Слайд 1
Зрительное восприятие детей с нарушениями зрения
Слайд 2Направления развития зрительного восприятия
совершенствование функциональных механизмов зрительного восприятия: фиксации,
слежения и прослеживания, зрительно-двигательной координации и др.;
формирование операционных механизмов
зрительного восприятия: сличение, сопоставление, совмещение, оперирование эталонами, моделирование и др.;
формирование умений зрительного восприятия при активном участии других психических процессов: мышлении, речи, памяти, воображения, а так же внимания и наблюдательности.
Слайд 3ИЗУЧЕНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ
5-7 ЛЕТ
Тест М. Фростик
Слайд 4
ТЕСТ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ КОМПЛЕКСНУЮ СИСТЕМУ ДЛЯ ОЦЕНКИ РАЗЛИЧНЫХ СТОРОН ЗРИТЕЛЬНОГО
ВОСПРИЯТИЯ, ТАКИХ КАК:
Фигуро - фоновое различение.
Зрительно-пространственное
восприятие
Зрительно-пространственное восприятие и зрительная память.
Зрительно-пространственное восприятие и графо – моторные навыки.
Слайд 5
Оборудование: тестовый материал, цветные карандаши (фломастеры), демонстрационная карточка (далее
ДК).
Слайд 6Субтест фигуро-фоновое различение
Задание 1. Сейчас мы будем находить знакомые фигуры
и обводить их. Ты знаешь, что значит обвести фигуру? (Если
ребенок не знает, необходимо объяснить и показать.) Посмотри внимательно на карточку. Здесь нарисован треугольник (ДК). А теперь на рисунке найди и обведи цветным карандашом спрятанный там треугольник.
Слайд 8
Задание 2. Посмотри: на карточке нарисован прямоугольник (ДК). А теперь
найди его на этом рисунке и обведи.
Задание 3. А на
этой карточке ты видишь крест (ДК). Найди его на рисунке, который перед тобой, и обведи.
Задание 4. А на этой карточке ты видишь полукруг (ДК). Найди его на рисунке и обведи.
Задание 5. Здесь нарисована шестиугольная звезда (ДК). А теперь посмотри на рисунок задания. Здесь тоже нарисованы две шестиугольные звезды, но они перепутаны между собой. Возьми два любых цветных карандаша и обведи одну звезду одним цветом, а другую — вторым. Обводи внимательно, не торопись.
Слайд 9Задание 6. Посмотри на карточку, на ней нарисована пятиугольная звезда
(ДК). А теперь посмотри на рисунок задания. Здесь тоже нарисованы
такие звезды. Сколько их? Четыре, но они все перепутаны. Возьми четыре цветных карандаша и попробуй «распутать» звезды: обведи каждую из них своим цветом. Будь внимателен и старайся обводить каждую звезду непрерывной линией.
Задание 7. Посмотри на рисунок задания. Здесь изображен круг, а внутри него, среди полосок, спрятано несколько ромбов (ДК). Возьми цветной карандаш и обведи столько ромбов, сколько найдешь.
Задание 8. В этом круге спрятаны овалы (ДК). Постарайся их найти на своем рисунке и обвести.
Слайд 11Оценка результатов:
за каждую найденную фигуру начисляется
1 балл.
Максимальная
оценка – 20 баллов.
Нормативы (уровни развития в баллах):
очень низкий
12 и меньше
ниже среднего 13-14
средний 15-17
выше среднего 18-19
очень высокий 20
Слайд 12СУБТЕСТ 2: ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ
Задание 1. Сейчас перед тобой новое задание.
Посмотри: на листе нарисовано много различных фигур, но среди них
есть квадраты (ДК). Тебе нужно найти их как можно больше и обвести. Будь внимателен, не перепутай их с прямоугольниками (ДК) или ромбами (ДК). Не торопись, квадраты здесь есть большие и маленькие, белые и заштрихованные... Закончив, отложи карандаш.
