Слайд 1История химии
Урок химии в 8 классе
Автор: Ким Н.В.
Учитель химии
МОУ «СОШ №6»
Г. Нягань ХМАО-Югра
Слайд 2Автор:
учитель химии I категории
МОУСОШ №6 г. Нягани ХМАО-Югры
Тюменской области
Ким
Наталья Викторовна.
Урок химии в 8 классе.
Тип урока: проверка усвоения изученного
материала (в форме теста с взаимопроверкой на данном уроке).
рассказ по истории науки, заслушивание сообщений учащихся, беседа.
Слайд 3Проверка усвоения материала
1 задание ( выполняем устно).
Обозначьте вещество буквой «В»,
а тело – «Т».
1)Пробирка, 2) тетрадь,
3) бумага,
4) алюминий,
5) автомобиль, 6) снег,
7) кровать, 8) медь,
9) часы, 10) стул.
Слайд 4Проверка усвоения материала (тест)
1 вариант.
1. Вещество: 1) капля воды
2) соль
3) железный гвоздь
4) монета
2 вариант.
1. Тело: 1) медный купорос 2) алюминий
3) стеклянная пробирка 4) мел
Слайд 5Проверка усвоения материала (тест)
1 вариант.
2. Прилагательное относится к телам:
1) мягкий
2) растворимый
3) жидкий 4) круглый
2 вариант.
2. Прилагательное относится к веществам:
1) твёрдый 2) длинный
3) квадратный 4) увесистый
Слайд 6Проверка усвоения материала (тест)
1 вариант.
3. Говорится о водороде как
об элементе:
1) горит
2) самый лёгкий газ
3) входит в состав воды
4) мало растворим в воде
2 вариант.
3. Говорится о кислороде как о веществе:
1) поддерживает горение
2) входит в состав углекислого газа
3) расположен в таблице элементов рядом с азотом
4) атом кислорода
Слайд 7Проверка усвоения материала (тест)
1 вариант.
4. Химическое явление:
1) плавление льда 2) испарение воды
3) растворение сахара в воде
4) горение лучины
2 вариант.
4. Физическое явление:
1) ржавление железа
2) почернение меди при нагревании
3) плавление металла
4) скисание молока
Слайд 8Проверка усвоения материала (тест)
1 вариант.
5. Признак химического явления:
1) увеличение объёма жидкости
2) испарение воды
3) потрескивание дров в огне
4) обгорание бумаги
2 вариант.
5. Признак физического явления:
1) уменьшение объёма газа после реакции
2) закипание воды 3) свечение солнца
4) обугливание древесины
Слайд 9Ответы теста
1 вариант
3 2) 4
3) 3
4) 4 5) 4
2 вариант
1) 4 2) 1 3) 1 4) 3 5) 2
Слайд 10египет и месопотамия
Египет и Месопотамия стали центрами производства красителей; там
же получали в чистом виде золото, серебро и другие металлы.
Примерно с 1500 до 350 до н.э. для производства красителей использовали перегонку, а металлы выплавляли из руд, смешивая их с древесным углем и продувая через горящую смесь воздух. Самим процедурам превращения природных материалов придавали мистический смысл.
Средневековая гравюра
«Царство алхимии».
Слайд 12достижения алхимии
Алхимический период -
это время
поисков философского камня,
считавшегося
необходимым для осуществления трансмутации металлов.
В этом периоде происходит зарождение экспериментальной химии и накопление запаса знаний о веществе; алхимическая теория, основанная на античных философских представлениях об элементах, тесно связана с астрологией и мистикой. Наряду с химико-техническим "златоделием" алхимический период примечателен также и созданием уникальной системы мистической философии.
Слайд 16Крупными достижениями китайской ремесленной техники древности являются изобретение бумаги, пороха
и фарфора. В 12 г. до н. э. в китайских
летописях уже упоминается о бумаге, получавшейся в виде листов из шелковой ваты - отходов шелкового производства.
В 105 г. чиновник Цай Лунь, ведавший снабжением императорского двора промышленными изделиями, изобрел способ изготовления бумаги из различных бросовых материалов: древесной коры, тряпок, старых рыболовных сетей и т. д. Этот способ был далее усовершенствован и получил распространение в других странах. В 751 г. китайский способ производства бумаги был осуществлен в промышленном масштабе в Самарканде..
Слайд 17В 682 г. китайский ремесленник описал один из первых образцов
пороха - хорошо горящую смесь из серы, селитры и древесной
пыли. В 808 г. китайский алхимик Цинь Сюй-цзы сообщил о порохе из селитры, серы и угля.
Около VIII в. порох стал применяться в Китае и для военных целей. Однако огнестрельное оружие в примитивных формах (бамбуковая труба, заряжавшаяся порохом и пулей) стало применяться лишь в XII столетии.
Несмотря на то что китайцы хранили секрет пороха в большой тайне, сведения о нем проникли в Западную Европу в XIII в., и в следующем столетии появилось огнестрельное оружие.
Слайд 18период ятрохимии
Совершенно иных взглядов на цели алхимии придерживался Парацельс.
Под
таким выбранным им самим именем вошел в историю швейцарский врач
Филипп фон Гогенгейм. Парацельс, как и Авиценна, считал, что основная задача алхимии - не поиски способов получения золота, а изготовление лекарственных средств.
Парацельс
Авиценна
Слайд 19учение Парацельса
Он заимствовал из алхимической традиции учение о том, что
существуют три основные части материи - ртуть, сера, соль, которым
соответствуют свойства летучести, горючести и твердости.
Основными представителями ятрохимического направления были Ян Гельмонт, по профессии врач; Франциск Сильвий, пользовавшийся как медик большой славой и устранивший из ятрохимического учения «духовные» начала; Андреас Либавий, врач из Ротенбурга
Ян Гельмонт
Слайд 20период атомистики
ХVII в
Бойль много занимался изучением химических процессов -- например,
протекающих при обжиге металлов, сухой перегонке древесины, превращениях солей, кислот
и щелочей. В 1654 году он ввел в науку понятие анализа состава тел.
Бойль
Слайд 21период атомно-молекулярного учения
Д. И. Менделеев
Слайд 22Периодическая таблица химических элементов
Слайд 23период Биохимии и органической химии
Эмиль Герман Фишер
Слайд 24Биохимия и органическая химия
Фишер первым определил конфигурацию всех природных моносахаридов;
к 1890 он осуществил полный синтез фруктозы и глюкозы. В
результате проведенных Фишером исследований к концу 19 в. эта область химии превратилась в систематизированную науку. Он предложил удобную номенклатуру сахаров, а также простые формулы (пространственные формулы Фишера) и их классификацию. Разработал методы синтеза важнейших производных сахаров – глюкозидов, к числу которых, кстати, относятся нуклеотиды и многие природные физиологически активные вещества.
Слайд 25домашнее задание
§ 3, упражнения
№ 4, 5, 6
Слайд 26Использованы источники
Материал с сайтов: www.vokrugsveta.ru/telegraph/history/16;
him.1september.ru/articlef.php;
www.twirpx.com/file/47628;
ru.wikipedia.org/wiki;
Фотографии учёных с сайтов:
www.krugosvet.ru;
www.ximicat.com/index.php;
alhimikov.net/histori/Page-1.html.
Задания теста из сборников заданий ЕГЭ.
Учебник «Химия – 8» О.С.Габриеляна.