Слайд 1Формы, методы и приёмы обучения правописанию, развивающие орфографическую зоркость у
младших школьников
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
учителя начальных классов Корниловой О. А.
Слайд 2«Грамотное письмо –
не просто движение пишущей руки,
а особая
речевая деятельность.
Чем развитее ребёнок,
чем богаче его словарь и
синтаксис,
чем правильнее его произношение,
тем легче даётся ему правописание».
Н.С. Рождественский
Слайд 3четыре педагогических действия:
создания проблемной ситуации;
побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;
побуждения
к формулированию учебной проблемы;
принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы
Слайд 4Побуждающий от проблемной ситуации диалог
Слайд 5 Прочитайте слова.
Душ, ночь, ложь,
страж, дочь, муж, ключ.
Чем они похожи?
Чем отличаются?
Над какой
темой будем работать?
Слайд 6эвристические разминки -
обеспечивают снятие психологического барьера перед началом умственной
работы, активизируют мозг на осмысленное выполнение учебной деятельности, дисциплинируют ум
и направляют мысли на продуктивное решение учебных проблем.
Слайд 7«Угадай слово».
Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг прогрызли
мышки.
От слов начала откусили,
Из книжки в норку утащили.
…суда, …рёза, …сква.
Слайд 8
красить
о
про
за
по
пере
рас
вы
у
покрасить
перекрасить
окрасить
прокрасить
закрасить
выкрасить
украсить
раскрасить
Слайд 9 Шарада.
Узнай слово, которое задумано.
Задуманное слово однокоренное со словом
красный.
Приставка в нём такая же, как в слове превращаться.
Суффикс, как
в слове цветной.
Окончание, как в слове морковный.
А в целом слово является прилагательным.
Слайд 10ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ ОБУЧАЮТ ШКОЛЬНИКОВ ДУМАТЬ, ТРЕНИРУЮТ И РАЗВИВАЮТ ИХ УМ
.
Познавательные игры.
Слайд 11«Собери слово».
пус, ка, та;
роз, мо;
же, нер, ин;
тор,
трак;
Слайд 12«Расшифруй слово».
Замените цифры буквами алфавита и прочитайте слово.
2
10 13 6 20
26 16 22 7 18
(билет) (шофёр)
33 2 13 16 12 16
(яблоко)
с а
л и с и
й
л и с и ц а
л и с и ч к а
л и с о н ь к а
л и с ё н о ч е к
«Ступеньки».
Слайд 14«Волшебные домики».
Играют две команды. На доске записаны в два столбика
слова с пропущенными буквами:
лаг . рь
т . традь
к . стёр с . рень
р . бята св . бода
Слайд 15«Орфографическая зарядка».
а) подготовительно-ознакомительный этап
Каюта, зуб, вершина, Дуся,
зверь, белочка, альбом, кроты.
Какую букву надо проверить при письме
и почему? Как проверить эту букву? Можно ли эту букву проверить?
б) тренировочный этап
Груш..(мн.ч.), ч..гунок, лос.., Ж(ж)учка, задач.., К(к)оля Щ(щ)..кин, сн..пы, б..лет.
Назовите пропущенные буквы. Объясните орфограммы.
в) закрепительный этап
Грибочки, трость, очки, ключ, Эля, арбуз, дружина, трава.
Найдите «опасные места». Объясните их правописание.
г) контрольно-диагностический этап
1. Запись слов под диктовку:
Билет, прачка, окуньки, моржи, Надя, наши, пищу, слоны, смешить, грибной.
2. Исправление ошибок в словах:
Ночька, бирёза, белеет, лёт, ужынать, трова, кричят, гарох.
Слайд 16
7«+» - 5 баллов
6 «+» - 4 балла
5«+» - 3
балла
4 «+» - 2 балла
Слайд 17Экспромты – производство оригинальных продуктов умственного труда – могут возникнуть
как спонтанно, так и планироваться учителем для ситуаций, благоприятствующих тренировке
и развитию ума .
Например:
1.Запишите словарные слова, которые отвечают на вопрос как?
и оканчиваются на о.
2. Соединяя слова попарно, прочитайте получившуюся пословицу.
сделать можно
не завтра
что сегодня
на откладывай
3. Запишите слова, которые спрятались в слове ОДНАЖДЫ.
4.Догадайся, какие новые слова нужно записать на двух строчках.
Запиши эти слова.
Россия, Русь, русский, российский, россияне.
Слайд 18Эвристический поиск –
производство учеником удачных мыслей –способствует продвижению вперёд
в процессе учебного познания. Мозговая атака используется для рационального проектирования
и осуществления умственной деятельности в результате активного и интенсивно коллективного обсуждения способов, приёмов вариантов умственной работы. Обзор интересных и познавательных фактов, событий, случаев с последующим анализом и обсуждением расширяет кругозор младшего школьника.
Впишите правильный ответ:
Окончание – это изменяемая часть
слова, которая служит для….
б) Вставьте нужное слово.
Часть слова, стоящая перед корнем, называется………………
в) Подчеркните правильный ответ.
Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет.
Да. Нет.
Имя существительное в предложении является только подлежащим.
Да. Нет.
Имя существительное является изменяемой частью речи.
Да. Нет.
Слайд 21Три метода постановки учебной проблемы:
заостряем противоречие проблемной ситуации и сообщаем
проблему;
младший школьник сам осознаёт противоречие и формулирует проблему;
побуждаем
диалогом обучающихся осознать противоречие и сформулировать проблему.
Слайд 23Придумайте, как кончилась
встреча двух белок с котом?
Горе - охотник.
Этой осенью в саду было много орехов. Сюда повадились две белочки.
Однажды в орешнике белки столкнулись с непонятным зверем. Это был кот. Он замяукал, зашипел. Вот-вот бросится на них. Белки растерялись. Но потом…
(По Л. Савоненковой)
Слайд 24Составьте предложения, расположив данные слова в таком порядке:
а) 1, 3, 5, 4, 2; б) 4,
2, 3, 5, 1; в) 1, 4, 2, 3, 5.
1) снег
2) ногами
3) мягко
4) под
5) хрустит
- Напишите эти предложения.
Изменяется ли смысл предложения при изменении порядка слов? На какой вопрос отвечает каждое предложение?
Где мягко хрустит снег?
Что мягко хрустит под ногами?
Как снег хрустит под ногами?
Слайд 25 Составьте из слов два предложения, расположив слова в разном
порядке.
Льдинки, большие, плывут, реке, по.
На какой вопрос отвечает каждое
предложение?
Слайд 26Прочитайте предложение и слова для справок. Какое задание нужно выполнить?
На каникулы я поеду к бабушке.
Слова для справок:
деревне, бабушка, моя, в живёт.
Составьте из слов для справок второе предложение.
Слайд 27Соедините части и составьте пословицы и поговорки.
Как вы понимаете
смысл?
Ру—кий человек
в делах твёрд.
Ру—кий солдат добро помнит.
Ру—кий в словах горд, не знает преград.
Ру—кая душа нараспашку.
Слайд 28Весной лес оживает.
е ---- оие.
Весело щебечут птицы. ео еу ы.
Из берлоги вылезает сонный медведь. з еи ее нн ед.