Слайд 1Гегель Георг
Вильгельм Фридрих
Подготовила Миронова Т. В. студентка 37
группы
Слайд 2Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) – немецкий философ, объективный идеалист,
представитель немецкой классической философии – одного из теоретических источников марксизма,
- впервые в истории развития философской мысли на основе идеалистического мировоззрения давший систематическую разработку диалектического способа мышления.
Слайд 3Гегель родился в г. Штутгарте в семье высокопоставленного чиновника. С
1788 по 1793 прослушал двухлетний философский и трёхлетний теологический курсы
в Тюбингенском теологическом институте, получив степень магистра философии и кандидата теологии. Революционные события во Франции были восторженно встречены будущим философом. В это время (1794-96) Гегель выступал как сторонник республики, отрицательно относился к феодально-абсолютистским порядкам Германии и к христианской религии, высоко оценивал античную демократию и проповедовал принцип активного вмешательства в жизнь. Эти идеи нашли отражение в рукописях: «Народная религия и христианство», «Жизнь Иисуса» и «Позитивность христианской религии».
Слайд 4В 1797-1800гг. Гегель был домашним учителем во Франкфурте-на-Майне. Здесь он
написал брошюру «О новейших внутренних отношениях Вюртемберга, в особенности об
устройстве магистрата», ставя вопрос о необходимости конституционных реформ в Вюртемберге. В 1799 закончил трактат «Дух христианства и его судьба». К этому же периоду относятся занятия Гегеля политической экономией: он пишет комментарий к сочинению Стюарта «Исследование принципов политической экономии».
Слайд 5Получив после смерти отца свою долю наследства и имея собственные
сбережения из педагогических заработков, Гегель получает возможность всецело отдаться философской
деятельности. В 1801 Гегель переезжает в Йену, где начинается его академическая деятельность в качестве университетского преподавателя.
Слайд 6Читая в Йенском университете лекции по логике, метафизике, философии природы,
философии духа, естественному праву, истории философии, Гегель постепенно осуществляет разработку
своей оригинальной философской системы. Из набросков этой системы 1801-1802 гг. и 1804-1806 гг. оформляется к концу 1806 г. «Феноменология духа», которая после написания обширного предисловия публикуется в начале 1807 г.
Слайд 7В издаваемом совместно с Шеллингом «Критическом журнале» Гегель напечатал ряд
статей, направленных против философии Канта и Фихте. Самое крупное произведение
йенского периода – «Феноменология духа» (1807). Гегель некоторое время редактировал «Бамбергскую газету», с 1808 по 1816 состоял директором гимназии в Нюрнберге, где написал самую значительную свою работу – «Науку логики» (1812-1816). Таким образом, лучшие произведения философа созданы в тот период, когда он стоял в оппозиции к прусским порядкам.
Слайд 8Общеевропейская реакция, установившаяся после падения Наполеона, отразилась и на эволюции
взглядов Гегеля. Во вступительной лекции (28 октября 1816) в Гейдельбергском
университете Гегель заявил: «…Прусское государство, в особенности, построено на разумных началах». С этого момента начинается деятельность Гегеля в качестве официального философа прусского правительства.
Слайд 9Непродолжительный гейдельбергский период (1816-1818) важен тем, что здесь Гегель завершил
и опубликовал новую, итоговую версию своей философской системы под названием
«Энциклопедия философских наук» (1817). Это произведение, состоящее из трех частей, включает в себя сокращенный и переработанный вариант «Науки логики» (именуемый «малой логикой» в отличие от исходной «большой логики»), «Философию природы» и «Философию духа». После «Критической философии» Канта эта была первая в Германии основательно разработанная философская система, важнейшим объективным достоинством которой была ее насыщенность диалектическими идеями. Гегель по праву был признан крупнейшим немецким философом современности.
Слайд 10 1818 Гегель был приглашён в Берлинский университет, где преподавал до
конца жизни. Консервативные стороны его философии резко выявились именно в
это время, особенно в «Философии права» (1821), затем в лекциях по философии религии, философии истории, которые он стал читать впервые в Берлине (опубликованы после его смерти учениками).
Слайд 11
Несмотря на примирение Гегеля с прусскими порядками, он всё
же до конца жизни положительно оценивал французскую буржуазную революцию, враждовал
с реакционерами Шлейермахером, Галлером и Савиньи. Именно благодаря проискам реакционеров Гегель не был избран в Прусскую академию. 14 ноября 1831 великий мыслитель скончался от холеры и был похоронен рядом с Фихте и Зольгером. Он ушел из жизни в апогее авторитета созданной им философии, на базе которой появилась целая школа – гегельянство.