Разделы презентаций


Заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин Климович Александр Тимофеевич Доктор

Содержание

Тема лекции: «Методология и методы научного исследования»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин
Климович Александр Тимофеевич
Доктор исторических наук, профессор,
заслуженный

работник высшей школы РФ, академик АВН
тел. 20-22, моб. 8-926-578-44-45


Кафедра гуманитарных

дисциплин

Российская таможенная академия

Заведующий кафедрой гуманитарных дисциплинКлимович Александр ТимофеевичДоктор исторических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, академик АВНтел. 20-22,

Слайд 2Тема лекции: «Методология и методы научного исследования»

Тема лекции:  «Методология и методы научного исследования»

Слайд 3В О П Р О С Ы Л Е

К Ц И И:
СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ».
МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
ОСНОВНЫЕ

МЕТОДЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ.

МЕТОД НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

В О П Р О С Ы  Л Е К Ц И И:СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ».

Слайд 4СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ»
НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ – ЭТО ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ ПОЗНАНИЕ, РЕЗУЛЬТАТЫ

КОТОРОГО ВЫСТУПАЮТ В ВИДЕ СИСТЕМЫ ПОНЯТИЙ, ЗАКОНОВ И ТЕОРИЙ.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ

ПРИЗНАКИ:

целенаправленный процесс достижения осознанно поставленной цели и четко сформулированных задач

процесс, направленный на поиск нового, на творчество, на открытие неизвестного, на выдвижение оригинальных идей, на новое освещение рассматриваемых вопросов

процесс, характеризующийся систематичностью (т.е. здесь упорядочены и приведены в систему и сам процесс исследования, и его результаты)

процесс, которому присуща строгая доказательность, последовательное обоснование сделанных обобщений и выводов

СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ»НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ – ЭТО ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ ПОЗНАНИЕ, РЕЗУЛЬТАТЫ КОТОРОГО ВЫСТУПАЮТ В ВИДЕ СИСТЕМЫ ПОНЯТИЙ, ЗАКОНОВ

Слайд 5ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
совокупность научных методов, всесторонне обоснованных и сведенных

в единую систему
совокупность строго определенных понятий и терминов, их

номинирующих

НАУЧНАЯ (НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, т.е. на всестороннее изучение объекта, процесса или явления, их структуры и связей, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов
(ст. 2 ФЗ РФ от 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» )

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯсовокупность научных методов, всесторонне обоснованных и сведенных в единую систему совокупность строго определенных понятий

Слайд 6КЛАССИФИКАЦИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
ПО ДЛИТЕЛЬНОСТИ
ПО ИСТОЧНИКУ ФИНАНСИРОВАНИЯ
ПО ЦЕЛЕВОМУ НАЗНАЧЕНИЮ

БЮДЖЕТНЫЕ
КОНТРАКТНЫЕ
НЕФИНАНСИРУЕМЫЕ
ФУНДАМЕН-ТАЛЬНЫЕ
ПРИКЛАДНЫЕ
РАЗРАБОТКИ
ПОИСКОВЫЕ
ДОЛГОСРОЧНЫЕ
КРАТКОСРОЧНЫЕ
ЭКСПРЕСС-ИССЛЕДОВАНИЯ
ПО ФОРМАМ И

МЕТОДАМ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ

ОПИСАТЕЛЬНЫЕ

ИСТОРИКО-БИОГРАФИЧЕСКИЕ

СМЕШАННОГО ТИПА

КЛАССИФИКАЦИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙПО ДЛИТЕЛЬНОСТИ ПО ИСТОЧНИКУ ФИНАНСИРОВАНИЯПО ЦЕЛЕВОМУ НАЗНАЧЕНИЮ БЮДЖЕТНЫЕ КОНТРАКТНЫЕНЕФИНАНСИРУЕМЫЕ ФУНДАМЕН-ТАЛЬНЫЕ ПРИКЛАДНЫЕРАЗРАБОТКИ ПОИСКОВЫЕ ДОЛГОСРОЧНЫЕ КРАТКОСРОЧНЫЕ ЭКСПРЕСС-ИССЛЕДОВАНИЯПО

Слайд 7УРОВНИ ИССЛЕДОВАНИЙ
ЭМПИРИЧЕСКИЙ
ПРЕОБЛАДАЕТ ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ (ИЗУЧЕНИЕ ВНЕШНЕГО МИРА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНОВ

ЧУВСТВ). ПРИ ЭТОМ ФОРМЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ ПРИСУТСТВУЮТ, НО ИМЕЮТ ПОДЧИНЕННОЕ

ЗНАЧЕНИЕ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ
ПРЕОБЛАДАЮТ ЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ. ПОЛУЧЕННЫЕ ФАКТЫ ИССЛЕДУЮТСЯ, ОБРАБАТЫВАЮТСЯ С ПОМОЩЬЮ ЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ, УМОЗАКЛЮЧЕНИЙ, ЗАКОНОВ И ДРУГИХ ФОРМ МЫШЛЕНИЯ.

УРОВНИ ИССЛЕДОВАНИЙЭМПИРИЧЕСКИЙ ПРЕОБЛАДАЕТ ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ (ИЗУЧЕНИЕ ВНЕШНЕГО МИРА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНОВ ЧУВСТВ). ПРИ ЭТОМ ФОРМЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ ПРИСУТСТВУЮТ,

Слайд 8СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ
ПРОБЛЕМА – ЭТО

СЛОЖНАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИЛИ ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА, СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ КОТОРОЙ НЕИЗВЕСТНЫ ИЛИ

ИЗВЕСТНЫ НЕ ПОЛНОСТЬЮ

ТЕОРИЯ – ЭТО ЛОГИЧЕСКИ ОРГАНИЗОВАННОЕ ЗНАНИЕ, КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СИСТЕМА ЗНАНИЙ, КОТОРАЯ АДЕКВАТНО И ЦЕЛОСТНО ОТРАЖАЕТ ОПРЕДЕЛЕННУЮ ОБЛАСТЬ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

ГИПОТЕЗА ЕСТЬ ТРЕБУЮЩЕЕ ПРОВЕРКИ И ДОКАЗЫВАНИЯ ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ О ПРИЧИНЕ, КОТОРАЯ ВЫЗЫВАЕТ ОПРЕДЕЛЕННОЕ СЛЕДСТВИЕ, О СТРУКТУРЕ ИССЛЕДУЕМЫХ ОБЪЕКТОВ И ХАРАКТЕРЕ ВНУТРЕННИХ И ВНЕШНИХ СВЯЗЕЙ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ

СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ    ПРОБЛЕМА – ЭТО СЛОЖНАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИЛИ ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА, СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ

Слайд 9СТРУКТУРА ТЕОРИИ добавить опред.
ПОНЯТИЕ – это мысль, отражающая существенные

и необходимые признаки определенного множества (класса) предметов или явлений

ПРИНЦИП – это руководящая идея, основное исходное положение теории

СУЖДЕНИЕ – это мысль, в которой утверждается или отрицается что-либо

АКСИОМА – это положение, которое является исходным, недоказываемым и из которого по установленным правилам выводятся другие положения

ЗАКОНОМЕРНОСТЬ – это:
1) совокупность действия многих законов;
2) система существенных, необходимых общих связей, каждая из которых составляет отдельный закон

ЗАКОН – это объективная, существенная, внутренняя, необходимая и устойчивая связь между явлениями, процессами

УЧЕНИЕ – совокупность теоретических положений о какой-либо области явлений действительности

СТРУКТУРУ ТЕОРИИ ОБРАЗУЮТ:

ПОЛОЖЕНИЕ – научное утверждение, сформулированная мысль

ИДЕЯ – это:
1) новое интуитивное объяснение события или явления;
2) определяющее стержневое положение в теории

КОНЦЕПЦИЯ – это система теоретических взглядов, объединенных научной идеей (научными идеями)

СТРУКТУРА ТЕОРИИ добавить опред. ПОНЯТИЕ – это мысль, отражающая существенные и необходимые признаки определенного множества (класса) предметов

Слайд 10СТРУКТУРА ЭМПИРИЧЕСКОГО УРОВНЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
ФАКТ употребляется в нескольких значениях:
1)

объективное событие, результат, относящийся к объективной реальности (факт действительности) либо

к сфере сознания и познания (факт сознания);
2) знание о каком-либо событии, явлении, достоверность которого доказана (истина);
3) предложение, фиксирующее знание, полученное в ходе наблюдений и экспериментов

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ОБОБЩЕНИЕ
это система определенных научных фактов

ЭМПИРИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ
отражают регулярность в явлениях, устойчивость в отношениях между наблюдаемыми явлениями

СТРУКТУРА ЭМПИРИЧЕСКОГО УРОВНЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ФАКТ употребляется в нескольких значениях: 1) объективное событие, результат, относящийся к объективной реальности

Слайд 1110
МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ – от творческого замысла до окончательного

оформления научного труда, осуществляется
И Н Д И В И

Д У А Л Ь Н О

ИЗУЧАТЬ В НАУЧНОМ СМЫСЛЕ - ЗНАЧИТ:













ВЕСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ, КАК БЫ ЗАГЛЯДЫВАЯ В БУДУЩЕЕ Важнейшие факторы научного исследования:
воображение, фантазия, мечта, опирающиеся на реальные достижения науки и техники

БЫТЬ НАУЧНО ОБЪЕКТИВНЫМ
Нельзя отбрасывать факты в сторону только потому, что их трудно объяснить или найти им практическое применение, т.к. сущность нового в науке не всегда видна самому исследователю. Новые научные факты и открытия из-за того, что их значение плохо раскрыто, могут долгое время оставаться в резерве науки и не использоваться на практике

10МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯНАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ – от творческого замысла до окончательного оформления научного труда, осуществляется И Н Д

Слайд 12МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
УЧЕНИЕ О МЕТОДАХ (МЕТОДЕ) ПОЗНАНИЯ, Т. Е. О

СИСТЕМЕ ПРАВИЛ, СПОСОБОВ И ПРИЕМОВ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ УСПЕШНОГО РЕШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ

ЗАДАЧ

диалектический метод Сократа и Платона

индуктивный метод
Ф. Бэкона

феноменологический метод Э. Гуссерля

ПЕРВОПРОХОДЦЫ ПРОБЛЕМ МЕТОДОЛОГИИ - ФИЛОСОФЫ

рационалистический метод Р. Декарта

диалектический метод Г. Гегеля и К. Маркса

МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯУЧЕНИЕ О МЕТОДАХ (МЕТОДЕ) ПОЗНАНИЯ, Т. Е. О СИСТЕМЕ ПРАВИЛ, СПОСОБОВ И ПРИЕМОВ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ

Слайд 13МЕТОД НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
ЭТО СПОСОБ ПОЗНАНИЯ ОБЪЕКТИВНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ (ОПРЕДЕЛЕННАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ,

ПРИЕМОВ, ОПЕРАЦИЙ)


ТЕХНИКА ИССЛЕДОВАНИЯ –
совокупность специальных приемов для

использования того или иного метода

ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ –
определенная последовательность действий, способ организации исследования

МЕТОДИКА –
это совокупность способов, приемов исследования и порядок их применения для получения определенных результатов

МЕТОД НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯЭТО СПОСОБ ПОЗНАНИЯ ОБЪЕКТИВНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ (ОПРЕДЕЛЕННАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ, ПРИЕМОВ, ОПЕРАЦИЙ)  ТЕХНИКА  ИССЛЕДОВАНИЯ –

Слайд 14ОСНОВНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ТЕОРИИ И МЕТОДА
результат предыдущей деятельности
исходный пункт и предпосылка

последующей деятельности
идеальных образов,
отражающих сущность, закономерности
объекта
правил, предписаний, выступающих

в качестве орудия дальнейшего познания и изменения действительности

Г л а в н ы е ф у н к ц и и

объяснение и предсказание (с целью отыскания истины, законов, причины и т.п.)

регуляция и
ориентация
деятельности

на решение проблемы – что собой представляет данный предмет

на выявление способов и механизмов его исследования и преобразования

ТЕОРИЯ

МЕТОД

С и с т е м а

Н а ц е л е н н о с т ь

ОСНОВНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ТЕОРИИ И МЕТОДАрезультат предыдущей деятельностиисходный пункт и предпосылка последующей деятельности идеальных образов, отражающих сущность, закономерности

Слайд 15ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕТОДА ИССЛЕДОВАНИЙ
обусловлен ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЙ, т.е. тем, что именно

исследуется (отдельные объекты или их классы)
не может оставаться

неизменным, всегда равным самому себе во всех отношениях, а ДОЛЖЕН ИЗМЕНЯТЬСЯ в своем содержании вместе с предметом, на который он направлен

имеет не только чисто теоретический, но и ПРАКТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР: он возникает из реального жизненного процесса и снова уходит в него

не может быть дан весь, целиком до начала всякого исследования, а в значительной мере ДОЛЖЕН ФОРМИРОВАТЬСЯ всякий раз заново в соответствии со спецификой предмета

ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕТОДА ИССЛЕДОВАНИЙ обусловлен ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЙ, т.е. тем, что именно исследуется (отдельные объекты или их классы) не

Слайд 16ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
выделение методов в зависимости от роли и

места в процессе научного познания:
формальные и содержательные;
эмпирические и

теоретические;
фундаментальные и прикладные;
методы исследования и изложения и т.п.

характерные признаки научного метода: объективность, воспроизводимость, эвристичность, необходимость, конкретность и др.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙвыделение методов в зависимости от роли и места в процессе научного познания: формальные и

Слайд 17ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ МНОГОУРОВНЕВОЙ КОНЦЕПЦИИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
ФИЛОСОФСКИЕ МЕТОДЫ:
диалектический
метафизический

аналитический
интуитивный
феноменологический
герменевтический и др.
ОБЩЕНАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ И

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
системный
структурно-функциональный
кибернетический
вероятностный
моделирование
формализация и ряд других.

ЧАСТНОНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ:
физики
механики
химии
биологии
социально-гуманитарных наук

ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ МЕТОДЫ – система приемов, применяемых в той или иной научной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыках наук.

МЕТОДЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ – совокупность ряда синтетических, интегративных способов, нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин

ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ МНОГОУРОВНЕВОЙ КОНЦЕПЦИИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯФИЛОСОФСКИЕ МЕТОДЫ: диалектический  метафизический аналитический  интуитивный феноменологический герменевтический и др.

Слайд 18РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
ЛЕШКЕВИЧ Т.Г. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ: ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ: УЧЕБ. ПОСОБИЕ.

– М., 2001.

МАЛЬЦЕВ Ю.А. ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ: УЧЕБ. ПОСОБИЕ. –

М.: ВТУ, 2003.

САБИТОВ Р.А. ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ: УЧЕБ. ПОСОБИЕ. – ЧЕЛЯБИНСК: ЧЕЛЯБ. ГОС. УН-Т, 2002.

УШАКОВ Е.В. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ И МЕТОДОЛОГИЮ НАУКИ: УЧЕБ. – М.: ЭКЗАМЕН, 2005.

ШКЛЯР М.Ф. ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. УЧЕБ. ПОСОБИЕ. – М.: ДАШКОВ И КО, 2007.

V

V

V

V

V

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРАЛЕШКЕВИЧ Т.Г. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ: ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ: УЧЕБ. ПОСОБИЕ. – М., 2001.МАЛЬЦЕВ Ю.А. ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ:

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика