Разделы презентаций


Знание – сила. Ф. Бэкон То, что мы знаем, ограничено, а то, чего мы не знаем, -

Содержание

План урокаПознаваем ли мир?Познание чувственное и рациональное.Истина и её критерии.Виды знаний. Многообразие человеческого знания.Особенности научного познания.Социальные и гуманитарные знания.Познание и коммуникативная деятельность

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Знание – сила. Ф. Бэкон
То, что мы знаем, ограничено, а то,

чего мы не знаем, - бесконечно.
П. Лаплас
Меня желанье вечное томит,

чем больше познаю, тем меньше знаю.
Т. Кампанелла

Познавательная и коммуникативная деятельность

Знание – сила. Ф. БэконТо, что мы знаем, ограничено, а то, чего мы не знаем, - бесконечно.П.

Слайд 2План урока
Познаваем ли мир?
Познание чувственное и рациональное.
Истина и её критерии.
Виды

знаний.
Многообразие человеческого знания.
Особенности научного познания.
Социальные и гуманитарные знания.
Познание и

коммуникативная деятельность

План урокаПознаваем ли мир?Познание чувственное и рациональное.Истина и её критерии.Виды знаний. Многообразие человеческого знания.Особенности научного познания.Социальные и

Слайд 3Проверь себя:
1) В чем заключается социальная сущность деятельности?
2) Какова структура деятельности?
3) Что

такое субъект и объект деятельности?
4) Как связаны между собой цель,

средства и результат деятельности?
5) Каковы мотивы деятельности?
6) Как соотносятся потребности и интересы?
7) В чем особенности творческой деятельности?
Проверь себя:1) В чем заключается социальная сущность деятельности?2) Какова структура деятельности? 3) Что такое субъект и объект деятельности? 4) Как связаны

Слайд 4Давным-давно жил на свете юноша, который искал истину. Кто-то подсказал

ему, что есть высоко в горах пещера, а в ней

глубокий колодец. «Спроси колодец, в чем истина и он поведает тебе об этом». Юноша нашел колодец и задал свой вопрос. Из колодца пришел ответ: « Иди на площадь в своем поселке. Там ты найдешь то, что ищешь». Полный надежд, он отправился на площадь и обнаружил там три маленькие торговые лавки. В одной продавали кусочки металла, в другой кусочки дерева, в третьей – тонкую проволоку. Казалось, ничто и никто не имеет отношения к раскрытию истины. Разочарованный, он вернулся к колодцу, чтобы попросить объяснений, но из колодца доносилось только эхо. Юноша продолжил свои поиски истины, и постепенно воспоминания о колодце развеялись. Однажды лунной ночью он услышал звуки чудесной музыки. Кто-то вдохновенно играл на гитаре. Юноша захотел приблизиться и узнать, как рождается эта музыка. Он подошел к играющему на гитаре и смотрел на его пальцы, танцующие по струнам, а потом начал рассматривать гитару. И тогда неожиданно его поразило приятное открытие: инструмент был изготовлен из тонких проволочек – струн, металла и дерева, точно таких же, какие он видел когда-то, но не придал им никакого значения. И, наконец, он понял послание колодца: нам уже дано все, в чем мы нуждаемся. Наша задача – собрать все это воедино и использовать по назначению. Многое не имеет значения, пока мы рассматриваем только отдельные фрагменты. Когда они соединятся, возникает новое целостное понимание.

Давным-давно жил на свете юноша, который искал истину. Кто-то подсказал ему, что есть высоко в горах пещера,

Слайд 5СОЗНАНИЕ – ЗНАНИЕ – ПОЗНАНИЕ
отражение
Познание
человек
Сознание – осознанное бытие.
Знание – объективная

реальность, данная в сознании человека.
Познание – процесс отражения и воспроизведения
действительности

в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире.

Целью всякого познания является достижение истины, достоверного, правильного знания.
Знание – результат познания.

