Слайд 1Золотой век русской культуры - XIX ( 19 ) век
Слайд 3Александр Сергеевич Пушкин – «солнце русской поэзии»
Алекса́ндр Серге́евич Пу́шкин — русский поэт, драматург и прозаик, заложивший
основы русского реалистического направления, критик и теоретик литературы, историк, публицист; один
из самых авторитетных литературных деятелей первой трети XIX века.
Ещё при жизни Пушкина сложилась его репутация величайшего национального русского поэта. Пушкин рассматривается как основоположник современного русского литературного языка
https://www.youtube.com/watch?v=NSalkbg7Puk
Слайд 4Работа по учебнику
Учебник страница 105-106
Слайд 5Слушаем стихи поэтов XIX века
А.А. Фет «Мама, глянь-ка из
окошка…»
А. С. Пушкин «Зимнее утро»
Н.А. Некрасов «Саша» ( отрывок )
Слайд 6Лев Николаевич Толстой
Лев Николаевич Толстой появился на свет в 1828
году, 9 сентября. Семейство писателя принадлежало к дворянскому сословию. После
того, как умерла мать, Льва и его сестёр с братьями воспитывал двоюродный брат отца. Их отец умер спустя 7 лет. По этой причине дети были отданы на воспитание тёте. Но вскоре тётя умерла, и дети уехали в Казань, ко второй тёте. Детство Толстого было трудным. Базовое образование Лев Николаевич получил дома. Вскоре он поступил в Императорский Казанский университет на филологический факультет. Но в учёбе он не был успешным.
Слайд 7В то время как Толстой служил в армии, у него
бы довольно много свободного времени. Уже тогда он начал писать
автобиографический рассказ «Детство». Эта история содержит хорошие воспоминания из детства публициста.
Также Лев Николаевич участвовал в Крымской войне, и за этот период создал ряд произведений: «Отрочество», «Севастопольские рассказы» и так далее.
«Анна Каренина» является наиболее знаменитым творением Толстого.
Лев Толстой уснул вечным сном в 1910 году, 20 ноября. Он был предан земле в Ясной Поляне, в том месте, где он вырос.
Слайд 8Школа Льва Николаевича Толстого
В первый период педагогической деятельности (1859-1962) жил
в Ясной Поляне, преподавал в созданной им бесплатной начальной школе
для крестьянских детей, способствовал открытию более 20 начальных школ в Тульской губернии.
Первый опыт оказался непродолжительным. С весны 1851 г. Толстой - на армейской службе. Вскоре, после окончания Крымской войны, выйдя в отставку, он возобновляет учебную работу, но уже с большим числом крестьянских детей.
В 1857 году Толстой предпринимает первое путешествие в Европу: посещает Германию, Францию, Швейцарию.
А в 1860 году он вторично едет за границу. Он назвал эту поездку “путешествием по школам Европы”.
Учебник стр.109-110
Слайд 9Занятия начинались в 8-9 часов утра. В полдень - перерыв
на обед и отдых. Затем снова занятие еще 3-4 часа.
Каждый учитель давал ежедневно 5-6 уроков. Уходить ученики могли, когда захочется, даже прямо с урока. В зависимости от возраста, подготовленности и успехов ученики делились на три группы: младшую, среднюю, старшую. Ученик не имел строго определенного для него места. Каждый садился там, где ему хотелось. Заданий домой не задавали. Преобладающей формой занятий был не урок в обычном смысле, а свободная беседа с учениками: в ходе ее дети обучались чтению, письму, арифметике, закону божьему, усваивали грамматические правила, доступные для их возраста сведения по истории, географии, природоведению. Их обучали также рисованию, пению.
Слайд 10 Лев Толстой издавал специальный педагогический журнал “Ясная Поляна”. Программа
его включала описание новых приемов обучения, новых принципов административной деятельности,
распространения книг среди народа, анализ свободно возникающих школ. Он приглашал к сотрудничеству в журнале учителей, смотрящих на свое занятие не только как на средство существования, не только как на обязанность обучения детей, но как на область испытания для науки педагогики.
Слайд 14Великий русский композитор М.И. Глинка родился 20 мая (1 июня)
1804 года в селе Новоспасском ( близ Смоленской губернии )
в имении отца, капитана в отставке, Ивана Николаевича Глинки. Болезненный и слабый ребенок, он воспитывался своей бабушкой (по отцу), крутой и властной женщиной, грозой крепостных и своих близких. Начальное образование получил дома. Музыкальные занятия с приглашенной из Петербурга гувернанткой, Варварой Федоровной Кламер, игра на скрипке и фортепиано начались довольно поздно (1815-1816) и носили любительский характер. Музыкальные способности в это время выражались "страстью" к колокольному звону, Глинка умел на медных тазах ловко подражать звонарям.
Слайд 15В начале 1817 года Глинка был отвезен в Петербург, где
его поместили в только что открытый Благородный пансион при Главном
педагогическом институте. Этот пансион был привилегированным учебным заведением для детей дворян. Параллельно с учебой Глинка брал уроки игры на фортепиано. Обучался музыке у лучших петербургских учителей того времени. В начале лета 1822 года Глинка был выпущен из пансиона, оказавшись одним из лучших учеников.
Слайд 16Первый опыт Глинки в сочинении музыки относится к 1822 году
- времени окончания пансиона. Это были вариации для арфы или фортепиано
на тему из модной в то время оперы австрийского композитора Вейгля "Швейцарское семейство". С этого момента, продолжая совершенствоваться в игре на фортепиано, Глинка всё больше внимания уделяет композиции и вскоре уже сочиняет чрезвычайно много, пробуя свои силы в самых разных жанрах. Долгое время он остается неудовлетворенным своей работой. А ведь именно в этот период были написаны хорошо известные романсы и песни: "Не искушай меня без нужды" на слова Е.А. Баратынского, "Не пой, красавица, при мне" на слова А.С. Пушкина и другие.
Слайд 17И. Е. Репин
Портрет М. И. Глинки
Слайд 19Петр Ильич Чайковский родился 7 мая 1840 года в Вятской губернии Российской
империи (современный город Воткинск в Удмуртии). Его отец – Илья Петрович
Чайковский, выдающийся русский инженер. Мать – Александра Андреевна Ассиер, дочка крупного таможенного чиновника, который был родом из Франции.
Родители Петра Ильича любили музыку. Его мать играла на фортепиано и пела, в доме стоял механический орган — оркестрина, в исполнении которого маленький Пётр впервые услышал «Дон Жуана» Моцарта. Пока семья жила в Воткинске, им часто доводилось слышать по вечерам мелодичные народные песни рабочих завода и крестьян.
Слайд 20В 1862 году Петр Ильич оставил карьеру юриста и поступил в
консерваторию в класс композиции Антона Рубинштейна. Курс он окончил с золотой
медалью и вскоре переехал в Москву, став профессором вновь открытой консерватории.
После первого же исполнения сочиненной им кантаты на оду Фридриха Шиллера «К радости» к нему пришли известность и успех. Критики отмечали, что в России появился необыкновенно талантливый композитор. Следом Чайковский написал свою первую симфонию «Зимние грезы».
В 1868 году Чайковский неожиданно влюбился в итальянскую оперную певицу Дезире Арто, гастролировавшую в России. Он посвятил ей романс для фортепиано, сделал предложение. Но брак не состоялся по разным причинам. Дезире уехала из России, а Чайковский остался в расстроенных чувствах.
Слайд 21И. Д. Кузнецов.
Портрет П. И. Чайковскому
Слайд 23Домашнее задание
Учебник стр. 104-116 прочитать.
На странице 116- чемоданчик (письменно, мне
скинуть)
РТ- с. 32-33