Слайд 1МКОУ Митрофановская СОШ
Кантемировского муниципального района
Воронежской области
Презентация урока по
теме: «Минеральные удобрения»
9 класс
(2 часа)
Подготовила:
учитель химии
Зябкина О.А.
Слайд 2Тема урока: «Минеральные удобрения»
Цели урока:
Познакомиться с основными видами удобрений, их
многообразием
Определить состав минеральных удобрений, способы их получения и распознавания
Рассмотреть физические
и химические свойства удобрений
Выявить роль удобрений в жизни растений
Слайд 3Схема: «Химический состав растений»
Слайд 4Из каких химических элементов состоят данные вещества?
(НАЙДИТЕ СООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУ
ЭЛЕМЕНТАМИ ПРАВОГО И ЛЕВОГО СТОЛБИКОВ)
Белки
Жиры
Нуклеиновые кислоты
Углеводы
Вода
Минеральные соли
С О Н
С О
Н N P
C O H N P S
P N K Ca Mg Fe Mn Cu Zn
O H
Слайд 5ТАБЛИЦА: «ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ РАСТЕНИЙ»
Слайд 6Классифицируйте элементы, входящие в состав растений, на две группы.
Составьте
соответствующую схему
Fe
O
Mn
N
Cr
S
C
K
Cu
Ca
Mg
Zn
P
H
Слайд 7Проверьте себя:
ХИМЭЛЕМЕНТЫ
РАСТЕНИЙ
МАКРОЭЛЕМЕНТЫ
МИКРОЭЛЕМЕНТЫ
C
O
H
N
P
S
K
Ca
Mg
Fe
Mn
Cu
Zn
Cr
Слайд 8Ответим на вопросы:
Откуда растения получают необходимые им элементы?
Откуда в растение
поступает углерод?
Откуда растение может брать кислород и водород?
Что является источником
азота для растений?
Слайд 9Ионный состав почвенных растворов
П.С.Коссович
«… в воздухе много свободного азота, но
растения не способны его усваивать. Только бобовые растения, имеющие азотофиксирующие
клубеньки, способны усваивать азот воздуха. Все другие берут его из почвы. Пригодные для питания вещества в почве содержатся в виде растворов.»
Запишите формулы ионов
НИТРАТ – ИОНЫ
ИОНЫ АММОНИЯ
ФОСФАТ – ИОНЫ
ГИДРОФОСФАТ – ИОНЫ
ДИГИДРОФОСДАТ – ИОНЫ
СУЛЬФИД – ИОНЫ
КАТИОНЫ КАЛИЯ, КАЛЬЦИЯ, МАГНИЯ …
Слайд 10
Поясните сущность высказывания:
Ю. Либих
(немецкий химик 19 века)
«Продавая
урожай со своего поля, крестьянин продает само поле…»
Какие вещества можно
назвать удобрениями?
Слайд 11План урока
КЛАССИФИКАЦИЯ УДОБРЕНИЙ
НАЗВАНИЯ, СОСТАВ УДОБРЕНИЙ
ПИТАТЕЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ УДОБРЕНИЙ
НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ ФИЗИЧЕСКИЕ И
ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА УДОБРЕНИЙ
ОТДЕЛЬНЫЕ УДОБРЕНИЯ, ИХ РАСПОЗНАВАНИЕ
Слайд 12Классификация удобрений
По питательному элементу
Фосфорные
Калийные
Азотные
По числу питательных элементов
Простые
Комплексные
Сложные
Смешанные
Слайд 131. Назовите простые удобрения, укажите их химический состав.
2. Назовите комплексные
удобрения.
3. Поясните свой выбор.
ИЗУЧИТЕ ТАБЛИЦУ И ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ:
Слайд 141. Назовите простые удобрения, укажите их химический состав.
2. Назовите комплексные
удобрения.
3. Поясните свой выбор.
ИЗУЧИТЕ ТАБЛИЦУ И ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ:
Слайд 151. Почему данные удобрения относятся к комплексным.
2. Назовите комплексные удобрения,
содержащие наибольшее число питательных веществ.
ИЗУЧИТЕ ТАБЛИЦУ И ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ:
Слайд 16Выполните задание:
Разделите данные удобрения на три группы:
- простые
- комплексные сложные
- комплексные смешанные
Поясните свой выбор
KNO3
K3PO4
NH4H2PO4
+ (NH4)2HPO4
(NH4)2HPO4 + NH4H2PO4 + КCl
NH4H2PO4 + CaHPO4 + (NH4)NO3
NH4H2PO4 + CaHPO4 + (NH4)NO3 + КCl
Ca(H2PO4)2
Ca(H2PO4)2 + 2CaSO4
CaHPO4 . 2Н2О
КCl
K2SO4CO(NH2)2
NH3
NH3 + H2O
Слайд 17Составьте схему:
Минеральные удобрения
Слайд 18Питательная ценность минерального удобрения
Удобрения с высоким содержанием питательного элемента (с
высокой массовой долей его) называются
концентрированными
Питательная ценность минерального удобрения определяется
массовой долей питательного элемента в нем.
Среди данных удобрений выберите концентрированные:
КCl
K2SO4
K2CO3
NaNO3
Ca(NO3)2
NH4NO3
(NH4)NO3
CO(NH2)2
NH3
NH3 + H2О
Почему предпочтительнее использовать концентрированные удобрения?
Слайд 19Опыт: «Растворимость минеральных удобрений в воде»
1 вариант:
КCl
K2CO3
Ca3(PO4)2
Ca(H2PO4)2 + 2CaSO4
NH4NO3
2 вариант:
K2SO4
Ca(H2PO4)2
NaNO3
Ca(NO3)2
Ca3(PO4)2
Задание:
Проверьте практически растворимость в воде выданных вам образцов
минеральных удобрений:
Сделайте выводы.
Результаты оформите в виде таблицы.
Слайд 20План характеристики удобрения
Простое или комплексное удобрение
Концентрированное или неконцентрированное удобрение
Внешний вид
(агрегатное состояние, цвет, гранулированное или порошкообразное)
Растворимое или нерастворимое
Гигроскопичное или негигроскопичное
Гидролизуется
или не гидролизуется
Способ получения
Дайте характеристику удобрения по плану
1 вариант
Аммиачная селитра
2 вариант
Аммиачная вода
Слайд 21Распознавание азотных удобрений
Выполните задание:
1 вариант:
- докажите практически качественный
состав аммиачной селитры
2 вариант:
- докажите качественный состав сульфата
аммония
3 вариант:
- Распознайте опытным путем, в каком из пакетов находится аммиачная селитра и сульфат аммония
Ответьте на вопросы:
Что значит распознать удобрение?
Как доказать наличие в составе удобрений иона аммония ?
Какова качественная реакция на нитрат – ионы?
Какова качественная реакция на сульфат – ионы?
Запишите соответствующие реакции
Слайд 22Распознавание фосфорных удобрений
Выполните задания:
Задание 1:
Рассмотрите в коллекции двойной
суперфосфат, простой суперфосфат, фосфоритную муку
Задание 2:
Дайте характеристику
двойного суперфосфата по плану
Как доказать практически что в выданном вам пакете содержится сложное калийно – фосфорное удобрение?
Запишите соответствующие уравнения реакций
Слайд 23Распознавание калийных удобрений
В 20 – е годы 20 века русский
ученый Н.С. Курнаков обнаружил калийные соли в Соликамском месторождении сильвинита.
С этого времени Россия стала полностью обеспечивать свои потребности в калийных удобрениях…
Выполните задание:
Распознайте практическим путем калийную соль.
Запишите уравнения соответствующих реакций
Слайд 24Химический диктант
1 вариант
Закончите фразу:
«Химические элементы, необходимые растениям в
больших количествах, называют…»
2 вариант
Закончите фразу:
«Химические элементы, необходимые растениям
в небольших количествах, называют…»
Слайд 25Химический диктант
1 вариант
Запишите знаки микроэлементов.
Закончите фразу: «Вещества, содержащие три
важнейших питательных элемента N,P,K и способные в почвенном растворе диссоциировать
на ионы, - это…»
2 вариант
Запишите знаки макроэлементов
Закончите фразу: «Вещества, содержащие три важнейших питательных элемента N,P,K и способные в почвенном растворе диссоциировать на ионы, - это…»
Слайд 26Химический диктант
1 вариант
Напишите, на какие группы классифицируют удобрения по питательному
элементу?
2 вариант
Напишите, на какие группы классифицируют удобрения по числу питательных
элементов?
Слайд 27Химический диктант
1 вариант
Закончите предложение: «Удобрения с высоким содержанием питательного элемента
называют…»
2 вариант
Закончите предложение: «Удобрения с невысоким содержанием питательного элемента называют…»
Слайд 28Химический диктант
1 вариант
Закончите предложение: «Удобрения с высоким содержанием питательного элемента
называют…»
2 вариант
Закончите предложение: «Удобрения с невысоким содержанием питательного элемента называют…»
Слайд 29Химический диктант
1 вариант
Закончите предложение: «Минеральные удобрения, содержащие один питательный элемент,
называют…»
2 вариант
Закончите предложение: «Минеральные удобрения, содержащие два и более питательных
элемента, называют…»
Слайд 30Химический диктант
1 вариант
Запишите химический состав удобрений : мочевины, преципитата, простого
суперфосфата, кальциевой селитры, нитрофоса.
2 вариант
Запишите химический состав удобрений : аммиачной
селитры, фосфоритной муки, карбамида, двойного суперфосфата, аммофоски.