Слайд 1Искусство Древнего Египта
Автор: Кулакова Д.С.
Слайд 2Материалы по предмету «История искусства», 1 год обучения дополнительной предпрофессиональной
программы в области искусства «Живопись»
Слайд 3Особенности искусства
Очень сильная взаимосвязь с заупокойным культом: все искусство служит
обеспечению достойной загробной жизни.
Очень медленное развитие: за 3 тысячи лет
правила и изобразительные приемы почти не изменились.
Слайд 4Периодизация
Древнее царство (30-23 в. до н.э.)
Среднее царство (21-18 в. до
н.э.)
Новое царство (16-11 в. до н.э.)
Слайд 5Архитектура
Была ведущим видом искусства
Наибольшее внимание уделялось строительству культовых сооружений –
гробниц и храмов.
Слайд 6В эпоху Древнего царства строили преимущественно гробницы, храмы были как
бы дополнением к гробнице и имели небольшие размеры. Самая ранняя
форма гробницы- мастаба.
Слайд 7Мастаба состояла из наземной части в форме усечённой пирамиды,
Где
находилась молельня со статуей умершего,
и подземной части – погребальной
камеры, где располагался саркофаг с мумией
Слайд 8Появление пирамид
Первой пирамидой была ступенчатая пирамида фараона Джосера,
27 в.
до н.э. Архитектор Имхотеп.
Слайд 9Пирамида как бы состоит из шести уменьшающихся мастаб, поставленных одна
на другую.
Слайд 10Поиски идеальной формы пирамиды
Пирамида фараона Хуни, 27
в. Пирамида
фараона Снофру ,
начало 26 в.
В 27-26 веках до нашей эры строились разные по форме и пропорциям пирамиды , эти поиски завершились возведением в сер.26 в. пирамиды Хеопса, первой из Великих пирамид, ставшей образцом.
Слайд 11Великие пирамиды в Гизе
Комплекс сооружений 26- 23 веков на плато
Гиза, недалеко от Каира. Состоит из пирамид фараонов Хуфу (Хеопса),
Хафра (Хефрена), Менкаура (Микерина) , пирамид- спутниц, погребальных храмов ,а также статуи Большого Сфинкса.
Слайд 13Начиная с эпохи Среднего царства строительство пирамид прекратилось. Причины: грабежи
и ослабление власти фараонов. Теперь гробницы были тайными, спрятанными в
скалах.
На первый план вышло строительство храмов, которые возводились в связи со смертью фараона, т.е. это были заупокойные храмы. Примерами служат заупокойные храмы Ментухотепа I и царицы Хатшепсут.
Слайд 14Заупокойный храм фараона Ментухотепа. Реконструкция.
В подобных храмах фараонов не хоронили.
Пирамида имеет декоративное значение.
Слайд 15Кроме заупокойных, строились храмы в честь главного бога – Амона-Ра,
олицетворявшего солнце, это были наиболее богатые и величественные сооружения
Слайд 16Храмы в период Среднего царства были двух типов: скальные, т.е.
целиком вырубленные в скале, и полускальные, когда часть храма (колонный
зал) находилась на поверхности, а часть (святилище), вырубалась в скале. Самый известный скальный храм – Рамзеса II в Абу-Симбеле.
Слайд 17Комплекс полускальных храмов, важнейшие из которых –храм Ментухотепа
и царицы
Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Среднее и новое царство.
Реконструкция
Слайд 19В эпоху Нового царства стали строить отдельно стоящие наземные храмы,
никак не связанные со скалой. Обычно они состояли из 3
частей : двора, обнесённого колоннадой , колонного зала и системы комнат-святилищ..
Слайд 20Вход в храм оформлялся двумя башнями - пилонами. Перед входом
устанавливался обелиск – четырёхгранный столб, сужающийся кверху, он символизировал солнечный
луч
Слайд 21 Самые известные храмы такого типа- храмы бога Амона-Ра в
Карнаке и Луксоре
Общий вид храмового комплекса в Карнаке. Строительство длилось
с 20 по 10 в. до н.э.
Слайд 22Скульптура
Представлена круглой скульптурой и рельефом
Портретная статуя Имхотепа, автора ступенчатой
пирамиды Джосера. 27 в. до н.э.
Рельеф из мастабыТи, хранителя царских
гробниц. 25 в. до н.э.
Слайд 23Фрагмент парной статуи царевича Рахотепа и его жены Нофрет. Древнее
царство.
очень важно было передать портретное сходство как можно точнее, т.к.
скульптура могла стать пристанищем Ка, если мумия погибнет.
Слайд 24Царевна Нофрет. Фрагмент парной статуи.
Слайд 25Скульптура находилась в гробнице как запасной вариант в случае утраты
мумии.
Слайд 26Фараон Микерин с женой. Древнее царство. Фрагмент
В портретах Древнего царства
нет эмоций, характера, признаков возраста, т.к. в ту эпоху египтяне
свято верили в существование загробной жизни и создавали скульптуры для вечности, а в вечности нет ничего временного.
Слайд 27В круглой скульптуре сложилось 2 основных типа статуй: сидящие и
стоящие.
Фигуры всегда статичны (без движения) и фронтальны (нет поворотов, все
части тела в одной плоскости).
Слайд 28Изобразительное искусство Древнего царства не предназначалось для украшения, не было
рассчитано на зрителя, потому что произведения искусства находились в гробницах,
где их никто не видел, их назначение- обеспечить достойную загробную жизнь.
Слайд 29Скульптура Среднего и Нового царства
В эпоху Среднего царства египтяне
усомнились в существовании загробной жизни, и назначение портретной скульптуры изменилось.
Портретный бюст фараона Аменемхета. Среднее царство.
Слайд 30Теперь стало важно показать не только внешнее сходство, но и
характер, настроение модели, передать признаки возраста.
Бюст фараона Сенусерта III. Среднее
царство.
Слайд 31В эпоху Нового царства эта тенденция становится более выраженной, портреты
Нового царства выглядят очень реалистичными, выразительными и живыми.
Бюст фараона Эхнатона.
Новое царство.
Слайд 32Портрет царицы Тии. Новое царство.
Слайд 33Рельефы были нескольких видов: низкий, углублённый и контррельеф .
Зодчий Хесира.
Низкий рельеф, или барельеф.
Слайд 34Углублённый рельеф , или анкрё (фр. en creux" ), когда
контур ниже уровня фона.
Слайд 35Контррельеф, когда всё изображение ниже уровня фона.
Слайд 36Палетка фараона Нармера, Раннее царство
В рельефе и живописи ещё в
додинастический период сложился канон изображения человека: голова и ноги в
профиль, тело и глаз – анфас. Пример – палетка фараона Нармера. Такие правила изображения объяснялись тем, что с точки зрения силуэта голова и ступни эффектнее смотрятся в профиль, а плечи – в фас.
Слайд 37Живопись в искусстве Египта
В период Древнего царства не получила
такого широкого распространения, как рельеф.
Наиболее интересные образцы были созданы в
период Среднего царства.
В целом в изобразительном искусстве преобладал низкий раскрашенный рельеф, а не живопись.
Слайд 38Фрагменты росписей из гробницы Хнумхотепа, Среднее царство.
Живопись Среднего царства характеризуются
интересом к изображению окружающего мира, красоты природы, животных, а не
ритуальных сцен из жизни покойного.
Слайд 39В египетском рельефе и живописи важны такие средства художественной выразительности
как линия, силуэт и ритм.
Слайд 40Эхнатон и Нефертити поклоняются Атону
В эпоху Нового царства , в
14 в. до н.э. был короткий период под названием Амарна,
время правления фараона Эхнатона, который ввёл в Египте единобожие - культ бога Атона. Он изображался в виде солнечного диска с лучами, на конце которых были ладони.
Слайд 41Эхнатон с женой Нефертити и детьми.
В период Амарны искусство активно
использовалось в целях пропаганды фараона как простого человека, отца семейства,
который любит свою жену и детей.
Слайд 42Семейные сцены из жизни фараона Тутанхамона
Стали популярны сцены семейной жизни,изображение
взаимоотношений, эмоций.
Слайд 43Фараон Тутанхамон с женой.
Искусство становится более утончённым, пропорции фигур
более стройными, формы- изящными, линии- более плавными.
Слайд 44Сцена с изображением плакальщиков. Мы видим здесь нарушение канонов.
Несмотря на
то, что период Амарны длился всего 17 лет, он оказал
заметное влияние на дальнейшее развитие искусства Египта, способствовав освобождению искусства от давления канонов.
Слайд 45Литература
В.К. Афанасьева, В. Луконин, Н. Померанцева. Искусство Древнего Востока. М.,
1976. (cерия: «Малая история искусств» под общ. ред. И.С. Кацнельсона).
История искусства зарубежных стран. Первобытное общество, Древний Восток, Античность. Под ред. М.В. Доброклонского, А.П. Чубовой. М., 1980.
М.Э. Матье. Искусство Древнего Египта. Л, 2001.
А.Л. Пунин. Искусство Древнего Египта. Раннее царство. Древнее царство. СПб, 2008. Серия: «Новая история искусства»
Слайд 46Изображения взяты с сайта egyptopedia.info