Слайд 13ЗАДАНИЕ 2. А НА ЭТОМ ЛИСТЕ ТОЖЕ НУЖНО НАЙТИ И
ОБВЕСТИ ФИГУР КАК МОЖНО БОЛЬШЕ, НО КРУГОВ (ПОКАЖИТЕ ДК).
Оценка результатов:
За каждый найденный квадрат (круг) начисляется 1 балл. Максимальная оценка – 15 баллов
Слайд 14Нормативы
(уровни развития в баллах) :
Очень низкий 8 и
меньше
ниже среднего 9
средний
10 - 11
выше среднего 12 - 13
очень высокий 14 - 15
Слайд 15
Субтест 3: Зрительно-пространственное восприятие и зрительная память
Слайд 16Задание 1. Посмотри на первую строчку. Здесь нарисованы уголки. Они
все изображены по-разному, но среди них есть один, нарисованный так
же, как образец (нарисован отдельно, покажите его ребенку). Найди точно такой же уголок среди остальных и зачеркни его. Смотри внимательно, уголки очень похожи, но лишь один из них «правильный».
Задание 2. А здесь нужно найти точно такой же круг, как на образце (покажите ребенку образец), и зачеркнуть его.
Задания 3, 4 (инструкция, приведенная ниже, аналогична для обоих заданий). Следующее задание сложнее. Здесь нарисованы три фигуры, но они расположены не просто так, а в определенном порядке (покажите образец). Внимательно посмотри на них, найди точно такую же группу фигур среди остальных и зачеркни ее.
Задания 5, 6 (инструкция, приведенная ниже, аналогична для обоих заданий).
Слайд 17
Посмотри: на образце (задание 5) нарисованы два треугольника (в задании
6 — круг, квадрат и треугольник). Тебе нужно найти точно
так же нарисованные фигуры среди остальных и зачеркнуть их.
Задания 7, 8 (инструкция, приведенная ниже, к обоим заданиям аналогична). А в этих заданиях образец — буква. Найди такую же среди остальных букв и зачеркни ее.
Слайд 18
За каждую правильно найденную фигуру (уголки, круг, группы фигур, букву
П, букву У) начисляется 1 балл. Максимальная оценка – 8
баллов.
Нормативы (уровни развития в баллах) :
очень низкий 4 и меньше
ниже среднего 5
средний 6
выше среднего 7
очень высокий 8
Слайд 19
СУБТЕСТ 4: ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ГРАФО-МОТОРНЫЕ НАВЫКИ
Слайд 20Задание 1. Здесь нарисован квадрат (показать), а рядом не дорисованы
пять квадратов, т. е. рисунок не закончен. Постарайся правильно дорисовать
эти квадраты. Они должны соответствовать образцу. Не забывай: лист не вращай, те линии, которые уже есть, обводить нельзя.
Задание 2. А здесь нужно дорисовать фигуры так, чтобы они не отличались от образца — круга с крестом (показать). Будь внимателен.
Задание 3. Образец в этом задании похож на конверт (показать). Дорисуй незаконченные рисунки. Не торопись, не обводи уже нарисованные линии.
Задание 4. И последнее задание. Дорисуй неполные фигуры. Должен получиться ромб с уголком (показать).
Слайд 21Оценка результатов: за каждую правильно дорисованную фигуру начисляется 1 балл.
Максимальная оценка – 20 баллов.
Нормативы (уровни развития в баллах):
Очень низкий
ниже среднего
средний
выше среднего
очень высокий
11 и меньше
12 - 13
14-15
16 -18
19-20
Оценка результатов: за каждую правильно дорисованную фигуру начисляется 1 балл. Максимальная оценка – 20 баллов.
Нормативы (уровни развития в баллах):
Очень низкий 11 и меньше
ниже среднего 12 -13
средний 14 -15
выше среднего 16 - 18
очень высокий 19 - 20
Слайд 22А теперь суммируйте все полученные баллы. Максимальный итог теста М.
Фростик — 62 балла.
Нормативы (уровни развития в баллах):
Очень низкий 45 и меньше
ниже среднего 46 - 49
средний 50 – 53
выше среднего 54 - 58
очень высокий 59 – 62