МАТЕРИЯ

СОЗНАНИЕ – ЗНАНИЕ – ПОЗНАНИЕотражениеПознаниечеловекСознание – осознанное бытие.Знание – объективная реальность, данная в сознании человека.Познание – процесс

Слайд 6Знание — это результат познания.
Познание  - это процесс постижения

действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека

с окружающим миром.
Знание — это результат познания. Познание  - это процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в

Слайд 7Пути познания мира
Античные времена
Мнение и знание различны
Первое (мнение) не обязательно

носит достоверный характер. Второе (знание) – достоверно по определению.
Мнение

может меняться, а знанию присуща устойчивость.
Пути познания мира	Античные времена	Мнение и знание различны	Первое (мнение) не обязательно носит достоверный характер. Второе (знание) – достоверно

Слайд 8 Средневековье.
Соотношение знания и веры
Главное различие – в доказательности.

Знание требует логической аргументации, а вера – таковой не предполагает.
Пути

познания мира
Средневековье. 	Соотношение знания и веры 	Главное различие – в доказательности. Знание требует логической аргументации, а вера –

Слайд 9 Новое время
Отожествление знания и науки
Научное знание становится основным объектом
гносеологии

– теории познания. Знание делится на виды: религиозное, обыденное, мифологическое,

философское,
художественно-образное.

Пути познания мира

Новое время	Отожествление знания и науки	Научное знание становится основным объектом 	гносеологии – теории познания. Знание делится на виды:

Слайд 10Философское познание
Философское познание – это процесс отражения и воспроизведения действительности

в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире.

Философия обобщает научные способы и формулирует свои методы познания.
Гносеология – раздел философии, в котором изучается природа познания, его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания.
Термин введён в 1854 г. англичанином Дж. Феррером, но гносеологическая проблематика рассматривалась в философии с самой глубокой древности.
Философское познание	Философское познание – это процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое

Слайд 11Познание изучает
Гносиология (изучает познание как средство достижения истины)
Социология и прочие

социальные науки (изучают косвенно)
Когнитивная психология
( изучает познание как психический

процесс)

Логика- учение о нормах мышления

Эпистимология (науко-ведение)

Познание изучаетГносиология (изучает познание как средство достижения истины)Социология и прочие социальные науки (изучают косвенно)Когнитивная психология ( изучает

Слайд 12Основной вопрос философии гносеологическая сторона
Гносеологический оптимизм:



мир познаваем

Гносеологический пессимизм
(скептицизм,
агностицизм,
конвенционализм):



мир непознаваем

Познаваем ли мир? Способен ли человек постигнуть сущность окружающей

действительности?
Основной вопрос философии гносеологическая сторонаГносеологический оптимизм: мир познаваемГносеологический пессимизм (скептицизм,агностицизм,конвенционализм): мир непознаваемПознаваем ли мир? Способен ли человек

Слайд 13Скептицизм (от греч. skeptikos – разглядывающий, расследующий)
Основатель скептицизма Пиррон утверждал,

что если мы не можем ничего знать о предметах, то

нам следует воздерживаться
от суждений о них

Пиррон
(ок. 360 – ок. 270 до н.э.)

философская позиция, характеризующаяся сомнением в существовании какого-либо надежного критерия истины.

Скептицизм не отрицает принципиальной познаваемости мира, но выражает сомнение в достоверности знания.

Скептицизм  (от греч. skeptikos – разглядывающий, расследующий)	Основатель скептицизма Пиррон утверждал, что если мы не можем ничего

Слайд 14Агностицизм (от греч. agnostos – недоступный познанию)
Агностицизм в европейской философии ведет

свое начало от учения одного из основателей школы софистов Протагора,

который утверждал субъективную обусловленность знания и выдвинул тезис: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют».

Протагор
(480–410 до н.э.)

понятие ввел в научный оборот в 1869 г. английский зоолог-дарвинист Томас Гексли.
учение, отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины; ограничивает роль науки лишь познанием явлений.

Согласно Протагору всякое знание «как оно кажется, так оно и есть», отсюда делает вывод о невозможности достоверного знания окружающих явлений и вещей.

Агностицизм (от греч. agnostos – недоступный познанию)	Агностицизм в европейской философии ведет свое начало от учения одного из

Слайд 15Конвенционализм
Конвенционалисты утверждают, что все истины и теории – условности, принятые

учеными ради удобства.
Так, из многих геометрий ни одна не

является более истинной чем другие, а лишь более удобной.

Анри Пуанкаре
(1854 – 1912)

Учение конвенционализма было выдвинуто французским физиком и математиком А. Пуанкаре.

