Разделы презентаций


Западная философия конца XIX – ХХ вв

Содержание

ПЛАН ЛЕКЦИИ.Условия развития и характерные особенности западноевропейской философии к.XIX - XX вв. Позитивизм и неопозитивизм.Возникновение иррационалистической философии. «Философия жизни».Философия экзистенциализма.Религиозная философия ХХ в. Философская герменевтика. Проблема понимания в философии и медицине.Психоанализ,

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Западная философия конца XIX – ХХ вв.

Западная   философия   конца XIX – ХХ вв.

Слайд 2ПЛАН ЛЕКЦИИ.
Условия развития и характерные особенности западноевропейской философии к.XIX -

XX вв.
Позитивизм и неопозитивизм.
Возникновение иррационалистической философии. «Философия жизни».
Философия экзистенциализма.
Религиозная

философия ХХ в.
Философская герменевтика. Проблема понимания в философии и медицине.
Психоанализ, его философское и медицинское значение.
Феноменология.
ПЛАН ЛЕКЦИИ.Условия развития и характерные особенности западноевропейской философии к.XIX - XX вв. Позитивизм и неопозитивизм.Возникновение иррационалистической философии.

Слайд 3ХХ век в мировой истории характеризуется рядом особенностей, определивших направленность

развития философии.
стремительность, масштабность и радикальность изменений, происходящих в мире

и в жизни общества;
противоречия научно-технического прогресса;
противоречия глобализации;
демократизация политической сферы;
кризис в духовной сфере.
ХХ век в мировой истории характеризуется рядом особенностей, определивших направленность развития философии. стремительность, масштабность и радикальность изменений,

Слайд 4Особенности западноевропейской философии ХХ в.
Разнообразие течений, проблем и методов их

решения.

Антропологическая проблематика.

Особенности западноевропейской философии ХХ в.Разнообразие течений, проблем и методов их решения.Антропологическая проблематика.

Слайд 5 Формирование основных направлений в оценке роли науки и техники

в жизни общества:
- Сциентизм (лат. scientia – наука) – направление,

представители которого придают развитию науки и техники ведущее значение в развитии человеческой культуры.
- Антисциентизм – направление, представители которого сосредотачивают внимание на проблемах и опасностях, порождаемых научно-техническим прогрессом, высказывают опасение, что развитие техники приводит к утрате духовных, гуманитарных ценностей.
Формирование основных направлений  в оценке роли науки и техники  в жизни общества:- Сциентизм (лат.

Слайд 6 Иррационализм (лат. irrationalis – неразумное) –
один

из определяющих принципов в западной философии ХХ в., с позиций

которого возможности человеческого разума подвергаются сомнению, а основным способом познания признаются его внерациональные формы: инстинкт, интуиция, озарение.
Иррационализм  (лат. irrationalis – неразумное) –  один из определяющих принципов в западной философии ХХ

Слайд 7 Формирование в философии второй половины ХХ в. принципа глобального эволюционизма:
-

рассматривает мир и человечество как единое целое,
- утверждает необходимость общечеловеческого

подхода
к решению проблем современного общества.
Формирование в философии  второй половины ХХ в. принципа глобального эволюционизма:- рассматривает мир и человечество как

Слайд 8 Тенденция к формированию социально-экологического типа философствования –
способа теоретического осмысления

бытия, основанного на идее взаимосвязи и взаимообусловленности природного и социального,

необходимости сохранения человечества и природной среды его обитания.
Тенденция к формированию социально-экологического типа философствования –способа теоретического осмысления бытия, основанного на идее взаимосвязи и взаимообусловленности

Слайд 9Позитивизм

философское направление,
в центре внимания которого
проблема науки как феномена

культуры, а также вопросы
методологии научного познания.

Позитивизмфилософское направление, в центре внимания которого проблема науки как феномена культуры, а также вопросы методологии научного познания.

