют патология
беременности (тяжелые токсикозы, резус-конфликт, гипоксия плода и др.), внутриутробные инфекции, внутричерепные родовые травмы, недоношенность, ядерная желтуха новорожденных, фетальный алкогольный синдром и т. д., приводящие к так называемой перинатальной энцефалопатии. В постнатальном периоде и раннем детском возрасте задержку психического развития могут вызывать тяжелые соматические заболевания ребенка (гипотрофия, грипп, нейроинфекции, рахит), черепно-мозговые травмы, эпилепсия и эпилептическая энцефалопатия и др. ЗПР иногда имеет наследственную природу и в некоторых семьях диагностируется из поколения в поколение.
Слайд 5
Рассмотрим этиопатогенетическую классификацию, предложенную К. С. Лебединской, которая выделяет 4
клинических типа ЗПР:
ЗПР конституционального генеза обусловлена замедлением созревания ЦНС. Характеризуется
гармоническим психическим и психофизическим инфантилизмом. При психическом инфантилизме ребенок ведет себя, как более младший по возрасту; при психо-физическом инфантилизме страдает эмоционально-волевая сфера и физическое развитие. Антропометрические данные и поведение таких детей не соответствуют хронологическому возрасту. Они эмоционально лабильны, непосредственны, отличаются недостаточным объемом внимания и памяти. Даже в школьном возрасте у них преобладают игровые интересы.
Слайд 6ЗПР соматогенного генеза обусловлена тяжелыми и длительными соматическими заболеваниями ребенка
в раннем возрасте, неизбежно задерживающими созревание и развитие ЦНС. В
анамнезе детей с соматогенной задержкой психического развития часто встречаются бронхиальная астма, хроническая диспепсия, сердечно-сосудистая и почечная недостаточность, пневмонии и др. Обычно такие дети долгое время лечатся в больницах, что вдобавок обусловливает еще и сенсорную депривацию. ЗПР соматогенного генеза проявляется астеническим синдромом, низкой работоспособностью вниманием, плохой сформированностью навыков деятельности, гиперактивностью или заторможенностью при переутомлении.
Слайд 7ЗПР психогенного генеза обусловлена неблагоприятными социальными условиями, в которых пребывает
ребенок (безнадзорностью, гиперопекой, жестоким обращением). Дефицит внимания к ребенку формирует
психическую неустойчивость, импульсивность, отставание в интеллектуальном развитии. Повышенная забота воспитывает в ребенке безынициативность, эгоцентризм, безволие, отсутствие целеустремленности.
Слайд 8ЗПР церебрально-органического генеза встречается наиболее часто. Обусловлена первичным негрубым органическим
поражением головного мозга. В этом случае нарушения могут затрагивать отдельные
сферы психики либо мозаично проявляться в различных психических сферах. Задержка психического развития церебрально-органического генеза характеризуется несформированностью эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности: отсутствием живости и яркости эмоций, низким уровнем притязаний, выраженной внушаемостью, бедностью воображения, двигательной расторможенностью и т. п.
Слайд 9Прогноз и профилактика задержки психического развития
Отставание темпа психического развития ребенка
от возрастных норм может и должно быть преодолено. Дети с
задержкой психического развития обучаемы и при правильно организованной коррекционной работе в их развитии наблюдается положительная динамика. С помощью педагогов они способны усвоить знания, умения и навыки, которые их нормально развивающиеся сверстники осваивают самостоятельно. После окончания школы они могут продолжить свое обучение в ПТУ, колледжах и даже ВУЗах.
Профилактика задержки психического развития у ребенка предполагает тщательное планирование беременности, избегание неблагоприятных воздействий на плод, профилактику инфекционных и соматических заболеваний у детей раннего возраста, обеспечение благоприятный условий для воспитания и развития. При отставании ребенка в психомоторном развитии необходимо немедленное обследование у специалистов и организация коррекционной работы.