Слайд 1CКАЗКА «Волшебное число»
Эту игру я предлагаю для отработки навыков решения
линейных уравнений. Игра ведется на основе сказки об Иване-царевиче и
Кощее Бессмертном. Класс делю на три команды. Начинаю рассказ: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич. И было у него три сестры: Марья, Ольга, Анна. Отец и мать у них умерли. Отдал Иван-царевич сестер своих замуж за царей медного, серебряного и золотого царства. Целый год жил без сестер, и сделалось ему скучно. Решил он проведать сестриц и отправился в путь. По дороге повстречал Елену Прекрасную. Они полюбили друг друга. Но злой Кощей Бессмертный похитил Елену.
Слайд 2 Иван-царевич взял верных воинов и поехал выручать свою
любимую. Вышли они к реке, а там огромный камень закрыл
дорогу на мост. На камне написаны 3 уравнения (с указанием номера команды):
(y —371) + 546 = 277 (I),
(127 + m) —98 = 32 (II),
(х + 379)-197=183 (III).
Если их правильно решить, то камень повернется и освободит дорогу».
К доске вызываются по одному ученику от каждой команды, которые решают уравнения.
Иван-царевич, капитан одной из команд, решает уравнение вместе с членом своей команды. На следующем этапе пути его сменит капитан другой команды.
Слайд 3 Преодоление первой преграды приносит очки командам. Учитывается скорость
и правильность решения. Учащиеся на местах решают уравнения своей команды
и могут помочь при необходимости своему игроку, только при условии, что представят учителю решения уравнений и двух других команд.
Учитель продолжает: «Долго ехали они по лесу, пока дорога не привела их к избушке Бабы Яги. Она давно враждовала с Кощеем и согласилась помочь Ивану-царевичу, но только в том случае, если его воины решат шесть уравнений, написанных на стенах избушки».
Слайд 4 Первые четыре ученика садятся на место, а семь
других (по два из каждой команды и один из капитанов)
идут к доске.
На доску проецируются уравнения:
65 +2х = 59, 24 - Зх = 21,
75 - 5х - 15 = 30,
у(58-27) = 62. (25 + 8)х = 99. 92 - Зу = 392-311.
Подводятся итоги работы на втором этапе.
«Прощаясь с Иваном-царевичем, Баба Яга рассказала ему о силе корней уравнения. Коль нужно тебе какой запор отпереть или закрыть накрепко, произнеси вслух корни уравнения. Мигом исполнится.
Черный ворон подслушал этот разговор и рассказал обо всем Кощею. Тот подстерег Ивана-царевича и его воинов, схватил их и бросил в глубокое подземелье. Замкнул на шесть замков».
Слайд 5 К доске идут следующие семь учеников. На доску
проецируются новые 6 уравнений. «Узники подземелья» решают их. Заняты работой
и члены команд, готовые прийти на помощь своим «воинам».
35: х – 20 = 15, y : 2 + 35 = 36,
(5-х) - 3 = 4х - 3∙2. (3+х) ∙5 = Зх+57.
а : 12 ∙ 2 = 72, (7 + х) ∙5 = 7∙5 + 3∙5.
Подводятся итоги третьего тура.
Слайд 6 «Иван-царевич произнес «волшебные слова», назвал корни всех уравнений. Двери
подземелья открылись. И стали воины перед воротами Кощеева дворца, на
которых написано уравнение: у + 12705:121 = 105. Устно решил его Иван-царевич. Ворота открылись. Освободили воины Елену Прекрасную и в тот же день сыграли свадьбу. После этого Иван-царевич вместе с Еленой проведали его сестриц, приехали домой и стали жить-поживать и добра наживать».
Подводятся итоги всей игры. Устанавливается команда-победитель. Часть учеников получают оценки в журнал.
Слайд 7Кодированные упражнения
Тема:
«Сложение и вычитание десятичных дробей».
Вычислить значения:
I
II
1) 27,3-(-2,6) = а; 1) -5,6-3,7 = а;
2) - 3,3 -а + (-3,4) = b; 2) 31,2 - а + (-2,5) =b;
3) -13 - b - (-11,2) = с; 3) -12 - ( -6,1) -b =c;
4) (a + b )- c = g. 4) (b + c) - a = g.
Кодированные ответы: 1) - 41,5; 2) - 36,6; 3) - 43,9; 4) 3,4; 5) -9,3; 6) 29,9; 7) 38; 8) 34,8.
Слайд 8 В чем суть игры? Выполнив первое упражнение, ученик
ищет полученное число среди ответов. Если его там нет —
допущена ошибка. Выполнив все упражнения своего варианта, ученик подает учителю работу с кодированным ответом. Например, 6281. Это означает, что а = 29,9; b= - 36,6; с = 34,8; g= -41,5. Таких заданий я готовлю столько, чтобы обеспечить работой каждого ученика и исключить списывание.
Класс делится на 4-5 групп по количеству вариантов. Побеждает та группа, которая раньше всех выполнила задание с наименьшим количеством ошибок. Учитывается также аргументированное обоснование решения упражнений каждым членом группы.