Разделы презентаций


ЗАНЯТИЕ № 7. ОСНОВЫ РИТОРИКИ. РУССКИЙ РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ Общее понятие культура

Содержание

СОСТАВЛЯЮЩИЕ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВАОни рассматриваются в таком разделе риторики, как ОРАТОРИЯ — техника устного публичного выступления, наука о законах подготовки и произнесения публичной речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию. 1.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ЗАНЯТИЕ № 7.
ОСНОВЫ РИТОРИКИ. РУССКИЙ РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ
Общее понятие «культура речи»

включает в себя две ступени освоения литературного языка, или два

способа (уровня) владения им: ПРАВИЛЬНОСТЬ и РЕЧЕВОЕ МАСТЕРСТВО

РИТОРИКА (ОТ ГРЕЧ. «ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО») — ФИЛОЛОГИЧЕСКАЯ ДИСЦИПЛИНА, ИЗУЧАЮЩАЯ ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО, КРАСНОРЕЧИЕ

Традиционно различаются общая и частная риторика. Общая риторика представляет собой науку об универсальных принципах и правилах построения хорошей речи, не зависящих от конкретной сферы речевой коммуникации. Частная риторика рассматривает особенности отдельных видов речевой коммуникации в связи с условиями коммуникации, функциями речи и сферами деятельности человека. Виды частных риторик: академическая – лекция, доклад на конференции, симпозиуме, научное сообщение, дискуссия; бытовая – юбилейная, поздравительная речь (тост), надгробное слово; военно-патриотическая – обращения полководцев к солдатам, беседы с ними, военные приказы; дипломатическая – парламентская речь, доклады государственных деятелей, переговоры; духовная – проповеди священнослужителей, беседы, исповеди; политическая – агитационная и митинговая речь, предвыборные дебаты; социальная – рекламная речь, информация в СМИ; судебно-правовая – защитительная и обвинительная речи (адвоката и прокурора соответственно) и пр.

ЗАНЯТИЕ № 7.ОСНОВЫ РИТОРИКИ. РУССКИЙ РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТОбщее понятие «культура речи» включает в себя две ступени освоения литературного

Слайд 2СОСТАВЛЯЮЩИЕ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА
Они рассматриваются в таком разделе риторики, как ОРАТОРИЯ

— техника устного публичного выступления, наука о законах подготовки и

произнесения публичной речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.
1. ВИДЫ ОРАТОРОВ
Цицерон в труде «ОБ ОРАТОРЕ» выделил три типа ораторов:
1) ораторы, «велеречивые, с возвышенной силой мысли и торжественностью выражений». Это ораторы «решительные, разнообразные, неистощимые, могучие, во всеоружии готовые трогать и обращать сердца»;
2) ораторы, «сдержанные и проницательные, всему поучающие, все разъясняющие»;
3) «...средний и как бы умеренный род, не применяющий ни тонкой предусмотрительности последних, ни бурного натиска первых».
2. НАВЫКИ, УМЕНИЯ И СВОЙСТВА ОРАТОРА
1) Основательное знание темы выступления (отбор специальной литературы, ее изучение).
2) Знание канонов риторики (умение составить текст и воспроизвести его).
3) Грамотная речь.
4) Знание речевого этикета.
СОСТАВЛЯЮЩИЕ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВАОни рассматриваются в таком разделе риторики, как ОРАТОРИЯ — техника устного публичного выступления, наука о

Слайд 35) Знание логики и теории аргументации.
6) Психологическая устойчивость (самообладание).
7)

Психологическая мобильность (умение переключаться).
8) Развитая память.
9) Способность к длительной концентрации

внимания.
10) Общая эрудированность.
11) Чувство юмора.
12) Презентабельный внешний вид и изящные манеры.
13) Артистизм.
14) Ориентация во времени.
3. ОСОБЕННОСТИ ОРАТОРСКОЙ РЕЧИ
1) Это книжная (т.е. подготовленная) речь, но в устной форме.
2) Наличие обратной связи (реакция публики на слова оратора).
3) Использование различных средств общения (т.е. вербальных и невербальных).

5) Знание логики и теории аргументации. 6) Психологическая устойчивость (самообладание).7) Психологическая мобильность (умение переключаться).8) Развитая память.9) Способность

Слайд 44. РАЗДЕЛЫ КЛАССИЧЕСКОЙ РИТОРИКИ
А. ИНВЕНЦИЯ
(лат. inventio — изобретение) —

создание речи
Инвенцией называется раздел риторики, содержащий сведения о том, как

1) выбирать тему речи, 2) вырабатывать авторскую позицию и 3) определять цели выступления.
1. ВЫБОР И ФОРМУЛИРОВКА ТЕМЫ:
1. Тема может быть произвольно выбрана автором (сделать брачное предложение) или «навязана» ему жизненными обстоятельствами (выступить с докладом на семинаре). В первом случае говорят о естественной, а во втором — об искусственной ситуации.

2. В естественной ситуации удачному выбору темы способствует учёт следующих обстоятельств: а) соответствие темы вашим знаниям и интересам; б) уместность темы для данной аудитории; в) конфликтный характер темы (спор, столкновение, борьба всегда вызывают у людей интерес); г) новизна темы.
4. РАЗДЕЛЫ КЛАССИЧЕСКОЙ РИТОРИКИА. ИНВЕНЦИЯ (лат. inventio — изобретение) — создание речиИнвенцией называется раздел риторики, содержащий сведения

Слайд 53. ТЕМА ФОРМУЛИРУЕТСЯ словом или фразой, которые указывают на характер

затрагиваемых вопросов. Формулировка должна быть а) краткой; б) наводящей на

цель речи; в) уместной; г) конкретной; д) интересно-вызывающей.

Кирилл — просветитель пингвинов, или Истина неподтёртого зада.
Двуглавый пенис.
Одинокая Россия желает познакомиться.
Не стареют душой сельдереи.
Голый патриарх, или Закон Микки-Мауса.
Теория и практика кощунства.
Теплый сосочек для хунвейбина.
Труженики зада.
Вкус кала.
Глядящие в пенис.
Идущие в анус.

4. ТЕМА РАСКРЫТА, если соблюдены следующие условия: а) затронуты различные ее аспекты; б) приведено достаточное количество фактов, подтверждающих мнение автора и опровергающих другие мнения; в) даны ответы на все поставленные вопросы.

3. ТЕМА ФОРМУЛИРУЕТСЯ словом или фразой, которые указывают на характер затрагиваемых вопросов. Формулировка должна быть а) краткой;

Слайд 62. ВЫРАБОТКА АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ («ЗА» или «ПРОТИВ»)
Авторская позиция вырабатывается поэтапно:


1) приобретение знаний по существу проблемы (явное знание);
2) изучение

компетентных мнений (неявное знание);
3) выработка собственного взгляда на проблему.
3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ ВЫСТУПЛЕНИЯ
Она определяется видом реакции слушателей нашего выступления, которую мы хотим получить:
а) удовлетворить любознательность слушателей – информационная цель;
б) развлечь слушателей – развлекательная цель;
в) воодушевить, убедить, склонить к какому-либо действию или его прекращению – агитационная цель.

2. ВЫРАБОТКА АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ («ЗА» или «ПРОТИВ»)Авторская позиция вырабатывается поэтапно: 1) приобретение знаний по существу проблемы (явное

Слайд 7Основные способы создания речи известны в риторике под именем ТОПОСОВ

– «мест» или «хранилищ» (лат. topos – место) идей, доказательств,

с которыми должны согласиться слушатели речи. Топосы называются также общими местами, поскольку они содержат общие нравственные и философские положения, которые считаются общепринятыми в данном социуме. Задача ритора – предложить общие места в новой, стилистически привлекательной форме для данной аудитории.
1. Топос «ОПРЕДЕЛЕНИЕ» - что есть что; кто есть кто: музыка – источник радости мудрых людей.
2. Топос «ЦЕЛОЕ – ЧАСТИ»: наш институт – это четыре факультета (и дальше рассказ о каждом из них).
3. Топос «РОД – ВИД»: собаки – это овчарки, колли, пекинесы и пр. (далее рассказ о породах).
4. Топос «СВОЙСТВА – КАЧЕСТВА – ХАРАКТЕРИСТИКА»: наш именинник – красавец, умница, спортсмен, душа компании.
5. Топос «СРАВНЕНИЕ»: его характер – как сталь.
6. Топос «ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ (АНТИТЕЗА)»: любовь – не вздохи на скамейке и не прогулки при луне.
7. Топос «ИМЯ» – рассуждение о названии: не случайно этот период получил название эпохи Возрождения.

Основные способы создания речи известны в риторике под именем ТОПОСОВ – «мест» или «хранилищ» (лат. topos –

Слайд 88. Топос «ПРИЧИНА – СЛЕДСТВИЕ»: Праздность – мать скуки. Давайте

разберемся, почему (по какой причине)?
9. Топос «УСЛОВИЕ»: Занятия спортом

полезны. Но при каких условиях?
10. Топос «УСТУПЛЕНИЕ»: это частичная критика утверждаемого положения через слово «ХОТЯ»: Без товарища никакое счастье не радует, ХОТЯ всякому человеку желательно находить счастье и покой также наедине с самим собой, собственной совестью и в собеседовании с Богом.
11. Топос «ВРЕМЯ»: рассмотрение предмета речи соотнесено с его прошлым, настоящим и будущим: «ОЭМК» вчера, сегодня, завтра.
12. Топос «МЕСТО»: предполагает описание предмета в определенном месте (пространстве): Не случайно филиал МИСиС был открыт именно в Старом Осколе.
13. Топос «ПРИМЕР»: Ученье и труд преодолевают все препятствия. Так, Демосфен, родившись косноязычным, победил природную скованность и стал лучшим оратором Греции.
14. Топос «СВИДЕТЕЛЬСТВО»: опора на чье-то мнение, афоризм: Как говорится в народе, а записано у Владимира Ивановича Даля, жена – не рукавица, с руки не сбросишь.

8. Топос «ПРИЧИНА – СЛЕДСТВИЕ»: Праздность – мать скуки. Давайте разберемся, почему (по какой причине)? 9. Топос

Слайд 9 Б. ДИСПОЗИЦИЯ (РАСПОЛОЖЕНИЕ)
РАЗДЕЛ РИТОРИКИ, СОДЕРЖАЩИЙ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ КОМПОЗИЦИИ

(ПЛАНА) РЕЧИ
Работа над планом представляет собой движение от общего к

частному, от абстрактного к конкретному.
ПРИМЕР
План в общем виде:






План в деталях: 6. Микротемный план: предельная детализация отдельных вопросов.


Выбор темы, выработка авторской позиции, постановка цели.
Первые наброски основных идей и наметки составных частей.
Простой план из 3—6 частей с определением главных пунктов.
Сложный план, в котором пункты подразделяются на подпункты.
Перестановка пунктов и подпунктов в соответствии с замыслом композиции.

Б. ДИСПОЗИЦИЯ (РАСПОЛОЖЕНИЕ)РАЗДЕЛ РИТОРИКИ, СОДЕРЖАЩИЙ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ КОМПОЗИЦИИ (ПЛАНА) РЕЧИРабота над планом представляет собой движение

Слайд 10
КЛАССИЧЕСКАЯ ФОРМА ПОСТРОЕНИЯ РЕЧИ:
ВСТУПЛЕНИЕ, ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. ВСТУПЛЕНИЕ. Имеет

две задачи: а) заинтересовать публику; б) сформулировать цель выступления, подчеркивая

его актуальность для слушателя.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ИЗЛОЖЕНИЯ МАТЕРИАЛА
1. Дедуктивный (от лат. «выведение»):
А) Общее утверждение (Все рыбы умеют плавать)
Б) Вытекающее из него частное утверждение (Карась Петя - рыба)
В) Объединение двух предыдущих утверждений (Карась Петя умеет плавать).

2. Индуктивный (от лат. «наведение»): изложение фактов выводы:
Железо электропроводно
Медь электропроводна
Алюминий электропроводен
Все металлы электропроводны

3. Традуктивный (умозаключения по аналогии):



КЛАССИЧЕСКАЯ ФОРМА ПОСТРОЕНИЯ РЕЧИ: ВСТУПЛЕНИЕ, ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ1. ВСТУПЛЕНИЕ. Имеет две задачи: а) заинтересовать публику; б) сформулировать

Слайд 114. Проблемный: постановка вопросов получение ответов

обобщение ответов (сократический метод).
Вопросы делятся на три группы:

1. Начальные вопросы, которые порождают обсуждение. 2. Направляющие вопросы, которые помогают углублять и дополнять обсуждение. 3. Заключительные вопросы, которые подводят к подведению итогов.
5. Концентрический метод состоит в расположении материала вокруг единого центра, главной проблемы. В процессе изложения материала автор всё время удерживает в поле зрения эту проблему, возвращается к ней, постепенно углубляя и развивая выдвинутое положение.
6. Ступенчатый (исторический) метод — метод последовательного расположения материала, когда автор шаг за шагом переходит от одной ступени темы к другой (например, описывая что-то в хронологической последовательности).
4. Проблемный: постановка вопросов    получение ответов    обобщение ответов (сократический метод).Вопросы делятся

Слайд 123. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Автор подводит итог, используя следующие методы: повторение, иллюстрация,

обязывающее или впечатляющее утверждение.
Повторение (ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ)– кратко воспроизводятся

основные тезисы.
Иллюстрация (ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ) – сравнение, аллегория, басня, анекдот или притча, в которую укладывается сущность сказанного.
Обязывающее или впечатляющее утверждение (ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ) воздействует на чувства слушателей и используется часто в судебной практике в заключительном слове прокурора или защитника.
В. ЭЛОКУЦИЯ
(лат. elokutio — облечение в словесную форму)
Автор находит наилучшие языковые средства выражения замысла речи, в результате чего речь приобретает стилистическую цельность и 
завершенность.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Автор подводит итог, используя следующие методы: повторение, иллюстрация, обязывающее или впечатляющее утверждение.Повторение (ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЛОГИЧЕСКОЕ

Слайд 13Г. МЕМОРИА
(лат. memoria — память, запоминание)
От чего зависит эффективность

запоминания?
1. От мотивации (сдать экзамен/использовать в профессиональной деятельности).
2. От

приемов запоминания: 1) впечатление; 2) повторение и 3) ассоциации.
А) ОБРАЗНЫЙ ПРИЁМ ЗАПОМИНАНИЯ (ВПЕЧАТЛЕНИЕ)
Суть его состоит в том, что вы должны получить глубокое, яркое и прочное впечатление о том, что хотите запомнить. Привлеките все типы ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ для запоминания текста вашего выступления.
НЕКОТОРЫЕ МНЕМОНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ЭТОМУ СПОСОБУ:
а) образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации — «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»;
б) ритмизация — перевод информации в стихи, песенки, в строки, связанные определённым ритмом или рифмой: разбить информацию на блоки и зарифмовать ключевые слова этих блоков;
в) создание ярких, необычных образов, картинок, которые по «методу связки» соединяют с информацией, которую нужно запомнить (графики, схемы, чертежи);
г) метод Цицерона. Информация, которую вам надо запомнить, расставляется мысленно по ходу вашей прогулки по комнате. Вспомнить её вы можете вновь, представив себе свою комнату, — всё будет на тех местах, где вы их расположили при предыдущем «обходе».

Г. МЕМОРИА(лат. memoria — память, запоминание) От чего зависит эффективность запоминания? 1. От мотивации (сдать экзамен/использовать в

Слайд 14Б) ВТОРОЙ ПРИЁМ («ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЗАКОН ЗАПОМИНАНИЯ») — МНОГОКРАТНОЕ ПОВТОРЕНИЕ
В) ТРЕТИЙ

«ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЗАКОН ЗАПОМИНАНИЯ» СОСТОИТ В СОЗДАНИИ АССОЦИАЦИЙ. НАПРИМЕР, ПРИ ЗАПОМИНАНИИ

ПРАВОПИСАНИЯ:




Д. АКЦИО
(лат. actio — действие) — раздел классической риторики, в котором даются рекомендации по непосредственному произнесению подготовленных речей
1. Зрительное воздействие: внешний облик, поза, выражение лица, одежда, манеры.
2. Слуховое воздействие: дикция, громкость, тембр, темп речи, уместность пауз, жестикуляция.
Б) ВТОРОЙ ПРИЁМ («ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЗАКОН ЗАПОМИНАНИЯ») — МНОГОКРАТНОЕ ПОВТОРЕНИЕВ) ТРЕТИЙ «ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЗАКОН ЗАПОМИНАНИЯ» СОСТОИТ В СОЗДАНИИ АССОЦИАЦИЙ.

Слайд 15В классической риторике существует проверенный метод обучения составлению речей по

так называемой ХРИИ
ХРИЯ – это краткое рассуждение, модель доказательства тезиса

(афоризма), в котором развитие мысли происходит в определенном порядке. Хрия является как бы классическим методом рассуждения и построения ораторского монолога, призванным дисциплинировать ум через упорядочение речи.
Темой хрии избиралось обычно какое-либо изречение, афоризм либо пословица, например: «Гений и злодейство две вещи несовместные…» (Пушкин); «…Чтобы сделать что-нибудь великое, нужно все силы души устремить в одну точку» (Л. Н. Толстой).
ТРАДИЦИОННЫЙ ПОРЯДОК ХРИИ ТАКОВ:
1. Приступ (вступление). Во вступлении нередко указывалось на лицо, которому принадлежит данная мысль.
2. Определение, или ясное и точное толкование тезиса (положения).
3. Причина, объясняющая, почему данное положение верно.
4. Опровержение – почему противоречащее этому суждению не верно.
5. Сравнение - подтверждение истинности данного суждения в других сферах жизни.
6. Пример – указание на людей, которые воплотили это суждение в жизнь.
7. Свидетельство – приведение подтверждающих цитат других людей на эту же тему.
8. Заключение – общий вывод.

В классической риторике существует проверенный метод обучения составлению речей по так называемой ХРИИХРИЯ – это краткое рассуждение,

Слайд 16Приведем пример хрии по высказыванию знаменитого афинского ритора Исократа
«КОРЕНЬ

УЧЕНИЯ ГОРЕК, А ПЛОД ЕГО СЛАДОК»  ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ПРИСТУП, в котором

«похвален или описан должен тот, кто речь сказал или дело сделал». Изречение это, вошедшее в пословицу, принадлежит Исократу, который много трудился на пользу науки и образования и сказанное проверил собственным опытом. 
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ПАРАФРАЗИС. Это изъяснение темы. Мысль Исократа выражена образно. Он сравнивает учение с плодовым деревом, разумея под корнем начало учения, а под плодами приобретенное знание или искусство. Итак, кто стремиться к знанию, должен, по словам Исократа, перенести горечь труда и тягости утомления; превозмогший все это, он приобретает желанные выгоды и преимущества. 

Исокра́т 
(греч. Έισοκράτης, 436 до  н. э., 
Афины— 338 до н. э., Афины) — знаменитый афинский ритор,

Приведем пример хрии по высказыванию знаменитого афинского ритора Исократа «КОРЕНЬ УЧЕНИЯ ГОРЕК, А ПЛОД ЕГО СЛАДОК» 

Слайд 17ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ПРИЧИНА. В этой части присоединятся «достаточная для доказательств

тезиса причина». Причин может указываться несколько. Они должны использоваться для

доказательств тезиса-темы.

1. Корень, то есть начало умения, сопряжено с несколькими неприятностями, потому что:
Причины
А) Cпособности начинающего еще не развернулись: ум не привык быстро и верно схватывать, а память – крепко и прочно удерживать преподаваемое.
Б) Учащийся имеет дело с элементами науки или искусства, которые состоят из мелочей и подробностей, более часто не интересных.
В) Учащийся еще не понимает пользы элементарных сведений и относится к учению не со всем прилежанием, не с надлежащей аккуратностью и терпением.
Переход Кто превозможет эти ничтожные неприятности, тот убедиться, что Причины  2. Последствия учения приятны, ибо:
А) Знание, умение, образование сами по себе, без всякого приложения к практической, обыденной жизни, доставляют человеку, владеющими ими, высокое наслаждение: представляют его взгляд на мир, расширяют его кругозор.
Б) Доставляют ему материальные выгоды и преимущества в обществе и государстве.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ПРИЧИНА. В этой части присоединятся «достаточная для доказательств тезиса причина». Причин может указываться несколько. Они

Слайд 18ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. ПРОТИВНОЕ. В этой части использует сравнение от противного,

т.е. почему плохо вести себя иным образом. Кто не хочет

подвергаться ограничениям, у кого не хватит терпения преодолеть трудности учения, без которых трудно приобрести образование и достигнуть прочих знаний, тот не смеет рассчитывать и на преимущества и выгоды… 
ЧАСТЬ ПЯТАЯ. ПОДОБИЕ (указать на другие сферы жизни, где тоже применим рассматриваемый тезис), «которым изъясняется и подтверждается тема». Посмотрите на земледельца: сколько упорного труда и усилий тратит он на получение со своего поля урожая! И чем тяжелее его труд, тем с большим удовольствием и радостью собирает он плоды; чем заботливее возделывает он своё поле, тем обильнее будет урожай. Тем же самым условием подвержены и выгоды образования. Они приобретаются после того, когда рядом непрерывных усилий сознание приводится к убеждению, что честным трудом и неусыпным прилежанием побеждены все повстречавшиеся препятствия. 
ЧАСТЬ ШЕСТАЯ. ПРИМЕР (указать на людей, которые воплотили этот тезис в жизнь). Здесь приводится пример или история, подтверждающая тему. Примеров из того, какими последствиями увенчивается прилежные, добросовестные занятия, в истории находим много. Вот косноязычный, безвестный грек Демосфен, учением приобретший высокий дар ораторского искусства и бессмертную славу.
ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ. СВИДЕТЕЛЬСТВО (привести подобные суждения, высказанные другими авторитетными людьми ). Использование мнения знаменитых людей. То же самое, что Исократ, говорит и Гесиод, утверждая, что ДОРОГА ДОБРОДЕТЕЛИ ВНАЧАЛЕ УТЕСИСТА И КРУТА, НО КОГДА ДОСТИГНЕШЬ ВЕРШИНЫ, ИДТИ ПО НЕЙ ПРИЯТНО. 
ЧАСТЬ ВОСЬМАЯ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. «Кратное увещательное заключение всего слова». 

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. ПРОТИВНОЕ. В этой части использует сравнение от противного, т.е. почему плохо вести себя иным образом.

Слайд 19РУССКИЙ РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ
РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ— ЭТО НОРМЫ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ, ПРИНЯТЫЕ В

ДАННОМ ОБЩЕСТВЕ
РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ ТРЕБУЕТ УЧЕТА
• личностных особенностей собеседников (социальный

статус: должность, возраст, пол и пр.): КТО ПЕРЕД ВАМИ.
• ситуации общения (официальная или неофициальная; степень знакомства; отношение к собеседнику; место и время общения и пр.): СИТУАЦИЯ ОБЩЕНИЯ.
• национальной специфики: НАЦИОНАЛЬНАЯ ДОМИНИРУЮЩАЯ КУЛЬТУРА.
ПОЧЕМУ ВАЖНО СОБЛЮДАТЬ РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ?
1. КРИТЕРИЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ: показать, что вы «свой» в данной социальной группе.
2. КРИТЕРИЙ ОДОБРЕНИЯ: если в отношении вас соблюдаются нормы речевого этикета, то группа одобряет ваше поведение.
3. КРИТЕРИЙ УСПЕШНОЙ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: вежливость является основой благоприятного психологического климата в группе.
ПРИНЦИПЫ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА
1. Вежливость – уважение к другим людям.
2. Тактичность – умение держать себя на людях, деликатность.
3. Внимательность – заботливое отношение к окружающим.
4. Пунктуальность – соблюдение регламента при выступлении (краткость речи).
5. Скромность – сдержанность в обнаружении своих достоинств и заслуг.

РУССКИЙ РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТРЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ— ЭТО НОРМЫ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ, ПРИНЯТЫЕ В ДАННОМ ОБЩЕСТВЕ РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ ТРЕБУЕТ УЧЕТА• личностных

Слайд 20ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
(с точки зрения иностранцев)
1. Контактность (прикосновения,

рукопожатия, дистанция).
2. Неформальность (переход на «ты»).
3. Стремление к речевому доминированию

и пониженная вежливость (перебивать, спорить и т.п.).
4. Регулятивность (поучение посторонних).
5. Откровенность (любые темы обсуждаются).
6. Искренность эмоций.
7. Конфликтность (не сгладить ситуацию, а найти виновного).
8. Пониженный речевой самоконтроль (спокойное отношение к речевым ошибкам).


ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ (с точки зрения иностранцев)1. Контактность (прикосновения, рукопожатия, дистанция).2. Неформальность (переход на «ты»).3. Стремление

Слайд 21ФОРМУЛЫ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА
1. НАЧАЛО ОБЩЕНИЯ
а) обращение; б) приветствие; в)

знакомство.

2. ПРОДОЛЖЕНИЕ ОБЩЕНИЯ.
Наиболее типичны три ситуации: рабочая (бытовая), торжественная,

скорбная.
К речевым формулам относятся:
а) приглашение;
б) совет (предложение);
в) просьба;
г) согласие / отказ
д) поздравление;
е) благодарность;
ж) замечание/предупреждение;
з) соболезнование.

3. ЗАВЕРШЕНИЕ ОБЩЕНИЯ
а) резюмирование; б) комплименты; в) прощание





ФОРМУЛЫ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА1. НАЧАЛО ОБЩЕНИЯ а) обращение; б) приветствие; в) знакомство.2. ПРОДОЛЖЕНИЕ ОБЩЕНИЯ. Наиболее типичны три ситуации:

Слайд 221. ОБРАЩЕНИЕ. Дамы и господа! Друзья! По имени (имени и

отчеству).
2. ПРИВЕТСТВИЕ. Приветствую Вас в СТИ НИТУ «МИСиС». Сто лет

тебя не видел! Здравствуйте!
3. ЗНАКОМСТВО. Разрешите представиться – Николай. Колян. Меня зовут Николаем.
4. ИЗВИНЕНИЕ. Прошу меня простить. Сорян. Извините.
5. ПРОЩАНИЕ. Позвольте откланяться. Пока! До свидания!
1. ОБРАЩЕНИЕ. Дамы и господа! Друзья! По имени (имени и отчеству).2. ПРИВЕТСТВИЕ. Приветствую Вас в СТИ НИТУ

Слайд 23СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ
1. Ты/Вы (нет четких и строгих норм перехода).
Общение

на Вы применяется:
а) по отношению к незнакомому адресату;
б) в официальной

обстановке общения;
в) при подчеркнуто вежливом, сдержанном, «холодном» отношении;
г) к равному и старшему (по возрасту, положению).

Обращение на ты применяется:
а) по отношению к хорошо знакомому адресату;
б) в неофициальной обстановке общения;
в) при дружеском, «теплом», интимном, фамильярном отношении;
г) к равному и младшему (по возрасту, положению).

СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ1. Ты/Вы (нет четких и строгих норм перехода).Общение на Вы применяется:а) по отношению к незнакомому

Слайд 242. Очередность приветствия (младший/старший, мужчина/женщина).
3. Номинация человека (гражданин, товарищ, сударь).

К незнакомому человеку лучше обращаться без номинации: «Передайте, пожалуйста…».
4. Призыв

к человеку (Эй, мужик! – это неправильно).
5. Нельзя: «Уважаемый господин (ФИО)».
6. Четко и без ошибок произносить ФИО.
7. Местоимения 3-го лица (он, она) в присутствии человека, о котором идет речь.
8. Неуместна частица –ка: сходи-ка!
9. Эвфемизмы (замена грубых или резких слов и выражений более мягкими): небесспорно; ушел из жизни; трудно назвать красавицей (умным).
10. Жесты, интонация, мимика, взгляд.

2. Очередность приветствия (младший/старший, мужчина/женщина).3. Номинация человека (гражданин, товарищ, сударь). К незнакомому человеку лучше обращаться без номинации:

Слайд 26Когда моя жизнь, дорогая,
Придет к своему рубежу,
Три слова тебе, дорогая,
Я

в час мой последний скажу.
То слово... Хватило бы силы
Мне вымолвить

тихо его...
"За все, дорогая, спасибо",
— Сказал бы я прежде всего.
Смогу ли я слово второе,
Успею ли произнести?
Глаза я устало прикрою:
"За все, дорогая, прости".

И третье я вымолвлю слово,
Своей покоряясь судьбе:
"О будь, дорогая, здорова,
Здоровья желаю тебе".
А если судьба милосердно
Сказать мне дозволит еще,
Я те же три слова усердно
Опять повторю горячо.
О, только хватило бы силы
Их явственно произнести!
За все, дорогая, спасибо...
Здоровья тебе... И — прости...
Р. Гамзатов

Когда моя жизнь, дорогая,Придет к своему рубежу,Три слова тебе, дорогая,Я в час мой последний скажу.То слово... Хватило

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика