Слайд 1Школа вожатого СПО «Гротеск»/СПО «infinity»
Занятие 7. Педагогика временных детских коллективов.
Периодизация лагерной смены
Слайд 2План занятия
Понятие коллектива
Понятие план-сетки
Периодизация лагерной смены
Подготовительный период
Организационный период
Основной период
Заключительный период
Слайд 3коллектив
социальная общность людей, объединённая на основе общественно значимых целей, общих
ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения
Слайд 4Детский коллектив
это группа детей, в которой создаётся система высоконравственных и
эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствующая формированию личности
и развитию индивидуальности каждого её члена.
Слайд 5План-сетка
Общелагерный перспективный план смены (особенно на тематической смене) – представляет
собой перечень планируемых мероприятий, возможно с разбивкой по видам деятельности,
по погоде и т.д., возможно с кратким обоснованием.
План-сетка смены (календарный план) – представляет собой список мероприятий по дням с разбивкой дня на 3 части - до обеда, после полдника и после ужина.
Перспективный план смены внутриотрядный или внутриотрядная план-сетка - это перспективный план смены или план-сетка смены конкретного отряда. Рекомендуется основные моменты прописать заранее, согласовав с общелагерной план-сеткой, а конкретизировать вместе с детьми, в зависимости от их возможностей
План–сетка оргпериода - представляет собой список мероприятий на оргпериод (обычно первые 3 дня) с разбивкой примерно с точностью до 15 минут.
Слайд 7Подготовительный период
(не является частью смены!!!)
За несколько дней до приезда
детей администрация лагеря проводит общее педагогическое совещание, где:
уточняются цели,
задачи, содержание предстоящей смены
определяются вожатые и воспитатели конкретных отрядов
Происходит ознакомление с организационно-педагогическим обеспечением смены, вырабатываются единые педагогические требования к детям
распределяются обязанности внутри педагогического коллектива.
Слайд 9Временной период и основные режимные мероприятия
1 – 3 день
Заезд в
лагерь
Размещение в корпусах
Знакомство детей друг с другом и с педагогами
Линейка
открытия
Концерт открытия
Слайд 10задачи
Знакомство детей друг с другом, со взрослыми и с условиями
проживания;
Обеспечение детям чувства защищенности, самостоятельности;
Принятие в коллективе сверстниками и взрослым;
Определение
места (статуса) в коллективе;
Формирование умения найти «золотую середину» между удовлетворением личностных потребностей и реализацией общественных интересов;
Формирование чувства «Мы» (семья, особенные, вместе), доверия друг к другу;
Формирование групповых норм, ценностей и традиций.
Обратите внимание! На данном этапе все эти задачи необходимо поставить, но окончательное их решение часто приходится на 4-5 день смены, а иногда – на 6-7.
Слайд 11Что происходит с детьми?
преодоление стресса от смены обстановки
организация группировок, распределение
в них ролей
принятие законов, существования отряда (правила поведения, этические нормы,
взаимоотношений дети - вожатый)
вхождение в состояние успеха
сплочение отряда, осознание коллективом себя
срыв отряда (попытка оспорить коллективом, осознавшим себя, роли вожатого и законов существования отряда)
преодоление срыва отряда (подтверждение роли вожатого и законов)
Слайд 12Что делает вожатый?
формулирование задач и методов их решений
формулирование этических норм
существования в отряде и лагере
подтверждение собственной успешности и введение напарника
в состояние успеха
позиционирование вожатого
оценка приехавших детей
анализ складывающихся в отряде группировок, выстраивание отношений с ними
формулирование законов существования в отряде и этических норм
ввод отряда в состояние успеха
подтверждение позиционирования вожатого, подтверждение законов и этических норм
отслеживание процесса образования коллектива, выстраивание отношений с лидерами (подготовка к срыву отряда)
преодоление срыва отряда
Слайд 13Основной вид деятельности вожатого
Разъясняет, требует, добивается выполнения требований.
Знакомит ребят
с лагерем – как с территорией, так и с порядками,
законами, традициями
Показывает себя, сотрудников лагеря как профессионалов высшей категории
Слайд 14Пик трудности
3-4 день
связан с процессом адаптации (психологической и физической) к
новым условиям и новым видам деятельности.
