Слайд 1Живопись как вид изобразительного искусства
Слайд 2Живопись
Живопись - вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых
на какую-либо поверхность. В художественных произведениях, создаваемых живописью используются цвет,
выразительность мазков, фактуры и композиции, что позволяет воспроизводить на плоскости красочное богатство мира, объемность предметов, их качественное, материальное своеобразие, пространственную глубину и световоздушную среду.
Слайд 3Цвет
Цвет является наиболее специфическим для живописи выразительным средством. Его экспрессия,
способность вызывать различные чувства, ассоциации усиливает эмоциональность изображения,. В произведениях
живописи цвет образует целостную систему (колорит).
Дождь, пар и скорость, 1844, Уильям Тернер
Слайд 4Произведение живописи состоит из основы (холст, дерево, бумага, картон, камень и
др.), обычно покрытой грунтом, и красочного слоя, иногда защищенного предохранительной
пленкой лака.
Слайд 5Краски
Изобразительные и выразительные возможности живописи, особенности техники письма, во многом
зависят от свойств красок, которые обусловлены степенью размельчения пигментов и
характером связующих, от инструмента, которым работает художник, от применяемых им разбавителей; гладкая или шероховатая поверхность основы и грунта влияет на приемы наложения красок, на фактуру произведения живописи.
Слайд 6Любые краски (кроме порошковых) состоят из пигмента и связующего. Пигмент — это красящее
вещество в виде порошка, являющийся основой любой краски. Связующее —
это клеющее вещество, скрепляющее микроскопические частички пигмента между собой и с основой, на которую наносят краску. Кроме связующего и пигмента, конечно, в краски могут добавлять и другие вещества, например — антисептик. Антисептик препятствует развитию плесени и бактерий в красочном слое. Однако, пигмент и связующее являются основными компонентами красок.
Слайд 7От того, какие вещества выступают в их роли, может зависеть
название и вид краски. Это особенно характерно для художественных красок.
Красящие пигменты бывают двух основных видов: пигменты природного происхождения и синтетические.
Слайд 8Среди природных, есть пигменты, которые получают из растений, насекомых, морских
моллюсков, природных минералов, различных видов глины и т. д. Например,
ультрамарин (синий цвет) раньше производили из природного минерала — лазурит или ляпис-лазурь.
лазурит
Слайд 9А пигмент бордового цвета еще до нашей эры получали из
морских моллюсков. Этот краситель, называется пурпуром. В прошлом им окрашивали
ткани, которые были очень дорогими из-за высокой себестоимости самого тирского пурпура.
морские моллюски
Слайд 10Сегодня, кроме натуральных пигментов в производстве красок используются и искусственные.
Что же касается связующих веществ, то и они, также могут
быть как натуральными, так и искусственными. Например, акриловые краски изготавливаются на основе полиакрилатов, а художественная масляная краска для живописи — на основе растительного масла.
Слайд 11Виды живописи, в зависимости от материала
Живопись по сырой штукатурке (Фреска)
Дионисий.
Фреска собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. 1502—03 гг.
Слайд 12Живопись по сухой штукатурке (А секко)
А секко. Леонардо да Винчи.
Тайная вечеря. 1498
Слайд 13Темпера
Темпера на деревянной основе. Икона Спас из Звенигородского чина. Андрей Рублёв. XIV—XV вв
Те́мпера — водоразбавляемые краски,
приготовляемые на основе сухих порошковых пигментов. Связующим веществом темперных красок служат эмульсии —
натуральные (разбавленный водой желток куриного яйца или цельное яйцо) или искусственные (высыхающие масла в водном растворе клея, полимеры).
Слайд 14Энкаустика
Юноша в золотом венке. Начало II в. н. э. Дерево,
энкаустика, темпера.
Энка́устика — техника живописи, в которой связующим веществом красок является воск. Живопись
выполняется красками в расплавленном виде (отсюда и название). Разновидностью энкаустики является восковая темпера, отличающаяся яркостью и сочностью красок. В этой технике написаны многие раннехристианские иконы.
Слайд 15Масляная живопись
Ян Ван Эйк, Портрет четы Арнольфини, 1431 г.
Ма́сляные кра́ски —
ряд материалов, представляющих собой смесь пигментов и растительных масел.
Слайд 16Автопортрет Рембрандта, 1669. Холст, масло
Слайд 17Эмаль
Пивоваров Виктор «Длинная-длинная рука» 1972 Оргалит, эмаль
Эмалевые краски (эмали) —материалы, состоящие из пигментов,
плёнкообразующей основы (лаков) и других наполнителей (растворители, отвердители, добавки).
Слайд 18Монументальная живопись
Сотворение адама - Потолочная фреска 16 век.
Микеланджело Буаноротти
Слайд 19Станковая живопись
Перов В.Г. «Портрет Ф.М. Достоевского» 1872 г
Слайд 20Жанры живописи
Исторический жанр
«Клятва Горациев»,Жак Луи Давид, 1784 г.
Слайд 21Бытовой жанр
Я. Вермер. «Служанка с кувшином молока». Ок. 1658 г
Слайд 22Батальный жанр
М.И.Авилов.
«Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» (1943 год)
Слайд 23Портрет
Серов. Портрет императора Николая II. 1900.
Слайд 24Натюрморт
Джордо Моранди. Натюрморт. Ок. 1948.