Слайд 2Третье сентября.
Классная работа.
Слайд 4 Назначение народных песен
Вся жизнь русского человека от рождения
до смерти сопровождалась песней.
Народная песня – это средство выражения
и передачи духа того или иного народа. У каждого они отличаются своими индивидуальными чертами, которые отражают и традиции, и культуру.
Слайд 5Народная песня как жанр фольклора
Народные песни стали появляться в XVI–XVII веках, а их
расцвет наступил в XVIII веке.
Народные песни составляют особый пласт в русском
фольклоре. В песнях отображен и внешний, и внутренний мир человека.
Одни песни посвящались историческим событиям, героям, выдающимся историческим личностям (исторические), другие – переживаниям (лирические), связанным с любовными отношениями, семейной жизнью, с солдатской долей.
Слайд 6 НАРОДНЫЕ ПЕСНИ
Народные
песни, в отличие от былин, исполнявшихся обычно сказителями, былинниками, создавались
самыми разными людьми в минуты, когда душевные переживания, потрясения требовали выражения в словах и мелодии.
Слайд 7Народные песни
ОБРЯДОВЫЕ НЕОБРЯДОВЫЕ
ЛИРИЧЕСКИЕ
Слайд 8Классификация лирических песен
По характеру исполнения: частые, протяжные
По содержанию:
любовные,
семейно-бытовые
солдатские,
ямщицкие,
разбойничьи (удалые)
Слайд 10любовные
Многие любовные песни трагичны по содержанию. В них затрагиваются темы
измены, разлуки, невозможности быть вместе с любимой или любимым.
Слайд 11Бурлацкие, рекрутские, солдатские песни
Бурлацкие, рекрутские, солдатские, ямщицкие по своему содержанию,
как правило, трагичны. Они рассказывают о тяжелой доле солдат, бурлаков,
ямщиков, вынужденных расставаться с близкими, с семьей. Они рисуют безотрадные картины, герои в них нередко принимают смерть вдали от дома, родных и друзей.
Слайд 13Форма песен
монолог
диалог
Описание
Повествование
Описательно-повествовательная часть, дополненная монологом или диалогом
Слайд 14Приёмы организации композиции
Психологический параллелизм
(сначала дается картина из жизни природы, а
затем картина из жизни человека)
Слайд 15Приёмы организации композиции
Обращение к природе
Слайд 16Приёмы организации композиции
Приём ступенчатого сужения образов
Во горнице во новой
Стоит столик
дубовой,
Что за этим за столом
Сидит писарь молодой...
Сады мои, садочки,
Еще
зеленые.
В этих садочках
Дорожка лежала,
На этой дорожке кузинка стояла,
Во этой кузнице кузнецы ковали..
«Под ним мы разумеем такое сочетание (внутреннее сцепление) образов, когда образы ступенчато следуют друг за другом в нисходящем порядке, от образа с наиболее широким объемом к образу с наиболее узким объемом содержания».
Слайд 17Символика в народных лирических песнях
МОЛОДЕЦ (селезень, голубь, соловей, сокол)
Называют милый
, радость, отрада, милый сокол, сизый голубь
ДЕВУШКА (белая лебёдушка, серая
утушка, пава, сизая голубка)
Называют сердце-лапушка, радость, верная, неоценимая, голубушка
Слайд 18Символика в народных лирических песнях (поэтичность)
Употребление образов природы
в переносном значении для выражения всевозможных переживаний:
солнце(символ матери), месяц (символ
отца), ветер,тучи, звезды (дети), горы (трудности), туман (горе), дождь (слёзы)
многие виды птиц (н/р- кукушка- символ печали и горькой женской доли)
предметы растительного мира: трава, цветы, деревья (береза, рябина, дуб)
Слайд 19 Изобразительные средства и приемы
Лирика использует прием инверсии, прием обратного
порядка слов: вместо «зеленый луг – луг зелен», вместо «чистое
поле – поле чистое» и т.д.
Разнообразные повторы занимали в народной песне большое место, проявляясь на всех уровнях: в композиции, в стихе, в лексике.
Песенная лексика знает повторы
тавтологические (чудо чудное, струя струится),
синонимические (путь-дороженька, грусть-печаль-тоска),
лексические повторы могли сочетаться с повторами синтаксическими, имевшими отношение к песенному ритму, к стиху:
Слайд 20Изобразительные средства и приемы
В песне могли повторяться целые строки, что
подчеркивало их музыкальное звучание. Вводились повторяющиеся ритмические частицы (ах-да, ой-да,
ой-ли, ах, эх) и рефрены (припевы); повторялась музыкальная фраза, деля песенный текст на строфы (куплеты).
К очень распространенным средствам в лирических песнях принадлежит лирическое обращение. Особенно популярны обращения к миру природы от лица героя песни: к полю чистому, к дубраве зеленой, к быстрой реченьке и т.д.
Встречаются в песнях и другие обращения: к близким людям, к своей доле, судьбе, к родине, к русской земле и т.д.
Слайд 21Изобразительные средства и приемы
В песнях использовались
сравнения («Красна девица идет, словно
павушка плывет»),
гиперболы («Горькими слезами я весь сад потоплю»),
развёрнутая
метафора. (Развернутая метафора может содержать древние следы мистического единства человека с окружающим его миром. В песне «Не далече было вот, было далече...» истомленного путника застала в дороге «темная ноченька», он просит приюта у полыни. Куст отвечает согласием и перечисляет, что изголовьем путнику будет «бел-горюч камень», охранять его будут «частые звездочки», а «атаманушка тебе – светел месяц».
Большую эмоционально-выразительную роль в лирических песнях выполняют различные суффиксы, чаще уменьшительно-ласкательные (батюшка, матушка, милушка, голубушка, горюшко, голосочек и др.).
Слайд 22Характер исполнения
В одиночку
Хором
Слайд 23Исторические песни
«ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ — эпические русские народные песни (поэмы), содержанием
которых служат исторические события, своеобразно преломленные в фольклор.
Часто не
только изображают события , но и отражают чувства, переживания героев так, как это понимает народ.
Герои песен:
Цари - Иван Грозный, Петр Первый
Герои-воины – Суворов, Кутузов
Народные вожди – Ермак, Разин, Пугачев
ё
Слайд 24Связь исторической песни с былиной
в основу каждой исторической
песни положено реальное событие или ее героем является определенное историческое
лицо, о котором мы знаем либо из летописи, либо из книг, либо из переписки реально живших в ту или иную эпоху людей.
От былин исторические песни отличает
меньшая приверженность «к излюбленным приемам повторов и преувеличений,
большая реалистичность описаний,
сравнительная краткость и сжатость
Слайд 25Художественное своеобразие исторических песен
Специфика изображения исторических явлений:
отсутствие
чрезмерной гиперболизации,
углубление психологической характеристики героев,
установка на художественную достоверность
изображения
Слайд 26Исторические песни
В песне "Есаул сообщает о казни Разина" ощущается сочувствие и душевная
боль:
Часто изображают не только события , но и отражают чувства,
переживания героев так, как это понимает народ.
Слайд 27исторические песни
"В исторических песнях живет само время, их породившее, реальный
живой человек, современник Ивана Грозного и Петра I, Степана Разина
и Суворова, человек эпохи Смутного времени и 1812 года, Азовских походов и крестьянских войн. События, факты, подробности, рассыпанные там и тут в песнях, быть может, мало скажут нашей памяти, нашему знанию, но человек, их современник и их автор, его мировосприятие, его кругозор, строй его мыслей и чувствований – все это, воплощенное в песне, с удивительной художественной силой властно перенесет нас в его время, в его жизнь и скажет нам о многом, о бесконечно многом. Такова тайна народной исторической песни".
Слайд 28Собиратели народных песен
Первые записи русских народных песен относятся еще к
17 веку. Интересно, что записаны они для английского путешественника Ричарда
Джемса в 1619-1620 годах.
Особенно активно собиранием исторических и лирических песен заинтересовались на рубеже 18-19 веков.
Среди собирателей – имена А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя.
Изучением песен занимались А.Н.Веселовский, А.Х.Востоков, В.Я.Пропп.
песне
Большая заслуга в изучении народной лирики принадлежит русским писателям и
литературным критикам. В статьях Белинского, Добролюбова, Чернышевского дано глубокое определение специфики жанра лирической песни, особенностей ее содержания и художественной формы. Именно в их трудах высказана плодотворная мысль о том, что в лирических песнях правдиво отражается мировоззрение народа.
Радищев в них видел «образование души нашего народа».
Пушкин – «разгулье удалое» и «сердечную тоску».
Белинский специфику песни видел в отражении в ней грусти русской души, но эта грусть «не мешает ни иронии, ни сарказму, ни разгулу молодечества. Это грусть души крепкой, мощной, несокрушимой».
Слайд 30Анализ лирической песни
Выразительное чтение (пение) песни.
Содержание, к какой группе лирических
песен относится
Кто и когда мог ее исполнять?
Какими чувствами проникнута песня?
Из
каких частей она состоит? Приемы организации композиции (психологический параллелизм, символика песни для создания её поэтичности, природные образы )
Какие средства художественной выразительности использованы в ней?