Слайд 1История педагогики и образования
Лекция 2.
Воспитание и школа в эпоху средневековья
Слайд 2План лекции
Возникновение и развитие средневекового образования. Становление христианского образования.
Церковные школы:
содержание, формы и методы обучения.
Воспитание светских феодалов.
Зарождение и развитие
светского образования.
Схоластика
Создание ученых школ и университетов. Средневековые университеты как центры европейской культуры.
Педагогика эпохи Возрождения
Слайд 3
Возникновение и развитие средневекового образования. Становление христианского образования
В 476
г. под натиском германских племен пала Римская (Западная) империя
V-XVI вв.
– эпоха средневековья
Слайд 4Возникновение и развитие средневекового образования. Становление христианского образования
Крупная политическая
сила и идеологический оплот феодального строя - католическая церковь.
Слайд 5Возникновение и развитие средневекового образования. Становление христианского образования
Учение о прирожденной греховности человека:
призыв к аскетизму, умерщвлению плоти для спасения души в будущей загробной жизни
Слайд 6Возникновение и развитие средневекового образования. Становление христианского образования
Католическое духовенство
крайне
враждебно относилось
к античной культуре:
науке, искусству, школе;
оно пропагандировало
взгляд
на ребенка как на существо, от рождения причастное к “первородному греху”, который следует побеждать путем воспитания “в страхе божьем”.
Слайд 7Возникновение и развитие средневекового образования. Становление христианского образования
Основной тип школы
– церковные школы
Латынь – язык грамотности и культуры
Слайд 8Церковные школы: содержание, формы и методы обучения
Приходские школы
Монастырские школы
Кафедральные
(соборные)
школы
Внутренние школы
(готовили священнослужителей)
Внешние школы – обучали детей мирян
Слайд 9Церковные школы: содержание, формы и методы обучения
Буквослагательный метод обучения. Зубрежка
Язык
обучения – латинский
Использование телесных наказаний
Содержание обучения:
чтение, письмо, счет
на
латинском языке
Слайд 10Церковные школы: содержание, формы и методы обучения
В монастырский и кафедральных
школах – семь свободных искусств (septem artes liberales):
Trivium (трехпутье)– грамматика,
риторика, диалектика
Quadrivium (четырехпутье) – арифметика, геометрия,
астрономия, музыка
Слайд 11Церковные школы: содержание, формы и методы обучения
Основные учебные книги Абецедарий
и Псалтирь. Абецедарием называлось пособие, напоминающее современный букварь (приобщало учеников
к основам христианской веры, которые они сопоставляли с устными наставлениями на родном языке). При изучении Абецедария происходило деление учащихся на тех, кто завершал обучение на элементарном уровне, и тех, кто продолжал учебу.
Псалтирь (книга из Ветхого Завета, которая состоит из 150 песен (или псалмов).
заучивали сначала наизусть,
затем (после усвоения алфавита)
читали.
Слайд 12Воспитание светских феодалов
Воспитание сыновей рыцарей –
«господа земли и крестьян»,
у
которых вырабатывали
военно-физические умения,
крепостническую
мораль и благочестие,
учили вести
себя
в «высшем обществе».
Слайд 13Воспитание светских феодалов
«Семь рыцарских добродетелей»: езда верхом, плавание, владение копьем,
мечом и щитом, фехтование, охота, игра в шахматы, умение слагать
и петь стихи.
Слайд 14Воспитание светских
феодалов
До 7 лет – семейное
воспитание
В 7 лет
– старшего сына феодала отдавали на воспитание в семью сюзерена
(вышестоящего феодала)
От 7-14 лет – паж при жене сюзерена
14 лет – вручение меча
От 14 до 21 года – оруженосец сюзерена
21 год – посвящение в рыцари
Слайд 15Воспитание дочерей светских феодалов
До 7 лет – семейное воспитание
С 7
лет – обучение и
воспитание в женских
монастырях.
Особый курс обучения.
Проза и поэтические произведения латинских авторов. Рукоделие. Музыка. Религиозное воспитание
Слайд 16Зарождение и развитие светского образования
XII--XIII вв. - развитие ремесел, торговли
и рост городов в Западной Европе. Возникновение городской, преимущественно светской,
культуры.
Городские школы: цеховые школы – для детей ремесленников,
гильдейские школы
для детей купцов
Слайд 17
Городские школы
Содержание обучения:
счет, чтение и письмо на родном языке. арифметика,
элементы делопроизводства, география, техника, естественные науки. Ученичество у мастеров
по договоренности с родителями
Слайд 18Схоластика
В XII--XIII веках в Западной Европе расширяются экономические связи между
странами, ослабляется феодальная замкнутость, растут города, где развиваются ремесла и
торговля. Крепнут элементы светской культуры. Возникают и распространяются ереси. Религиозные догмы, которые раньше принимались на веру, теперь подвергаются сомнению. Стало необходимым подкрепить религию философией, не верить слепо, но «понять то, во что верят». Эту задачу в XII-XIII веках берет на себя схоластика (от латинского scola - школа), которая задается целью примирить веру и разум, религию и науку.
Слайд 19Схоластика
Философ и теолог Фома Аквинский (1225/26- 1274).
попытался соединить
светское знание
и
христианскую веру,
поставив во главу угла
постулаты религии.
Сочинения
Фомы Аквинского
были одним из главных
источников изучения богословия в средневековой школе
Слайд 20Схоластика в средневековой школе
Учебники в вопросо-ответной форме
Развитие формально-логического мышления
Метод обучения
– зазубривание готовых ответов
Стала препятствием для
дальнейшего движения вперед
Слайд 21Создание ученых школ и университетов. Средневековые университеты как центры европейской
культуры
В конце XI - начале XII в. ряд кафедральных и
монастырских школ Европы превращается в крупные учебные центры, которые затем становятся первыми университетами. Именно так, например, возник Парижский университет (1200), который вырос из Сорбонны - богословской школы при Нотр-Даме - и присоединившихся к ней медицинской и юридической школ. Подобным образом возникли другие европейские университеты: в Неаполе (1224), Оксфорде (1206), Кембридже (1231), Лиссабоне (1290).
Слайд 22
Средневековые университеты
Основание и права университета подтверждались привилегиями -
особыми документами, подписанными римскими папами или царствующими особами.
Привилегии закрепляли
университетскую автономию (собственный суд, управление, право дарования ученых степеней и пр.), освобождали студентов от военной службы и т. д.
Слайд 23Средневековые университеты
Факультеты:
Факультет искусств (артистический факультет)
Богословский, юридический и
медицинский факультеты
С 13 - 14 лет – обучение в течение
3-7 лет – бакалавр
Публичная защита научной штудии - ученые степени магистра, доктора, лиценциата.
Слайд 24
Средневековые университеты
Содержание обучения определялось программой семи свободных искусств
Формы
обучения:
Лекции: обязательные дневные (ординарные) и повторительные
вечерние.
Диспуты
Слайд 25Эпоха Возрождения
(XIV-XVI вв.)
- возрождение античного идеала
жизнелюбивого, сильного телом и духом человека.
- воспитание -
не средство подавления и закрепощения человеческой личности, а путь к ее всестороннему развитию и совершенствованию.
Слайд 26Пьер Паоло Верджерио (1350-1444)
«О благородных нравах и свободных занятиях»
- знания без духовного развития воспитанника не только
не ценны, но даже опасны.
родители и учителя должны знать индивидуальные особенности ребенка и сообразно с ними построить программу его развития.
воспитание должно быть гуманным: нельзя слишком часто ругать детей, надо относиться к ним с терпением и снисходительностью.
Слайд 27Мате Вежио (1406-1458)
Счастье человека = добродетель и образование, которые
и нужно прививать детям.
Отказ от телесных наказаний: удары ожесточают
душу, создают рабское расположение духа и еще более усугубляют зло.
В воспитании и в обучении необходимо считаться с особенностями учеников.
Слайд 28Эразм Роттердамский
(1467-1536)
«О раннем и достойном
воспитании детей»
новое понимание воспитания и мира детства: воспитание ребенка в соответствии
с его возрастом;
воспитание как универсальное явление, универсальная деятельность человека, форма становления и развития человека.
Слайд 29Томас Мор(1478-1535)
Остров Утопия - идеальное общество.
Центральное место в его
утопической теории занимает гармонично
развитая
личность
Слайд 30Томазо Кампанелла (1378-1477)
«Город Солнца» : образец общества экономического и
политического равенства
Педагогические идеи: отрицание книжности, возврат к природе, отказ от
узкой специализации, энциклопедизм и универсализм образования.
Наглядность
обучения
Слайд 31Франсуа Рабле (1494—1553)
«Гаргантюа и Пантагрюэль».
обличение пороков средневекового воспитания и
обучения и одновременно раскрытие идеало гуманистического
воспитания, главная
цель которого
–
духовное и телесное
развитие личности
Слайд 32Витторино да Фельтре (1378-1477)
«Школа радости» : основательное изучение античных
классиков, связывая теоретические знания с практикой; создание условий для физического
воспитания; учет индивидуальных особенностей детей; опора на их активность и самодеятельность; отказ от чрезмерно суровой дисциплины, отмена всех видов наказаний.