Слайд 101. Формирование позитивизма ( с середины ХIХ в.)
Основоположник –
французский философ


Огюст Конт (1798 – 1857).
Учение о 3-х стадиях развития

познания:
- теологическая (знание основано на вере);
- метафизическая (мир объясняется с помощью абстрактных понятий);
- позитивная (научное объяснение всех явлений).
«Наука сама себе философия».
1. Формирование позитивизма ( с середины ХIХ в.)Основоположник – французский философ Огюст Конт (1798 – 1857). Учение

Слайд 112. Неопозитивизм (аналитическая философия) (с 20-х гг. ХХ в.)
Бертран Рассел,

Людвиг Витгенштейн,
Рудольф Карнап и др.

- логический позитивизм (все

философские проблемы сводятся к логическим);
- лингвистический позитивизм (все философские и социальные проблемы объясняются нарушением норм использования языка).
2. Неопозитивизм  (аналитическая философия) (с 20-х гг. ХХ в.) Бертран Рассел, Людвиг Витгенштейн, Рудольф Карнап и

Слайд 123. Постпозитивизм (60 – 70-е гг.)
Карл Поппер,
Томас Кун,

Пол Фейерабенд,
Имре Лакатос.

Историческая школа в методологии научного познания.

3. Постпозитивизм  (60 – 70-е гг.) Карл Поппер, Томас Кун, Пол Фейерабенд,Имре Лакатос. Историческая школа в

Слайд 13
Т.Кун: теория научных парадигм.
Парадигма – принятый научным сообществом образец

подхода к научной проблеме, совокупность суждений и методов научной деятельности,

принимаемых определенной группой ученых.

П.Фейерабенд: «Не существует идеи, сколь бы абсурдной она ни была, которая не способна улучшить наше познание».

Т.Кун: теория научных парадигм.Парадигма – принятый научным сообществом образец подхода к научной проблеме, совокупность суждений и

Слайд 14Прагматизм (pragma – дело, действие) –американская форма развития позитивизма (возник в

70-х гг. ХIХ в. в Америке)
Чарльз Пирс, Уильям Джемс, Джон

Дьюи.

Принцип оценки всех явлений с точки зрения полезности, возможности служить средством для достижения какой-либо цели.
Цель человеческого существования - индивидуальное благополучие.
Прагматизм –
субъективно-идеалистическое направление.
Прагматизм (pragma – дело, действие) –американская форма развития позитивизма (возник в 70-х гг. ХIХ в. в Америке)Чарльз

Слайд 15«Философия жизни» и экзистенциализм –
иррационалистические направления в философии конца ХIХ

– нач. ХХ вв., противопоставляющее науке и разуму
интуицию

и инстинкт.
«Философия жизни» и экзистенциализм –иррационалистические направления в философии конца ХIХ – нач. ХХ вв., противопоставляющее науке и

Слайд 16«Философия жизни»
Артур Шопенгауэр (1788 – 1860).
Ключевое понятие- «воля к

жизни»-первичная, не имеющая ни причины, ни цели, недоступная познанию сущность

мира.

Фридрих Ницше (1844 – 1900).
«Так говорил Заратустра»,
«По ту сторону добра и зла».
Ключевые понятия –
«воля к власти» и «сверхчеловек».
«Философия жизни»Артур Шопенгауэр (1788 – 1860). Ключевое понятие- «воля к жизни»-первичная, не имеющая ни причины, ни цели,

Слайд 17Анри Бергсон (1859 – 1941)
Жизнь – поток переживаний, смена

мыслей, образов, ощущений, эмоций.
Этот поток – единственная реальность, мировой процесс,

который, «проходя через все тела, переходя от поколения к поколению, … разделился между индивидами, ничего не теряя в своей силе, а скорее усиливаясь по мере движения вперед».
Анри Бергсон  (1859 – 1941) Жизнь – поток переживаний, смена мыслей, образов, ощущений, эмоций.Этот поток –

Слайд 18Экзистенциализм – «философия существования» - субъективно-идеалистическое направление, формирующееся в 20-30-х

гг. ХХ в.