Пуанкаре считал, что познаваемы лишь отношения между объектами, но не сами свойства объектов, «даже Бог не смог бы познать и выразить истинную природу вещей».

КонвенционализмКонвенционалисты утверждают, что все истины и теории – условности, принятые учеными ради удобства. Так, из многих геометрий

Слайд 16Гносеологический оптимизм
Это уверенность в познаваемости мира, в том что истина,

в принципе доступна человеческому разуму.
Подавляющее большинство философов, как материалистов

так и идеалистов являются оптимистами в гносеологии.
Наиболее яркие представители этого направления: Аристотель, Фрэнсис Бэкон, Г.В Гегель, К. Маркс
Гносеологический оптимизмЭто уверенность в познаваемости мира, в том что истина, в принципе доступна человеческому разуму. Подавляющее большинство

Слайд 17Точка зрения материалистов
Истоки познания коренятся в биологической необходимости выживания в

окружающей среде. Ведь чтобы адекватно реагировать на вызовы окружающей реальности,

нужно представлять себе эту реальность адекватно, как можно более близко к действительности. Задачу познания взяла на себя нервная система, высшей ступенью эволюции которой и является мышление, являющееся главным инструментом познавательной деятельности субъекта.
Само выживание живых существ и успех деятельности человека свидетельствуют о том, что познание мира возможно
Точка зрения материалистовИстоки познания коренятся в биологической необходимости выживания в окружающей среде. Ведь чтобы адекватно реагировать на

Слайд 18Элементы познавательной деятельности
Так как познание – это один из видов

деятельности человека, следовательно в нем также выделяются основные элементы:
Субъект познания

– тот, кто получает знания (человек, общество)
Объект – то, что познается (отдельный предмет, окружающий мир, внутренний мир человека)
Методы познания – способы, позволяющие получить истину (зависят от вида познания).
Цель познания – приобретение истинных знаний об объективном мире.
Результат познания – знание.
Элементы познавательной деятельности	Так как познание – это один из видов деятельности человека, следовательно в нем также выделяются

Слайд 19Способы познания.
Чувственное познание осуществляется с помощью пяти основных чувств: зрения,

слуха, осязания, обоняния и вкуса.
Пример. Человек листает книгу. Органы чувств

позволяют ему увидеть ее цвет, ощутить шероховатость обложки. Эти ощущения соединяются в единый образ книги, – возникает восприятие. В другой раз, не видя книги, человек сможет представить ее.
Способы познания.Чувственное познание осуществляется с помощью пяти основных чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса.Пример. Человек листает

Слайд 20Формы чувственного познания

Формы чувственного познания

Слайд 21Рациональное познание (логическое) осуществляется с помощью мышления, разума. Выделяя из

данных, полученных органами чувств, существенное, человек стремиться проникнуть глубже в

суть вещей, понять закономерности явлений.
Пример. Люди, сравнивая яблоки, груши, сливы, выявляя их сходство и различие, существенные свойства, выделили их в группу похожих предметов, которая получила название – «плод» (понятие).
Рациональное познание (логическое) осуществляется с помощью мышления, разума. Выделяя из данных, полученных органами чувств, существенное, человек стремиться

Слайд 22Формы рационального познания

Формы рационального познания

Слайд 23Какой из этих источников знаний – разум или чувства –

является определяющим в познавательной деятельности?
Сторонники сенсуализма (лат. «сенсус» – чувство),

эмпирики (греч. «эмпирия» – опыт) признавали решающую роль чувственного опыта, считали, что ощущения и восприятия – основа познания.
Сторонники рационализма – рационалисты (греч. «ратио» – разум) признавали разум главной формой достоверного познания.
Обе ступени познания должны находится в единстве, взаимно дополняя друг друга. Одно без другого не ведет к объективно верному знанию, к истине.
Какой из этих источников знаний – разум или чувства – является определяющим в познавательной деятельности?Сторонники сенсуализма (лат.

Слайд 24Ступени познания
Находятся в единстве, переходят друг в друга, взаимно дополняют.
Когда

чувственного и рационального познания не достаточно, важную роль в познании

может сыграть интуиция (вспышка проницательности, способность человека к постижению истины без какого-либо обоснования с помощью доказательств).
Многие утверждения, основанные на здравом смысле, общепринятом мнении, не являются истинными.
Ступени познания	Находятся в единстве, переходят друг в друга, взаимно дополняют.	Когда чувственного и рационального познания не достаточно, важную

Слайд 25ИСТИНА – ЭТО СООТВЕТСТВИЕ
ПОЛУЧЕННОГО ЗНАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

ИСТИНА – ЭТО СООТВЕТСТВИЕ ПОЛУЧЕННОГО ЗНАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Слайд 26Свойства истины
Конкретность- зависимость истины от места времени и других условий

ее получения
Объективность –
это содержание наших знаний, которое не зависит от

человека, ни от человечества
Свойства истиныКонкретность- зависимость истины от места времени и других условий ее полученияОбъективность –это содержание наших знаний, которое

Слайд 27Истина и ее критерии
ИСТИНА
ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА- - ЭТО ОГРАНИЧЕННОЕ ВЕРНОЕ ЗНАНИЕ

О ЧЕМ- ЛИБО
АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА – ЭТО ПОЛНОЕ ИСЧЕРПЫВАЮЩЕЕ ЗНАНИЕ О

СЛОЖНОМ ОБЪЕКТЕ

КАК ОТЛИЧИТЬ ИСТИНУ ОТ ЗАБЛУЖДЕНИЯ:
1.ЗНАНИЕ ИСТИННО, КОГДА ОНО ЛОГИЧНО СТРОЙНО
2.КОГДА ЗНАНИЕ ПОЛЕЗНО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА

КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ ПРАКТИКА

Истина и ее критерииИСТИНАОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА- - ЭТО ОГРАНИЧЕННОЕ ВЕРНОЕ ЗНАНИЕ О ЧЕМ- ЛИБОАБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА – ЭТО ПОЛНОЕ

Слайд 28Абсолютная истина
Это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о

предмете или явлении.
Она полностью исчерпывает предмет изучения и не может

быть опровергнута при дальнейшем развитии познания.
Многие философы считают ее идеалом, образцом, к которому должно стремиться наше знание.
В реальности такое знание практически невозможно.
Абсолютная истинаЭто несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о предмете или явлении.Она полностью исчерпывает предмет изучения

Слайд 29Относительная истина
На пути к абсолютной истине человек получает относительные истины,

то есть неполное, ограниченное знание.
Относительность истины определяется рядом причин:
Познаваемый мир

бесконечен и изменчив;
Возможности познания зависят от реальных исторических условий своего времени;
Познание определяется уровнем развития производства, духовной культуры, имеющимися средствами наблюдения, эксперимента.
Относительная истинаНа пути к абсолютной истине человек получает относительные истины, то есть неполное, ограниченное знание.Относительность истины определяется

Слайд 30Практика и ее роль в познании
Производственная
деятельность
Деятельность по изменению
общественных

отношений
Практика – это материальная
деятельность людей

ПРАКТИКА

Эксперимент
Исходный продукт познания
Движущая сила и

цель познания

Критерий истины

Роль
практики
в познании

Практика и ее роль в познанииПроизводственная деятельностьДеятельность по изменению общественных отношенийПрактика – это материальная деятельность людейПРАКТИКАЭкспериментИсходный продукт

Слайд 31Виды знаний.
Первая классификация:
знание об объектах (Что такое автомобиль? Что такое

алгоритм?).
знания о действии (как поджарить бифштекс, сшить костюм и

т.д.)
знание о свойстве, использовании объекта (зачем стоматологу бормашина, ученому компьютер и т.д.)
Вторая классификация:
Перцептивное (от лат. – восприятие) или эмпирическое (от греч. – опыт) знание человек получает через чувственное восприятие предметов (напр., знание о том, как выглядит корова, как пахнет аммиак, как звучит скрипка и т.д.).
Обыденно-практическое знание человек черпает из опыта повседневной жизни, из практики. Это элементарные сведения о природе и людях (напр., знания о том, что появление туч предвещает дождь, а негров отличает темная кожа).
Виды знаний.Первая классификация:знание об объектах (Что такое автомобиль? Что такое алгоритм?). знания о действии (как поджарить бифштекс,

Слайд 32Научное знание – это знание о сущности предметов и явлений,

о связях между ними; используются понятия, доказательства, теоретическое объяснение (напр.,

знания о строении атома, о химическом составе раствора и т.д.).
Третья классификация:
Фундаментальные знания – теоретические знания об основных закономерностях строения и развития человека, общества, природы.
Прикладные знания – знания, направленные на достижение практических целей и решение конкретных задач.
Четвертая классификация:
Естественно-научные знания – сведения из наук: физика, химия, биология, география, астрономия и др.
Гуманитарные знания – исторические, философские, психологические и др.
Научное знание – это знание о сущности предметов и явлений, о связях между ними; используются понятия, доказательства,

Слайд 33Многообразие человеческого знания.
обыденное познание
мифолого-религиозное познание
художественно-эстетическое познание
Научное познание
Самопознание
Паранаучное познание
Социальное познание

Многообразие человеческого знания.обыденное познаниемифолого-религиозное познаниехудожественно-эстетическое познание Научное познаниеСамопознаниеПаранаучное познаниеСоциальное познание

Слайд 34Миф и познание мира
Миф – самый ранний способ понимания природной

и общественной действительности.
Это всегда повествование, его истинность не подлежала

сомнению, а содержание так или иначе было связано с реальной жизнью. Мифы служили в качестве способа сохранения жизненного опыта народов.
Миф и познание мира	Миф – самый ранний способ понимания природной и общественной действительности. 	Это всегда повествование, его

Слайд 35Народная мудрость
Народная мудрость – обобщенные практические знания, опыт разных

людей и даже многих народов. Из обобщения опыта возникали поговорки

(Куй железо, пока горячо), суждения (Иванушка - дурачок на деле оказывает достаточно сообразительным).
Народная мудрость 	Народная мудрость – обобщенные практические знания, опыт разных людей и даже многих народов. Из обобщения

Слайд 36Здравый смысл
Подсказывает, что и как лучше сделать или, наоборот, отказаться

от каких-либо действий. Например, вы не знаете как пользоваться прибором.

Здравый смысл подсказывает спросить у сведущего человека или не трогать его (прибор) вовсе.
Здравый смысл	Подсказывает, что и как лучше сделать или, наоборот, отказаться от каких-либо действий. Например, вы не знаете

Слайд 37Познание средствами искусства
Искусство дает представление о художественном освоении мира.
Художественное

произведение дает эмоционально окрашенное представление не только о том, как

выглядели герои прошлого, но и о том, как они вели себя в определенных ситуациях. Это и помогает ощутить дух времени.
Познание средствами искусства	Искусство дает представление о художественном освоении мира. 	Художественное произведение дает эмоционально окрашенное представление не только

Слайд 38Там, где кончается наука
Паранауке (околонаучное знание), в отличие
от здравого

смысла, свойственны туманные
и загадочные сведения. Она нередко демонстрирует нетерпимость

к науке традиционной, апеллирует не к профессионалам, а к массе.
Там, где кончается наука	Паранауке (околонаучное знание), в отличие 	от здравого смысла, свойственны туманные 	и загадочные сведения. Она

Слайд 39Опыт повседневной жизни
Жизненная практика – способ познания мира.
Большинство практических навыков

не претендуют на теоретическое обоснование. Например, чтобы пользоваться телевизором не

обязательно знать принципы передачи изображения на расстояние.
Опыт повседневной жизни	Жизненная практика – способ познания мира.	Большинство практических навыков не претендуют на теоретическое обоснование. Например, чтобы

Слайд 40Научное познание
Отличается от других видов познания стремлением к получению

объективной истины, не зависящей от личности исследователя.
Полученный результат не должен

зависеть от пристрастий, частных мнений, авторитетов.
Направлено на получение таких знаний, которые не только связаны с сегодняшним днем, но и могут найти применение в будущем.
Используются особые методы и формы познания.
Научное познание Отличается от других видов познания стремлением к получению объективной истины, не зависящей от личности исследователя.Полученный

Слайд 41Стремление к объективности. Рационалистическая обоснованность
Имеет дело с особым набором объектов

реальности.
Наука имеет специальный язык.
Специфика научных знаний .
Взаимосвязь и системность научных

знаний. Проверяемость.

Научное познание

Стремление к объективности. Рационалистическая обоснованностьИмеет дело с особым набором объектов реальности.Наука имеет специальный язык.Специфика научных знаний .Взаимосвязь

Слайд 42Методы научного познания
1 уровень – опыт, здравый смысл, наблюдение, эксперимент

2

уровень – обобщение, анализ, синтез, моделирование

Методы научного познания1 уровень – опыт, здравый смысл, наблюдение, эксперимент2 уровень – обобщение, анализ, синтез, моделирование

Слайд 43Уровни научного познания
Эмпирический уровень – нахождение новых фактов, обобщение

и поиск тенденций протекания того или иного процесса.
Означает все, что

дано человеку на основе чувственного опыта, т.е. его способности ощущать, воспринимать, отражать внешние воздействия, переживать и понимать что-либо.

Теоретический уровень – формулирование общих закономерностей, создание целостной научной теории, а затем формирование общей научной картины мира.

Уровни научного познания Эмпирический уровень – нахождение новых фактов, обобщение и поиск тенденций протекания того или иного

Слайд 44Особенности научного познания.
В НАУКЕ ПОМИМО ДОСТОВЕРНОГО ЗНАНИЯ ВСТРЕЧАЮТСЯ РАЗНОВИДНОСТИ
ПРОБЛЕМНОГО

ЗНАНИЯ: ГИПОТЕЗЫ, ЗАБЛУЖДЕНИЯ, ЛОЖНОЕ ЗНАНИЕ
В НАУЧНОМ ЗНАНИИ –
ДВА УРОВНЯ:
ЭМПИРИЧЕСКОЕ:
ОТРАЖАЕТ

ОБЪЕКТ СО СТОРОНЫ ДОСТУПНОЙ НАБЛЮДЕНИЮ

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ
ИМЕЕТ ДЕЛО С ЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛЬЮ ОБЪЕКТА

Особенности научного познания.В НАУКЕ ПОМИМО ДОСТОВЕРНОГО ЗНАНИЯ ВСТРЕЧАЮТСЯ РАЗНОВИДНОСТИ ПРОБЛЕМНОГО ЗНАНИЯ: ГИПОТЕЗЫ, ЗАБЛУЖДЕНИЯ, ЛОЖНОЕ ЗНАНИЕВ НАУЧНОМ ЗНАНИИ

Слайд 45ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ:
СОДЕРЖАНИЕ ЗНАНИЙ-СВЯЗИ
НАУЧНЫЕ ФАКТЫ,
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ:
СОДЕРЖАНИЕ ЗНАНИЙ- НАУЧНЫЕ ПОНЯТИЯ,ГИПОТЕЗЫ
ЗАКОНЫ
МЕТОДЫ

ИССЛЕДОВАНИЯ:
НАБЛЮДЕНИЕ, ИЗМЕРЕНИЕ, ОПИСАНИЕ, СРАВНЕНИЕ, ЭКСПЕРИМЕНТ.
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ – ФРАГМЕНТАРНО.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
АНАЛОГИЯ

, МОДЕЛИРОВАНИЕ, АБСТРАГИРОВАНИЕ, АНАЛИЗ, ИДЕАЛИЗАЦИЯ, СИНТЕЗ
СИСТЕМАТИЗИРОВАННОЕ ЗНАНИЕ,ИНДУКЦИЯ, ДЕДУКЦИЯ
ОБОБЩЕНИЕ, ТЕОРИИ

Уровни научного познания

ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ:СОДЕРЖАНИЕ ЗНАНИЙ-СВЯЗИНАУЧНЫЕ ФАКТЫ, ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ: СОДЕРЖАНИЕ ЗНАНИЙ- НАУЧНЫЕ ПОНЯТИЯ,ГИПОТЕЗЫЗАКОНЫМЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:НАБЛЮДЕНИЕ, ИЗМЕРЕНИЕ, ОПИСАНИЕ, СРАВНЕНИЕ, ЭКСПЕРИМЕНТ.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ –

Слайд 46Схема научного познания

Схема научного познания

Слайд 47Итоги научного исследования

Итоги научного исследования

Слайд 48 Социальное познание
Совпадает объект и субъект познания.
Существуют несовпадения выводов и

оценок, возникающих при изучении общества.
Сложность изучаемого объекта – общества.
Ограничение возможности

проведения наблюдений и экспериментов над обществом.
Многие ученые считают, что возможно лишь описание общественных явлений, а не объяснение.

