задачи по информатике в 5-7 классов»
Выполнила: Кругловой Ольги
студентка группы 5 И
специальность 050202 «Информатика»
В школьном курсе информатики в отдельную группу можно выделить различные нестандартные средства обучения, такие как кроссворды, игры, ребусы, занимательные задачи.
К сожалению, мало кто из учителей в настоящее время использует занимательные задачи, когда в качестве исходных данных и ситуаций используются вымышленные или реальные персонажи, определенными средствами достигающие заданной цели. Занимательность при этом проявляется либо в нестандартном представлении данных или способе решения, либо в необычно поставленном вопросе или завуалированных связях между данными.
Решение занимательной задачи строится на рассуждении без применения математических выкладок.
Цель исследования теоретическое и методическое обоснование использования занимательных задач в 5-7 классах базового курса «Информатика и ИКТ».
В соответствии с этим была выдвинута гипотеза исследования
Повышению эффективности информационной подготовки учащихся основной школы будет способствовать развитие познавательного интереса у учащихся 5-7 классах на основе использования теоретически выстроенной и методически обоснованной системы занимательных задач в образовательном процессе по «Информатике и ИКТ».
раскрыть сущность понятия «познавательный интерес»
изучить способы формирования познавательного интереса при обучении информатике
рассмотреть типологию и классификации занимательных задач, технологию их составления
систематизировать известные подходы к построению процесса обучения информатике на основе использования занимательных задач
определить систему занимательных задач для использования на уроках информатики в 5-7 классах
экспериментально проверить влияния использования системы занимательных задач в базовом курсе «Информатика и ИКТ» на развитие познавательного интереса у учащихся
изучение и обобщение педагогического опыта
педагогическое наблюдение, моделирование
статистические методы обработки результатов педагогического исследования
Практическая значимость исследования:
предложена системы использования занимательных задач на уроках информатики, способствующая развитию познавательного интереса у учащихся.
Результаты исследования могут быть использованы:
студентами педагогического колледжа при изучении учебной дисциплины «Методика преподавания информатики» и прохождении педагогической практики в школе и учителями информатики начальной и основной школы;
учителями информатики основной школы.
Исследование осуществлялось в три этапа.
стадии развития познавательного интереса
условия формирования познавательного интереса и его формирование в обучении информатики
Познавательный интерес – это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности
Познавательный интерес можно рассматривать как мотив учения, как устойчивую черту личности и как сильное средство обучения
Для того чтобы активизировать учебную деятельность школьника нужно систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес и как мотив, и как стойкую черту личности, и как мощное средство обучения
Существует четыре уровня развития познавательного интереса. Это любознательность, любопытство, познавательный интерес и теоретический интерес.
Учителю нужно уметь определять, на какой стадии развития познавательный интерес у отдельных учащихся, для того чтобы способствовать укреплению интереса к предмету и его дальнейшему росту
Познавательный интерес к информатике формируется и развивается в процессе учения.
Типология занимательных задач и их классификации
Цифровые образовательные ресурсы нового поколения
Рассмотрим классификацию занимательных задач
Задачи-рисунки лучше всего применять на актуализирующем этапе урока в качестве физкультпаузы при работе за компьютером. В ряде случаев использование задач-рисунков эффективно на уроках объяснения материала в качестве мотивационного момента: перед началом урока на доске рисуется объект, изучить который предполагается на текущем занятии, после чего ученики безуспешно (из-за нехватки знаний) пытаются найти ответ, и учитель начинает изложение материала.
Задачи с неполным условием полезно использовать в процессе закрепления знаний. При этом можно руководствоваться следующей схемой. Во время проведения сдвоенного урока одна из задач дается за 5 минут до окончания первого часа. Если она не будет решена, то разбирается в начале второго часа.
Знание типологии занимательных задач и методику использования конкретных типов задач позволит учителю информатики включать в уроки занимательные задачи с получением наибольшей эффективности развития познавательных способностей учащихся.
Как нетрудно заметить, количество занимательных задач достаточно велико. Среди их многообразия мы выделили четыре типа, с успехом применяемые в обучении информатике.
Экспериментальная проверка основных положений методики использования занимательных задач на уроках информатики
Теоретический анализ предмета исследования и синтез научного познания позволил
исследовать современные, вариативные подходы к построению процесса обучения информатике в основной школе в системе профильного обучения
выполнить теоретическое и методическое обоснование методики обучения учащихся основной школы с использованием занимательных задач базового курса «Информатика и ИКТ» в системе профильного обучения
Цель данного урока для исследования: содержание урока и методы организации учащихся на уроке (беседа, наблюдения, практическая деятельность учащихся) являются диагностическим средством выявления исходного уровня развития учащихся по решению занимательных задач
2 этап эксперимента - констатирующий
В основу констатирующего этапа легли наблюдения и анализ учебно-педагогической деятельности в ходе проведения пробных уроков и занятий. Нами проведен диагностический урок с включением в его содержание занимательных задач.
Результаты, оценивая, показывают положительную динамику качества сформированных навыков работы. В результатах наблюдения отчетливо прослеживаются проявления самостоятельности и творческой активности учащихся при постановке проблемы, в составлении плана их решения, нахождении способа действия.
Исследование, проведенное в рамках выпускной квалификационной работы, можно считать завершенным с точки зрения поставленных целей и задач. Полученные в ходе опытно – экспериментальной работы результаты подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сформулировать ряд основополагающих выводов.
Комплекс педагогических условий эффективного функционирования методической системы обучения учащихся решению занимательных задач, включающий мотивационные, конструктивные, организационные и коммуникационные, является достаточным.
Для реализации формирования у учащихся навыков решения занимательных задач при обучении информатике в соответствии с методической системой предлагается использовать разнообразные методы.
Проведенное теоретико – экспериментальное исследование показало теоретическую и методическую значимость внедрения полученных нами результатов. В то же время обозначились новые вопросы и проблемы, нуждающиеся в решении. Дальнейшие исследования могут заключаться в использовании методической системы в преподавании информатики в профессиональной деятельности.
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть