Слайд 1Государственное бюджетное образовательное учреждение
начальная общеобразовательная школа №689
Невского района Санкт-Петербурга
Автор
презентации:
воспитатель ГПД
Галкина Екатерина Александровна
Санкт-Петербург 2013г.
Материалы к Внеклассному занятию В
ГПД
с использованием приёма
развития критического мышления
«Веришь -не веришь»
Тема: «жанры произведений Устного народного Творчества»
Слайд 2Игра «Веришь – не веришь»
актуализация знаний учащихся
Слайд 3Веришь ли ты?
Былина - это произведение, основанное на вымышленных событиях?
Песня - это словесно-музыкальный жанр, небольшое лирическое или лирико-повествовательное произведение?
Что
считалка учит маленького ребенка понимать человеческую речь и учит выполнять различные жесты?
Былина – это героическая песня эпического характера?
Скороговорка - это специально подобранная фраза с трудно выговариваемым подбором звуков?
Загадка – это иносказательное изображение предмета или явления?
Слайд 4УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
К жанрам русского устного народного творчества относятся:
Слайд 5Песня
Словесно-музыкальный жанр, небольшое лирическое или лирико-повествовательное произведение, предназначенное для пения.
Виды песен: исторические, обрядовые, плясовые, лирические. В народных песнях выражаются
чувства отдельного человека и в то же время многих людей. В песнях отражаются любовные переживания, размышления людей о нелегкой судьбе, события семейной и общественной жизни.
Слайд 6Былина
Героическая песня эпического характера.
Главные герои былин - богатыри, воплотившие народный
идеал патриотизма, силы и мужества: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша
Попович и др.
Сюжет былин составляет жизненная основа, обогащённая фантастическим вымыслом: герои борются с чудовищами, одолевают в одиночку полчища врагов, мгновенно преодолевают большие расстояния.
Слайд 7Сказка
Произведения, основанные на вымышленных событиях. Сказки бывают: волшебные, бытовые, в которых
изображены обычные люди и сказки о животных. Сказка отличается от
других произведений оптимистичным сюжетом: добро всегда побеждает, а злые силы или высмеиваются, или терпят поражение.
Слайд 8Загадка
Иносказательное изображение предмета или явления, обычно основанное на метафорическом сближении.
Загадки предельно кратки, имеют ритмическую структуру, что нередко подчёркивается рифмой.
("Висит груша - нельзя скушать", "Без рук, без ног, а ворота отворяет", "Сидит девица в темнице, а коса на улице" и т.д.).
Слайд 9Пословица
Краткое, ритмически организованное образное народное изречение, афористическое высказывание. ("Что посеешь,
то и пожнёшь", "Без труда не вытащишь рыбку из пруда",
"Каков поп, таков и приход", "Не красна изба углами, а красна пирогами" и т.д.).
Слайд 10Поговорка
Образное выражение, оценивающее какое-либо явление жизни. В отличие от пословицы,
поговорка представляет собой не целое предложение, а часть высказывания ("Семь
пятниц на неделе", "Чужими руками жар загребать", "Положить зубы на полку").
Слайд 11Считалка
Считалка - жанр устного народного творчества. Возникла она в глубокой
древности. В те времена многие виды работы были не только
очень трудны, но и опасны для жизни. А делать эту опасную работу кому-то все-таки надо было. Кого же назначить? Кто сделает опасную работу? Вот тут-то и придумали способ распределения работы - считалку.
Слайд 12Скороговорка
Жанр устного народного творчества. Это специально подобранная фраза с трудно
выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка. На
Руси скороговорки появились еще в глубокую старину. Они помогают ребенку быстрее освоить родную речь и научиться хорошо говорить.
Слайд 13Потешка
Жанр устного народного творчества. Потешка исполняется в процессе действий, выполняемых
маленьким ребенком вместе с взрослым. Потешка, прежде всего, учит маленького
ребенка понимать человеческую речь и учит выполнять различные жесты, движения, которым руководит слово. Слово в потешке, хотя и неразрывно связано с жестом, является главным, ведет за собой жест.
Слайд 15РЕФЛЕКСИЯ
НАШЕ ЗАНЯТИЕ ПОДОШЛО К КОНЦУ
Какое у тебя настроение! Почему?
У кого
в таблице произошли изменения?
Подумай и объясни почему?
Что тебе особенно запомнилось?
Чья
работа тебе понравилась?
Что было трудно?
Кто из одноклассников тебе помог?