Социальное познаниеСовпадает объект и субъект познания.Существуют несовпадения выводов и оценок, возникающих при изучении общества.Сложность изучаемого объекта

Слайд 49Виды социальных фактов:
1) действия или поступки отдельных индивидов или больших

социальных групп;
2) продукты материальной или духовной деятельности людей;
3) словесные социальные

факты: мнения, суждения, оценки людей.
Отбор и интерпретация (т. е. объяснение) этих фактов во многом зависят от мировоззрения исследователя, интересов той социальной группы, к которой он принадлежит, а также от задач, которые он ставит перед собой.

Виды социальных фактов:1) действия или поступки отдельных индивидов или больших социальных групп;2) продукты материальной или духовной деятельности

Слайд 51Чтобы факт стал научным, его следует интерпретировать (лат. interpretatio –

истолкование, разъяснение).
факт подводится под какое-либо научное понятие;
изучаются все существенные факты,

из которых складывается событие;
прослеживаются многообразные связи изучаемого факта с другими фактами.
интерпретация социального факта – это сложная многоступенчатая процедура его истолкования, обобщения, объяснения.
Чтобы факт стал научным, его следует интерпретировать (лат. interpretatio – истолкование, разъяснение).факт подводится под какое-либо научное понятие;изучаются

Слайд 52Оценка социального факта зависит от следующих факторов:
свойства изучаемого объекта (события,

факта);
соотнесение изучаемого объекта с другими, одно порядковыми, или идеалом;
познавательные задачи,

которые поставил исследователь;
личная позиция исследователя (или просто человека);
интересы той социальной группы, к которой исследователь принадлежит.

Оценка социального факта зависит от следующих факторов:свойства изучаемого объекта (события, факта);соотнесение изучаемого объекта с другими, одно порядковыми,

Слайд 53Социальное познание и его особенности:
объект познания, а им является

общество, достаточно сложен по своей структуре и находится в постоянном

развитии, на которое оказывают влияние как объективные, так и субъективные факторы.
ограничена возможность применения такого метода эмпирического исследования, как эксперимент

Целью социального познания, как и познания в целом, является установление истины.
Истина - соответствие полученных знаний содержанию объекта познания.

Социальное познание и его особенности: объект познания, а им является общество, достаточно сложен по своей структуре и

Слайд 54Конкретно-исторический подход к социальным явлениям.
изучение не только ситуации, сложившейся в

обществе, но и тех причин, результатом которых она явилась;
рассмотрение социальных

явлений в их взаимосвязи и взаимодействии друг с другом;
анализ интересов и действий всех субъектов исторического процесса (как социальных групп, так и отдельных личностей).
Историческими закономерностями называются общие черты, которые присущи определенной группе исторических явлений.
Конкретно-исторический подход к социальным явлениям.изучение не только ситуации, сложившейся в обществе, но и тех причин, результатом которых

Слайд 55Самопознание
Получение человеком знаний о самом себе.
Формы самопознания:
Самоузнавание
Самооценка
Самоисповедь
Самопознание может осуществляться

в процессе других видов деятельности – игре, общения, труда и

др.
Самопознание Получение человеком знаний о самом себе.Формы самопознания:СамоузнаваниеСамооценкаСамоисповедьСамопознание может осуществляться в процессе других видов деятельности – игре,

Слайд 56Коммуникативная деятельность – это деятельность, предметом которой является другой человек

– партнёр по общению. (Лат. Communicatio – сообщение, передача.).

Коммуникация

– общение, передача, информаций от человека к человеку.



Коммуникативная деятельность – это деятельность, предметом которой является другой человек – партнёр по общению. (Лат. Communicatio –

Слайд 57Домашнее задание
Конспект урока
ЕГЭ Задание 28: Используя обществоведческие знания, составьте сложный

план, позволяющий раскрыть по существу тему «Познавательная деятельность». План должен

содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Рабочий лист №2
§ 6
Домашнее заданиеКонспект урокаЕГЭ Задание 28: Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Познавательная

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика