Слайд 1Конкурс «История политических репрессий и сопротивление несвободе в СССР»
Урок обществознания
в 11 классе МОУ СОШ № 53 города Кирова
«Свобода как
осознанная необходимость: линия жизни генерала Власова»;
Автор: Халезова Ольга Алексеевна учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 53 г.Кирова
Слайд 2Эпиграф урока
« Ни похвалы, ни порицания, ни почести, ни наказания
не будут справедливы, если душа не обладает способностью стремиться и
сопротивляться и если порок непроизволен».
Тит Флавий II- IIIвв.
Слайд 3Понятие «свободы»
Свобода личности в различных её проявлениях выступает сегодня важнейшей
ценностью цивилизованного человека. Значение свободы для самореализации человека было осмыслено
ещё в древние времена. Стремление к свободе, освобождению от пут деспотизма, произвола пронизало всю историю человечества.
Слайд 4Все революции писали слово «свобода» на своих знамёнах. Мало кто
из политических лидеров и революционных вождей не клялся привести руководимые
им массы к подлинной свободе. Но хотя подавляющее большинство заявляло о себе как о безусловных сторонниках и защитниках свободы личности, смысл, вкладываемый в это понятие, был различным.
Слайд 5Категория свободы является одной из центральных и в философских исканиях
человечества. И как политики окрашивают это понятие в разные цвета,
подчиняя нередко своим политическим целям, так и философы подходят к его осмыслению с разных позиций.
Слайд 6Я предлагаю сегодня поговорить о свободе с точки зрения немецкого
философа Гегеля, утверждавшего, что «свобода есть осознанная необходимость».
Так что же стоит за формулой Гегеля, ставшей почти афоризмом?
Слайд 7Человек несёт всю тяжесть мира на своих плечах
Всё в мире
подчинено силам, действующим непреложно, неотвратимо. Эти силы подчиняют себе и
деятельность человека. Если эта необходимость не осмыслена, не осознана человеком, он её раб, если же она познана, то человек обретает способность принимать решение со знанием дела. В этом выражается свобода воли.
Слайд 8По мнению Гегеля свобода, прежде всего, означает возможность выбора между
добром и злом, причём выбора, сделанного самостоятельно, на основе собственного
решения.
Слайд 9Главное не в том, каковы внешние обстоятельства жизни человека. Важнее
другое: как они преломляются в его сознании, как человек проецирует
себя в мир, какие цели перед собой ставит, какой смысл и значение придаёт окружающей действительности. Именно это предопределяет единственный выбор из многообразия возможных вариантов поведения.
Слайд 10Вывод философов
Человеческая деятельность не может получать своей цели извне, ничто
внешнее по отношению к сознанию не может его мотивировать, человек
совершенно свободен в своей внутренней жизни.
Слайд 11Подлинно свободный человек сам выбирает не только поступок, но и
его основания, общие принципы своих действий, которые приобретают характер убеждений.
Слайд 12Такая личность даже в условиях тоталитарного режима в своей стране
не дойдёт до состояния духовного упадка и будет действовать так,
как будто оспариваемые им принципы обязательно восторжествуют в будущем!
Слайд 13Итак, понятие «свобода» трактуется по-разному, а подчас и диаметрально противоположно.
Размышляя над разными подходами, что-то принимая, а что-то безоговорочно отвергая,
согласимся, что подлинно свободной деятельности не может быть в условиях отсутствия выбора.
Слайд 14Свобода – это состояние человека, способного действовать во всех важных
делах на основе выбора. Но следует помнить, что ситуация выбора
складывается не только в пространстве личной жизни каждого человека. Она возникает и на уровне общества в целом. Особенно это проявляется в так называемые переходные эпохи.
Слайд 15По мнению ряда исследователей, такие эпохи потенциально содержат целый спектр
альтернатив дальнейшего развития. То, какое из них будет поддержано, к
примеру руководством страны, может существенно повлиять на жизнь всего населения данного государства. Выбор в этом случае сопряжён с очень высокой ответственностью.
Слайд 16Факторы, влияющие на выбор человека
Внешние ограничители свободы, установленные
обществом:
нормы морали и права
традиции
общественное мнение
модель должного поведения
Внутренние запреты,
которые человек устанавливает для себя сам:
чувство ответственности
сознательная готовность следовать установленным нормам
умение оценивать свои поступки с точки зрения последствий для окружающих
готовность принимать санкции в случае допущенных нарушений
Слайд 17Примеры подобных ситуаций и последствий принятых решений сохранила для нас
история далёкого и недавнего прошлого нашей страны. Я покажу вам
несколько фотографий из семейного альбома и расскажу как в таких ситуациях выбора поступил мой дед Великжанин Иван Никанорович
Слайд 26А сейчас мы обратимся к событиям Великой Отечественной войны и
поговорим о трудной свободе выбора на примере жизни одного человека,
личность которого оценивается неоднозначно.
Слайд 27Свобода как осознанная необходимость:
линия жизни генерала Власова
Слайд 28Цели урока:
Мы постараемся не давать
оценочных суждений, будем слушать и приводить факты, найденные в книгах.
Мы будем ДУМАТЬ, будем составлять своё мнение. Мы постараемся ПОНЯТЬ, почему человек сделал именно ТАКОЙ выбор. Подлинному развитию демократической России мешает прошлое, камнями висящее на шее. Один из таких жерновов прошлого – интерпретация командующего 2-ой ударной армии генерала А.А Власова и его солдат и командиров как предателей. Итак, перейдём к делу.