Германия: К.Ясперс, М.Хайдеггер;
Франция: Ж.-П.Сартр, А. Камю.
Россия: Н.Бердяев и

Л.Шестов.

Центральная категория– экзистенция (существование).
Экзистенциализм –  «философия существования» -  субъективно-идеалистическое направление, формирующееся в 20-30-х гг. ХХ в.Германия: К.Ясперс, М.Хайдеггер;Франция:

Слайд 19Основная идея – человек существует в чуждом ему мире.
Подлинная

действительность – это существование «своего Я», то есть переживание своего

бытия в мире.

Центральные категории: тревога, страдание, вина, страх, боль, смерть.

Страх – главный принцип жизни человека. М.Хайдеггер:«Предметом страха является мир как таковой».
Основная идея – человек существует в чуждом ему мире. Подлинная действительность – это существование «своего Я», то

Слайд 20 «…есть только один действительно серьезный вопрос – это вопрос о

самоубийстве».
«Стоит ли жизнь того, чтобы ее прожить?»

«…есть только один  действительно серьезный  вопрос –  это вопрос о самоубийстве».

Слайд 21В решении этого вопроса
в экзистенциализме выделяются
2 направления:

религиозное (К.Ясперс, Н.Бердяев) - возможность обретения свободы через Бога

2) атеистическое

(М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр) –возможность обретения свободы только через погружение в сферу собственного сознания.
В решении этого вопроса в экзистенциализме выделяются 2 направления: религиозное (К.Ясперс, Н.Бердяев) - возможность обретения свободы через

Слайд 22Религиозная философия ХХ в.
1) Неотомизм (Э.Жильсон, Ж.Маритен).
Отличие от томизма:
-

внимание к проблемам современного мира и к внутреннему миру человека;
-

новое понимание отношения Бога и человека;
- в центре внимания - вопросы культуры.
Будущее европейской культуры неотомисты связывают с «интегральным гуманизмом», смысл которого - соединение ценностей христианства и современного человечества.
Религиозная философия ХХ в.1) Неотомизм (Э.Жильсон, Ж.Маритен). Отличие от томизма:- внимание к проблемам современного мира и к

Слайд 232) Персонализм (Э. Мунье, Ж. Лакруа и др.) формируется в

20-30-е гг. ХХ в.
.
В центре внимания – проблема свободы

личности.
Главное качество личности – свобода выбора.
Персонализация - становление личности.
Личность проявляется
1) во взаимодействии с внешним миром,
2) в сосредоточении на своем внутреннем мире.
Основа взаимосвязи этих двух сторон бытия - творчество и человеческая коммуникация.

2) Персонализм  (Э. Мунье, Ж. Лакруа и др.) формируется в 20-30-е гг. ХХ в.. В центре

Слайд 243) Религиозный эволюционизм (тейярдизм).
Тейяр де Шарден
(1881 – 1955) –

французский ученый-естествоиспытатель, философ, священник.

Труд «Феномен человека» -
идея эволюции


Мира (Универсума).




3) Религиозный  эволюционизм (тейярдизм). Тейяр де Шарден (1881 – 1955) – французский ученый-естествоиспытатель, философ, священник. Труд

Слайд 25В эволюционном процессе Тейяр де Шарден выделяет 4 этапа (4

главы книги):
преджизнь – этап геогенеза;
жизнь – этап биогенеза;
мысль – этап

ноогенеза, возникновения сферы разума - ноосферы;
сверхжизнь – достижение «точки Омега», высший этап эволюции, где происходит соединение в Боге всех элементов – от атома до разумного человечества.
В эволюционном процессе Тейяр де Шарден выделяет 4 этапа (4 главы книги):преджизнь – этап геогенеза;жизнь – этап

Слайд 26НООСФЕРА –
оболочка вокруг Земли, развитие которой идет в направлении

«точки Омега».
На этапе ноосферы направление эволюции контролируется коллективным человеческим

сознанием.

НООСФЕРА – оболочка вокруг Земли, развитие которой идет в направлении «точки Омега». На этапе ноосферы направление эволюции

Слайд 27Философия герменевтики.
Герменевтика (греч. hermeneuo - разъясняю) –философское направление, в центре

внимания которого проблема понимания и тесно связанные с ней проблемы

языка.
В самостоятельную область герменевтика выделилась в XIX в. в трудах немецких философов Ф. Шлейермахера и В. Дильтея.
Наиболее яркий представитель - Х. Г.Гадамер. - в центре внимания проблема языка, которую он решает с позиций объективного идеализма;
- обоснование принципа понимания. Понимание - процесс поиска смысла.
Философия герменевтики. Герменевтика (греч. hermeneuo - разъясняю) –философское направление, в центре внимания которого проблема понимания и тесно

Слайд 28Философия психоанализа (фрейдизм)
Психоанализ – философское и психологическое учение, а также метод

лечения психических заболеваний, разработанные в трудах З Фрейда и его

последователей.

В основе психоанализа представление о доминирующей роли бессознательного в психике человека.

Философия психоанализа (фрейдизм)  Психоанализ – философское и психологическое учение, а также метод лечения психических заболеваний, разработанные

Слайд 29Зигмунд Фрейд (1896 – 1939)

Основные работы:
«Тотем и табу»,
«Психология

бессознательного»,
«Толкование сновидений» и др.

Зигмунд Фрейд (1896 – 1939) Основные работы: «Тотем и табу», «Психология бессознательного», «Толкование сновидений» и др.

Слайд 30 В психике человека Фрейд выделил 3 уровня:
«Оно» – бессознательное,

сфера инстинктов;
«Я» – область сознания, контролирующая все психические процессы;
«Сверх-Я» –

сврхсознание, область социальных норм и культурных запретов.
Содержание бессознательного Фрейд сводит к двум видам влечений:
сексуальные инстинкты (либидо) и
инстинкт самосохранения (влечение к жизни).
Сублимация – переключение энергии либидо на социально одобряемые цели.
В психике человека Фрейд выделил 3 уровня:«Оно» – бессознательное, сфера инстинктов;«Я» – область сознания, контролирующая все

Слайд 31Карл Густав Юнг (1875 – 1961)
швейцарский
психолог и социолог.

Центральное понятие

- «коллективное бессознательное.

Содержанием коллективного бессознательного являются врожденные образы, символы

– архетипы.
Карл Густав Юнг (1875 – 1961)швейцарский психолог и социолог.Центральное понятие - «коллективное бессознательное. Содержанием коллективного бессознательного являются

Слайд 32Эрих Фромм (1900 – 1980 гг.) немецкий философ, социолог, психолог, представитель

неофрейдизма.
Центральное понятие его учения –
«социальное бессознательное» - совокупность черт

характера, возникающих у большинства членов данной социальной группы в результате общего образа жизни и общих переживаний.
Задача психоанализа – лечить не индивида, а общество, переориентировать его на принципы гуманизма.
Эрих Фромм (1900 – 1980 гг.) немецкий философ,  социолог, психолог,  представитель неофрейдизма. Центральное понятие его

Слайд 33ФЕНОМЕНОЛОГИЯ –
субъективно-идеалистическое направление.
Основоположник – Э . Гуссерль (1859 – 1938).
Предмет

философии – не окружающий мир, а феномены сознания.
Феномены сознания

– возникающие в сознании смыслы предметов и событий.
В процессе познания феноменов сознания человек конструирует «жизненный мир» – основание культуры общества.
Центральное понятие феноменологии – «интенциональность сознания», т.е. его направленность на объект («нет объекта без субъекта»).
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ –субъективно-идеалистическое направление.Основоположник – Э . Гуссерль (1859 – 1938).Предмет философии – не окружающий мир, а феномены

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика