Слайд 1РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ВО ВТОРОЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «СМЕШАРИКИ».
СОСТАВИЛИ ВОСПИТАТЕЛИ: Чадкова
М.А.
Сорокина С.И.
Слайд 2РЕЧЬ ЧЕЛОВЕКА - ЭТО ПОКАЗАТЕЛЬ ЕГО РАЗВИТИЯ. ЧТОБЫ СТАТЬ ВЫСОКООБРАЗОВАННЫМ,
ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ОВЛАДЕТЬ ВСЕМИ БОГАТСТВАМИ РОДНОГО ЯЗЫКА.
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ ВАЖНЕЙШИХ РАЗДЕЛОВ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И НАПРАВЛЕНО НА УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА. ЧЕМ ЛУЧШЕ БУДЕТ ОРГАНИЗОВАНА ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ, ТЕМ ВЫШЕ ГАРАНТИИ УСПЕШНОСТИ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.
“РЕЧЬ – УДИВИТЕЛЬНОЕ СИЛЬНОЕ СРЕДСТВО,
НО НУЖНО ИМЕТЬ МНОГО УМА,
ЧТОБЫ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ИМ”
Г. ГЕГЕЛЬ
Слайд 3РАЗВИТИЕ РЕЧИ И МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ СХЕМ-ТАБЛИЦ
“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным
ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. К. Д. Ушинский
Слайд 5ПРЕДМЕТНО РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ГРУППЕ
«В ПУСТЫХ СТЕНАХ РЕБЁНОК НЕ ЗАГОВОРИТ»…
Е.
И. ТИХЕЕВА
Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает: создание
развивающей предметно-пространственной среды.
Слайд 6РАЗВИТИЕ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Художественная литература служит могучим, действенным средством
умственного, нравственного и эстетического воспитания детей оказывает огромное влияние на
развитие и обогащение речи ребёнка.
Слайд 7РАЗВИТИЕ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА РАЗВИВАЕТ РЕЧЬ ДЕТЕЙ: ПОПОЛНЯЕТ
И АКТИВИЗИРУЕТ СЛОВАРЬ, ФОРМИРУЕТ ПРАВИЛЬНОЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ, РАЗВИВАЕТ СВЯЗНУЮ РЕЧЬ, УМЕНИЕ
ПРАВИЛЬНО ВЫРАЖАТЬ СВОИ МЫСЛИ.
Слайд 8СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА ОКАЗЫВАЕТ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ. В ХОДЕ
ИГРЫ РЕБЕНОК ВСЛУХ РАЗГОВАРИВАЕТ С ИГРУШКОЙ, ГОВОРИТ И ЗА СЕБЯ,
И ЗА НЕЕ, ПОДРАЖАЕТ ГУДЕНИЮ САМОЛЕТА, ГОЛОСАМ ЗВЕРЕЙ И Т. Д. РАЗВИВАЕТСЯ ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ.
Слайд 9 Через игру можно побуждать детей к общению друг с
другом. Сюжетно-ролевая игра способствует:
- закреплению навыков пользования инициативной речью,
- совершенствованию
разговорной речи,
- обогащению словаря,
-формированию грамматического строя языка и т. д.
Слайд 10ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕЛАЕТ ЖИЗНЬ ДЕТЕЙ ИНТЕРЕСНОЙ И СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ, НАПОЛНЕННОЙ ЯРКИМИ
ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ, РАДОСТЬЮ ТВОРЧЕСТВА, ЗНАКОМИТ ДЕТЕЙ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ВО ВСЕМ
ЕГО МНОГООБРАЗИИ ЧЕРЕЗ ОБРАЗЫ, КРАСКИ, ЗВУКИ, А УМЕЛО ПОСТАВЛЕННЫЕ ВОПРОСЫ, ПОБУЖДАЮТ ИХ ДУМАТЬ, АНАЛИЗИРОВАТЬ, ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ И ОБОБЩЕНИЯ , РАЗВИВАЕТСЯ РЕЧЬ ДЕТЕЙ, ПОЯВЛЯЕТСЯ ВОЗМОЖНОСТЬ К САМОРЕАЛИЗАЦИИ.
РЕЧЬ ДЕТЕЙ СТАНОВИТСЯ ОБРАЗНОЙ, ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ. В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ РЕПЛИК ПЕРСОНАЖЕЙ, СОБСТВЕННЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ НЕЗАМЕТНО АКТИВИЗИРУЕТСЯ СЛОВАРЬ РЕБЕНКА, СОВЕРШЕНСТВУЕТСЯ ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ, ЕЕ ИНТОНАЦИОННЫЙ СТРОЙ. ИСПОЛНЯЕМАЯ РОЛЬ, ОСОБЕННО ВСТУПЛЕНИЕ В ДИАЛОГ С ДРУГИМ ПЕРСОНАЖЕМ СТАВИТ РЕБЕНКА ПЕРЕД НЕОБХОДИМОСТЬЮ ЯСНО, ЧЕТКО И ПОНЯТНО ИЗЪЯСНЯТЬСЯ. У ДЕТЕЙ УЛУЧШАЕТСЯ ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ, ЕЕ ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ. МИМИКА И ЖЕСТЫ СТАНОВЯТСЯ АРТИСТИЧНЫМИ, У ДЕТЕЙ ПОЯВЛЯЕТСЯ УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ, СПОСОБНОСТЬ УДЕРЖИВАТЬ ВНИМАНИЕ В СООТВЕТСТВИИ С СЮЖЕТОМ СПЕКТАКЛЯ; РАЗВИВАЕТСЯ ЛОГИЧНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ. К ПЯТИ ГОДАМ ДЕТИ ЛЕГКО ОБЫГРЫВАЮТ РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ, РАССКАЗЫ ПИСАТЕЛЕЙ, СТИХИ, ПРОБУЮТ СКЛАДЫВАТЬ СТИХИ.
В ГРУППЕ ИМЕЮТСЯ ТАКИЕ ВИДЫ ТЕАТРА КАК:
КУКЛЫ БИ-БА-БО
ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР
ПЛОСКОСТНОЙ ТЕАТР
КУКЛЫ – РУКАВИЧКИ
ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ТАКЖЕ ДЕТСКИЕ КОСТЮМЫ ПЕРСОНАЖЕЙ СКАЗОК.
Слайд 12«УМ РЕБЕНКА НАХОДИТСЯ НА КОНЧИКАХ ЕГО ПАЛЬЦЕВ».
В.А. СУХОМЛИНСКИЙ
Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой.
Кисть руки имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.
Главная цель пальчиковых игр — переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.
Слайд 13ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА:
-Способствует овладению навыками мелкой моторики;
-Помогает развивать речь ребенка;
-Повышает работоспособность
коры головного мозга;
-Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память,
воображение;
-Снимает тревожность.
Слайд 14РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВАМ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК
МЕЛКАЯ МОТОРИКА - ЭТО
СОВОКУПНОСТЬ СКООРДИНИРОВАННЫХ ДЕЙСТВИЙ МЫШЕЧНОЙ, КОСТНОЙ И НЕРВНОЙ СИСТЕМ ЧЕЛОВЕКА, ЗАЧАСТУЮ
В СОЧЕТАНИИ СО ЗРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ В ВЫПОЛНЕНИИ МЕЛКИХ, ТОЧНЫХ ДВИЖЕНИЙ КИСТЯМИ И ПАЛЬЦАМИ РУК И НОГ. ЧАСТО ДЛЯ ПОНЯТИЯ «МЕЛКАЯ МОТОРИКА» ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ТАКОЙ ТЕРМИН КАК «ЛОВКОСТЬ».
.
Слайд 15ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО И РАЗВИТИЕ РЕЧИ
«ЧТО Я СЛЫШУ — ЗАБЫВАЮ. ЧТО
Я ВИЖУ — Я ПОМНЮ. ЧТО Я ДЕЛАЮ — Я
ПОНИМАЮ».
КОНФУЦИЙ.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО - УНИКАЛЬНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И РЕЧИ В ИХ ЕДИНСТВЕ И ВЗАИМОСВЯЗИ.
ЧЕМ БОЛЬШЕ РЕБЕНОК УМЕЕТ, ХОЧЕТ И СТРЕМИТСЯ ДЕЛАТЬ РУКАМИ, ТЕМ ОН УМНЕЕ И ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЕЕ. ПО МЕРЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ИДЕТ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ ФУНКЦИИ. ФУНКЦИЯ РУКИ И РЕЧЬ РАЗВИВАЮТСЯ ПАРАЛЛЕЛЬНО. В ПРОЦЕССЕ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТИ УЧАТСЯ АНАЛИЗИРОВАТЬ ФОРМЫ, НАБЛЮДАТЬ, СРАВНИВАТЬ, ВЫДЕЛЯТЬ ЧЕРТЫ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ ПРЕДМЕТОВ ПО ВЕЛИЧИНЕ
Слайд 16РАЗВИТИЕ РЕЧИ НА ПРОГУЛКЕ
ПРОГУЛКА - это не только важный режимный
момент, но и замечательный способ развития речи ребёнка.
Слайд 17ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ
ПОДВИЖНАЯ ИГРА НАПРАВЛЕНА НА ДОСТИЖЕНИЕ ОПРЕДЕЛЁННЫХ
ЦЕЛЕЙ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ.
ВО ВРЕМЯ ИГРЫ ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН СТРЕМИТЬСЯ К
ПОБУЖДЕНИЮ У ДЕТЕЙ ПОДРАЖАТЕЛЬНОЙ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, РАСШИРЕНИЮ ОБЪЕМА ПОНИМАНИЯ РЕЧИ И СЛОВАРНОГО ЗАПАСА. ЭТО ДОСТИГАЕТСЯ ПУТЕМ ПРОГОВАРИВАНИЯ ВМЕСТЕ С ПЕДАГОГОМ ПОТЕШЕК, СТИХОТВОРЕНИЙ, СЛОВЕСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР:
1.ИГРЫ С РАЗНООБРАЗНЫМИ ДВИЖЕНИЯМИ И ПЕНИЕМ: «У СОСЕДА ЛУЧШЕ», «РОВНЫМ КРУГОМ», «КАРУСЕЛЬ», «КУРОЧКА И ЦЫПЛЯТА», «ВОРОБУШКИ И АВТОМОБИЛЬ», «СОВУШКА»
2.ИГРЫ С БЕГОМ: «ПЕРЕМЕНИ ПРЕДМЕТ», «НАЙДИ СЕБЕ ПАРУ», «ЛОВИШКА», «ПОЙМАЙ ЛЕНТУ», «ХИТРАЯ ЛИСА»
3.ИГРЫ С ПРЫЖКАМИ: «КРОЛИКИ», «НЕ ОСТАВАЙСЯ НА ПОЛУ», «МОЙ ВЕСЕЛЫЙ, ЗВОНКИЙ МЯЧ», «УДОЧКА», «ЛЯГУШКИ И ЦАПЛЯ»
4.ИГРЫ С ПОДЛЕЗАНИЕМ И ЛАЗАНИЕМ: «ЛИСА В КУРЯТНИКЕ», «МЕДВЕДИ И ПЧЕЛЫ», «ПОЖАРНЫЕ НА УЧЕНИИ»
5.ИГРЫ С МЕТАНИЕМ И ЛОВЛЕЙ: «ОХОТНИКИ И ЗАЙЦЫ», «МЯЧ ВОДЯЩЕМУ», «МЯЧ В КОРЗИНУ», «ЗА МЯЧОМ»
6.ИГРЫ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ: «ВОЛШЕБНЫЕ ЕЛОЧКИ», «ПЕРЕЛЕТ ПТИЦ», «ОСЕННИЕ ЛИСТОЧКИ», «ЦВЕТНЫЕ АВТОМОБИЛИ», «НАЙДИ СВОЙ ДОМИК»
7.ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ: «ЭХО», «ГОРШКИ», «МЫШЕЛОВКА»
8. ИГРЫ С МЯЧОМ
Слайд 18КАРТОТЕКИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
В группе имеются картотеки пальчиковых игр, подвижных
игр, сюжетно – ролевых игр, развивающие игры с детьми, картотека
физкультминуток, картотека пословиц, картотека речевых игр для режимных моментов
Слайд 19РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Проводятся беседы, даются рекомендации для заучивания с детьми
дома стихов, загадок, пословиц , потешек , считалок , скороговорок
, чистоговорок; консультации и советы какие книги следует читать детям разного дошкольного возраста; организовываются тематические родительские собрания.
Слайд 20ПЕРЕФРАЗИРУЯ ПОСЛОВИЦУ, МОЖНО СКАЗАТЬ:
“ВСТРЕЧАЮТ ПО ОДЕЖКЕ, А ПРОВОЖАЮТ ПО
УМУ, О
КОТОРОМ СУДЯТ ПО РЕЧИ ЧЕЛОВЕКА”.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!