Необходимо снять напряжение, улучшить
настроение детей
Слайд 15Возможные формы работы
Игры на знакомство;
Экскурсия по лагерю;
Игры на территории на
знание лагеря (не раньше 3 дня! Знать всех детей в
лицо либо надеть опознавательные знаки!);
КТД (коллективное творческое дело) – разработка отрядного уголка, оформление территории отряда;
Формы работы с группами переменного состава;
Выбор названия и других отличительных особенностей отряда;
Установление традиций и правил в отряде;
Первая свечка
Слайд 16Показатели успешности прохождения периода
Сформирована официальная структура, у каждого есть поручения,
выработаны законы жизни, составлен план.
Все знают имена друг друга.
Знают территорию.
Обеспечена
узнаваемость отряда.
Налажено межличностное общение, в отряде нет отверженных ребят.
Принятие норм и правил жизни, налажен быт.
Существует атмосфера заинтересованности, готовности участия в общих делах.
Слайд 18Временной период и основные режимные мероприятия
4 -18 дни смены
Защита отрядного
уголка
Спортивные мероприятия
Творческие конкурсы
Внутриотрядные мероприятия
Родительские дни
Банные дни
Купание (если есть водоёмы)
Межлагерные мероприятия
и экскурсии
Слайд 19задачи
Сплочение отряда
Моделирование ситуации успеха;
Предоставление свободы выбора;
Создание положительного эмоционального настроя;
Создание условий
для активности ребенка;
Поддержание положительного эмоционального настроя;
Организация взаимодействия;
Поддержание групповых норм.
Слайд 21Что делает вожатый?
поддержание «туннеля реальности» - индивидуального подсознательного предубеждения, которое
состоит из лингвистических конструкций и других символов.
решение личностных проблем ребенка
решение
задач его личностного роста
подтверждение этических установок, заданных в отряде
поддержание вожатых в состоянии успеха
формирование у родителей позитивного мнения о отряде, лагере и нашей работе
Слайд 22Основной вид деятельности вожатого
Отрядные, межотрядные и общие дела. Задача вожатого
– направить и помочь с организацией, проконтролировать.
Слайд 23Пик трудности
На 13–14-й день смены. Это «пик привыкания», время, когда
ребята привыкли ко всему: к вам, совместной жизни, режиму, делам,
лагерю
Слайд 24Возможные формы работы
Многообразие предлагаемых форм деятельности с различным содержанием, составом
участников;
Совместное с детьми планирование и проведение дел;
Организация равноправного диалога с
детьми и между детьми;
Совместное обсуждение возникающих проблем.
Слайд 25Показатели успешной работы
Способность детей к оценке деятельности и самооценке.
Достаточно много
лидеров при минимуме внутриотрядных конфликтов (распределены зоны ответственности в отряде).
Не
должно быть замкнутых групп.
Четкая организационная работа в отряде наравне с вожатыми.
Слайд 27Временной период и основные режимные мероприятия
19-21 день
Прощальный концерт
Линейка закрытия
Сборы домой
Уборка
корпуса
Итоговая свечка
«Королевская ночь»
Слайд 28задачи
Организация подведения итогов смены;
Закрепление приобретенных знаний и умений (общаться, сотрудничать
и т. д.);
Реализация вышеперечисленных знаний и умений;
Организация личной рефлексии;
Организация групповой
рефлексии.
Слайд 29Что делает вожатый?
психологическая подготовка ребенка к завершению смены
завершение образа отряда
(создание образа «это лучшее лето в моей жизни»)
вывод отряда на
состояние отъезда (комплекс мероприятий «расстаемся, друзья, чтобы встретится вновь»)
подготовка остающихся на следующую смену, к вхождению в новый отряд
отъезд
Слайд 30Пик трудности
За 2-3 дня до отъезда. «Пик усталости». Постарайтесь улучшить
настроение детей.
Слайд 31Возможные формы работы
Формы подведения итогов смены: вечерний разговор «Расскажи мне
обо мне»; забор; награждение;
Выставки творческих работ;
Фестивали, гала-концерты (награждение по различным
творческим номинациям).
Слайд 32Показатели успешной работы
Уверенность детей в своих силах
Терпение друг к другу
Организационная
структура работает в отсутствие вожатого
Дети расстраиваются из-за предстоящего расставания друг
с другом и с лагерем, но готовы ехать домой