Слайд 1МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Родничок»
Влияние игровой деятельности на познавательную
и поведенческую сферы детей дошкольного возраста
Подготовила
воспитатель Бровко
Л.В.
Слайд 2
Игра, это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу
молодой жизни, без которой эта пора её была бы бесполезна
для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства.
С.Г. Шацкий
Слайд 3 Игра подготовляет подрастающее поколение к продолжению дела старшего поколения, формируя,
развивая в нем способности и качества, необходимые для той деятельности,
которую им в будущем предстоит выполнять.
В игре проявляются и удовлетворяются первые человеческие потребности и интересы ребенка; проявляясь, они в ней вместе с тем и формируются. В игре формируются все стороны психики ребенка.
Слайд 4 Игра является особенно спонтанным качеством ребенка, и вместе с тем
вся она строится на взаимоотношениях ребенка с взрослыми.
Из общения с
взрослыми ребенок черпает и мотивы своих игр. При этом особенно сначала, существенная роль в развитии игр принадлежит подражанию действиям взрослых, окружающих ребенка.
Слайд 5 Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что
через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей,
которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, содержащимся во взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.
Слайд 6 Игра теснейшим образом связана с развитием личности, а именно в
период её особенно интенсивного развития в детстве, оно приобретает
особое значение. Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании свойств и обогащении его внутреннего содержания.
Слайд 7 В игре у ребенка
формируется воображение, которое заключает в себе и отлет от действительности,
и проникновение в неё.
Способности к преобразованию действительности в образе и преобразованию её в действии, её изменению закладываются и подготавливаются в игровом действии, и в игре прокладывается путь от чувства к организованному действию и от действия к чувству. Словом, в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через неё формируются все стороны психической жизни личности в ролях, которые ребенок, играя, принимает на себя, расширяется, обогащается, углубляется сама личность ребенка.
Слайд 8 Игра (как внешняя, так и внутренняя) требует определенных душевных усилий.
Компенсирующие игру занятия увлечения более легки для ощущения.
Значение
игры в социализации личности ребенка определяется тем, что детская игра рассматривается как форма включения ребенка в мир человеческих действий и отношений. Игра, возникающая на такой ступени развития, когда высокоразвитые формы труда делают невозможным непосредственное участие в нем ребенка, тогда как условия воспитания формируют у него стремление к совместной деятельности и жизни с взрослым.
Слайд 9 Принято различать два основных типа игр:
- игры с фиксированными и
открытыми правилами;
- игры со скрытыми правилами.
Примером игр первого типа
является большинство познавательных, дидактических и подвижных игр, а также развивающих (интеллектуальных, музыкальных, игры-забавы, аттракционы).
Ко второму типу относятся игры, в которых на основе жизненных или художественных впечатлений свободно и самостоятельно воспроизводятся социальные отношения или материальные объекты.
Слайд 10Типы игр
Подвижные игры - разнообразные по замыслу, правилам, характеру выполняемых
движений. Они способствуют укреплению здоровья детей
развивают движения. Дети любят подвижные игры, с удовольствием слушают музыку и умеют ритмично двигаться под неё;
Строительные игры – с песком, кубиками, специальными строительным материалами, развивают у детей конструктивные способности, служат своего рода, подготовкой к овладению в дальнейшем трудовыми умениями и навыками;
Дидактические игры – специально разрабатываемые для детей, например, лото для обогащения естественнонаучных знаний, и для развития тех или иных психических качеств и свойств (наблюдательности, памяти, внимания);
Слайд 11 Сюжетно-ролевые игры – игры, в которых дети подражают бытовой, трудовой
и общественной деятельности взрослых, например, игры в школу, дочки-матери,
магазин, железную дорогу. Сюжетные игры, помимо познавательного назначения, развивают детскую инициативу, творчество,
наблюдательность.
Сюжетно-ролевые игры уже давно были выделены психологами и педагогами из других видов игр. Это игры, в которых дети берут на себя какие-либо роли и разыгрывают различные события из жизни людей, изображают их деятельность и взаимоотношения - и тем самым творчески отражают действительность.
Слайд 12 Игры драматизации - подразумевают исполнение какого-либо сюжета, сценарий которого не
является жестким каноном в отличие от спектакля. В этом
виде следует выделить игры – импровизации. Сущность их заключается в том, что действующие лица знают основной сюжетный стержень игры, характер своей роли. Сама же игра развертывается в виде импровизации.
В этих играх, хотя они и занимают ограниченное время, велика роль взрослого. Соответственно, его позицией и определяется педагогический смысл этой игры. Подбор ситуаций и развитие самого сюжета игры – это то основное звено, обеспечивая которое, взрослый обеспечивает и эффективное
воспитательное влияние игры.
Слайд 13Главные принципы в играх с ребенком
Играющий с ним должен играть
с удовольствием. Когда ребенок видит, что взрослый играет с ним
неохотно, он думает, что "игра это не так интересно, раз взрослый это не любит" или еще хуже: "наверно, со мной играть неинтересно". Это совсем не то, что нам хотелось бы.
Играющий не должен быть занудой Играющий с ним должен играть с удовольствием . Если ребенок построит нечто и говорит, что это вертолет, а этот вертолет не очень похож на вертолет в вашем понимании, не поправляйте его, не говорите, что он не похож, что надо добавить еще какую-то деталь. Просто сами постройте вертолет таким, как вы его себе представляете, и восхищенно говорите, что теперь у вас два вертолета. И ребенка не обидите, и дадите ему правильное представление том, как выглядит вертолет.
Если ребенок что-то делает неправильно, никогда не говорите "не так надо, а надо так", а попробуйте направить его действия наиболее ненавязчивым способом. А еще не надо спрашивать без конца у ребенка: а это какого цвета, а сколько здесь карандашей - если он явно не хочет на это отвечать, хотя еще вчера вам все это говорил. В таком случае лучше сделать вид, что вы сами с собой разговариваете: "Наденем мишке желтые штанишки". Только когда он сам захочет отвечать, можете его расспросить обо всем на свете.
Слайд 14 Если ребенок не справляется с заданием, значит,
вы переоцениваете уровень его развития. Сделайте перерыв, а через некоторое
время начните с более легких заданий. Еще лучше, если малыш сам начнет выбирать задания с учетом своих возможностей. Не торопите его когда появляется новая игра, а он хочет в нее поиграть не так, как там написано, позвольте ему поиграть по-своему.
Фантазируйте. Если чувствуете, что ребенок теряет к чему-то интерес, лучше попробовать немного этот интерес оживить, а не перескакивать с одной игры на другую. Например, вы вместе играете в машинки и гаражи, а ребенок потерял интерес. А вы на подмогу: "Едет красная машинка и плачет - где же мой домик, где же мой домик". Уверена, что ребенок тут же живо заинтересуется, поставит в гараж не только машинки, но и расставит все остальные игрушки на места.
Учите ребенка фантазировать. Даже из простых кубиков можно сделать теплоход, вообразить, будто это продукты для похода на Северный полюс или дрова для пикника в лесу.
И рисование тоже повод научить ребенка фантазировать: ребенок малюет желтым цветом. Он сам не знает, что рисует, я же радуюсь: "Ой, какой большой апельсин. Всем твоим друзьям хватит". В следующий раз синие мазки станут дождем или снегопадом и т.д. И ребенку нравится сознавать, что он не просто малюет, а действительно у него что-то реальное получается.
Слайд 15Хвалите ребенка, когда он этого заслужил. Ребенку очень радостно сознавать,
что то, что он делает, нравится взрослому.
Нет игр только для
девочек или только для мальчиков. Всякие игры должны быть у ребенка вне зависимости от пола: и куклы, и машинки, и конструкторы, и т. д.
Дайте ребенку то, что его интересует больше всего. Есть дети, у которых есть "мания". Ну, например, ребенок хочет играть только в машинки или только в куклы. Хорошо, включите фантазию. На машине можно "съездить" в Бразилию. С куклой можно "сходить" в зоопарк. Пусть в играх фигурирует его "мания", пусть он узнает о ней как можно больше.
Игрушки надо аккуратно хранить. Если кубики разбросаны, куклы сломаны, среди игрушек валяются колготки, носки и прочее, то ребенок, заглянув шкаф, точно не захочет играть, а если и вытащит этот хлам - покопается в нем, ничего толкового из него не извлечет и снова запихнет обратно
Ребенка надо научить хранить вещи аккуратно, и хорошее отношение к вещам начинается с хорошего отношения к игрушкам. Лучше потратить время и вместе с ребенком в форме игры навести порядок в группе.
Почаще проводите "ревизию" - нужно убирать сломанные игрушки и убирать игры, из которых ребенок уже "вырос".
Разнообразие игр. Конечно, у ребенка должны быть игры, которые развивают его как можно шире: и музыка, и математика, и язык, и география… Объясняйте ребенку как можно больше понятий. Однако надо учитывать возрастные особенности ребенка. И не навязывайте то, что ему не нравится. Разнообразие игр, умение с ними оперировать - это залог успешного и разностороннего развития ребенка.
Слайд 16 "Игра имеет большое значение в жизни ребенка, практически то же,
какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в
игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре.
А.С.Макаренко