Слайд 1Глобальное
потепление…
Быть или не быть?
Урок-конференция
Слайд 3План конференции
Экспертиза компетентности делегатов.
Обсуждаемые проблемы:
«История учения о глобальном потеплении» Организация
Историко-гуманитарное наследие
«Оледенение или потепление ожидает нашу планету?» Институт прикладной химии
«Добыча
и переработка природного газа и нефти – одна из угроз глобального потепления» Газодобывающая компания Ространснефть
«Автомобильное топливо как угроза глобального потепления» Союз автомобилистов
«Культура поведения в природе – залог чистоты окружающей среды» Туристическая организация «Чистый лес»
«Последствия парникового эффекта для планеты» Экологическая организация «Вместе в будущее»
Подведение итогов конференции. Принятие резолюции
Слайд 4
© flickr.com/Cherrylynx
Саммит
Слайд 5Рейтинг участника конференции
Слайд 6«Для пользы общества коль радостно трудиться»
Кому принадлежит высказывание узнаем, ответив
на вопросы
Слайд 81. Тип химической реакции?
СН4 С + 2Н2
Слайд 92. Тип химической реакции?
3. Название радикала у продукта реакции.
СН3 –
СН2 – СН2 – СН2 – СН3
СН3 – СН
– СН2 –СН3
СН3
Слайд 104. Тип химической реакции?
CH4 + 2O2 CO2
+ 2H2O
Слайд 115.Название процесса?
С16Н34 С8Н18 + С8Н16
Слайд 12
6. Название углеводорода, одного из продуктов реакции, на основании детонационного
числа которого различают марки бензина.
С 16Н34 С8Н18 + С8Н16
Слайд 137.Тип реакции по числу реагентов и продуктов?
8. Тип реакции в
органической химии?
С2Н4 + Н2 С2Н6
Слайд 149. Тип реакции в органической химии?
СН3 – СН3
СН2 = СН2 + Н2
Слайд 16«Для пользы общества коль радостно трудиться»
М.В.Ломоносов
Слайд 17История учения о глобальном потеплении
Историко-гуманитарное наследие
Слайд 18Формулировка закона сохранения массы веществ М.В. Ломоносова
(1711 - 1765)
Слайд 19Прав ли был
М.В. Ломоносов?
Е = mU2
2
«Химия и физика так соединились, что одна без другой
в совершенстве жить не могут» М.В.Ломоносов
Слайд 20Жозеф Фурье 1689г.
Французский физик, предположил, что атмосфера Земли
выполняет функцию стекла в теплице: воздух пропускает солнечное тепло, не
давая ему при этом испариться обратно в космос.
.
Слайд 21С.Аррениус1886г.
Рассчитал, что увеличение содержания углекислого газа в атмосфере повысит температуру
воздуха вблизи поверхности Земли на 8-9 градусов, что приведет к
естественному таянию льдов. Произойдет катастрофа.
Слайд 22Академик А.Л.Яншин
20млн. лет назад средняя температура воздуха была выше современной
на 5-6о . В районе современного Якутска росли леса грецкого
ореха. Из года в год повышается запыленность атмосферы, что снижает солнечную активность и может привести к очередному оледенению.
1992г
Слайд 23Кто же прав?
Оледенение или потепление ожидает нашу планету?
Институт прикладной химии
Слайд 24Какие же реакции могут влиять на глобальное потепление или оледенение?
Слайд 25Эксперимент.
Проведение термохимических реакций
Инструкция:
Поместите в колбу с водой и термометром
2 таблетки гидроперита. Добавьте катализатор оксид марганца (IV). Закройте крышечкой
колбу. Как изменилась to ?
Какой газ выделяется? Вспомните как доказать его наличие. Проведите опыт, предварительно убрав термометр из колбы.
Какие термохимические реакции происходят в данном эксперименте?
Н2О2 Н2О + О2 - Q
(C6H10 О5) n + 6O2= 6CO2 + 5H2O+100 кДж
Слайд 26
Экзо- и эндотермические реакции
2H2O = 2H2 + O2 – Q
(р. разложения)
CH4 + 2O2 = CO2 +
2H2O + Q (обычно реакции горения, соединения, замещения и др. протекающие самопризвольно)
Физхимия для более научного описания возможности протекания реакций использует понятия «энтальпия и энтропия».
Слайд 271. СН4 С + 2Н2
2. СН3 – СН2 –
СН2 – СН2 – СН3
СН3 – СН – СН2
–СН3
3. CH4 + 2O2 CO2 + 2H2O
4. С16Н34 С8Н18 + С8Н16
СН3
Классифицируйте реакции по термохимическому эффекту, укажите знаком + Q или – Q
5. С2Н4 + Н2 С2Н6
6. СН3 – СН3 СН2 = СН2 + Н2
Слайд 281. СН4 С + 2Н2
2. СН3 –
СН2 – СН2 – СН2 – СН3
СН3 – СН
– СН2 –СН3 Q
3. CH4 + 2O2 CO2 + 2H2O
4. С16Н34 С8Н18 + С8Н16
СН3
5. С2Н4 + Н2 С2Н6
6. СН3 – СН3 СН2 = СН2 + Н2
Q
Q
Q
Q
Q
Слайд 29Добыча и переработка природного газа и нефти – одна из
угроз глобального потепления
Газодобывающая
компания
Ространснефть
Слайд 30
Тепловой эффект химической реакции –
CH4 + 2O2
= CO2 + 2H2O+880 кДж
количество теплоты, которое выделяется или
поглощается в результате реакции в соответствии со стехиометрическими коэффициентами
Равновесие между экзо- и эндотермическими реакциями в природе и обуславливает потепление или похолодание
Слайд 31Задача. Сколько теплоты выделится при сгорании 1 кг метана, если
термохимическое уравнение реакции:
CH4 + 2O2 = CO2
+ 2H2O + 880 кДж
Слайд 32Задача. Сколько теплоты выделится при сгорании 1 кг метана, если
термохимическое уравнение реакции:
CH4 + 2O2 = CO2
+ 2H2O+880 кДж
Дано: Решение:
1000 г Q-?
m(CH4)=1 кг=1000 г CH4 + 2O2 = CO2 + 2H2O+ 880 кДж
Qx.p= 880 кДж\моль n 1 моль
Найти: М 16г\моль
m 16 г
Q-? 1) 1000:16=Q:880
Q = 880000:16=55000 кДж
Ответ: 550000 кДж – этого количества теплоты достаточно,
чтобы нагреть до кипения 20 л воды за 10 минут.
Слайд 33Ежегодно только в России добывается и сжигаются
548 млрд.м3 природного
газа. Это реальная угроза нашей планете.
Слайд 34Автомобильное топливо как угроза глобального потепления
Союз автомобилистов
Слайд 35
Сколько теплоты выделится при пробеге автомобиля 400 км с
расходом 95 бензина 10л/100км, плотность октана 700 г/л, если модель
термохимического уравнения реакции:
2C8H18+ 25 O2= 16CO2 + 18H2O+1000 кДж
Задача
Q-?
2C8H18 + 25O2 = 16CO2 + 18H2O + 1000 кДж
n 2 моль
М 115 г/моль
m 230 г
1) Найдем массу 40л октана: m = р*V; m C8H18 = 40л*700 = 28000г
28000:230 = Q: 1000
Ответ: Q=121739,1кДж
Задача. Сколько теплоты выделится при пробеге автомобиля 400 км с расходом 95 бензина 10л/100км, плотность октана 700 г/л, если модель термохимического уравнения реакции:
2C8H18+ 25 O2= 16CO2 + 18H2O+1000 кДж
Слайд 37 В год в среднем автомобиль проезжает 4 тысячи км. Если
умножить полученную величину 121739,1 кДЖ на 4000 и на 2
млрд. владельцев автомобилей получится внушительная цифра, характеризующая наносимый урон окружающей среде.
Выхлопы автомобилей
Слайд 38Последствия парникового эффекта для планеты
Экологическая организация
«Вместе в будущее»
Слайд 39Что такое парниковый эффект?
Это предполагаемое потепление климата, повышение
среднегодовой температуры на Земле, в результате накопления в атмосфере "парниковых
газов", пропускающих кратковременные солнечные лучи и препятствующие тепловому, длинноволновому излучению с поверхности Земли.
Слайд 41Парниковые газы
Водяной пар
Углекислый газ
Метан
Озон
Фторохлорные углеводороды
Оксид азота
Слайд 42Откуда берутся парниковые газы?
Количество СО2 в атмосфере неуклонно растет вот
уже более века из-за того, что в качестве источника энергии
стали широко применяться различные виды ископаемого топлива (уголь и нефть).
Слайд 43За последние сто лет среднегодовая глобальная температура поднялась на 0,3
- 0,6 градусов Цельсия
Слайд 44Количество углекислого газа, выбрасываемое в атмосферу во всем мире
Слайд 45Отрицательные последствия парникового эффекта для планеты
В засушливых районах дожди станут
еще более редкими и они превратятся в пустыни.
Растает верхний
слой вечной мерзлоты (60% территории России).
Уровень Мирового океана поднимется к 2030 г. на 20 см, что приведет к затоплению побережий
Слайд 46
Многие растения могут погибнуть от недостатка влаги.
Многие животные не
смогут адаптироваться к климатическим изменениям и погибнут.
Слайд 47Урожай основных культур может быть снижен вследствие болезней, вызванных вредными
насекомыми, поскольку повышение температуры ускорит их размножение.
Почвы в некоторых
областях окажутся малопригодными для выращивания основных культур.
Слайд 48Положительные последствия парникового эффекта (для России)
улучшение структуры и расширение зоны
растениеводства, а также повышение эффективности животноводства
сокращение расходов энергии в отопительный
период;
улучшение ледовой обстановки и, соответственно, условий транспортировки грузов в арктических морях,
облегчение доступа к арктическим шельфам и их освоени
увеличение концетрации диоксида углерода может ускорить фотосинтез, в результате повышение продуктивности лесов
Слайд 49Ответы теста:
Решаем тестовые задания
Слайд 51Решение проблемы парникового эффекта
(на правах резолюции)
Восстановление почвенного и
растительного покрова с максимальными запасами органического вещества.
Замена ископаемого топлива
другими источниками энергии - экологически безвредными, не требующими расхода кислорода.
Использование водной и ветровой энергии.
Борьба с сокращением растительного покрова Земли (т.к. многие растения очищают воздух от парниковых газов).
Слайд 52Основными задачами политики Российской Федерации в области климата являются:
– укрепление
и развитие информационной и научной основы политики Р Ф в
области климата, включая всемерное усиление научно-технического и технологического потенциала, обеспечивающего максимальную полноту и достоверность информации о состоянии климатической системы, воздействиях на климат, его происходящих и будущих изменениях и их последствиях;
– разработка и реализация оперативных и долгосрочных мер по адаптации к изменениям климата;
– разработка и реализация оперативных и долгосрочных мер по смягчению антропогенного воздействия на климат;
17 декабря 2009 года Дмитрий Медведев подписал Климатическую доктрину РФ.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Слайд 53«За то терплю, что стараюсь защитить труды Петра Великого, чтобы
выучились россияне, чтобы показали своё достоинство»
М. В. Ломоносов
Слайд 54 Домашнее задание:
1. Проконсультируйтесь с учителем физики
и решите задачу:
Задача. Хватит ли 1 кг сухих дров, чтобы
нагреть на костре 1 литр воды для приготовления чая в походе, если удельная теплоемкость воды 4200Дж/кго
2. Решите из сборника типовых вариантов заданий ЕГЭ 2001 (ФИПИ) 10 вариантов задания А30
Можете отправить ваше решение по электронному адресу. BukhanovaBukhanova.Bukhanova.evgeniyaBukhanova.evgeniya@Bukhanova.evgeniya@gmailBukhanova.evgeniya@gmail.Bukhanova.evgeniya@gmail.com
Желаю успехов!
Слайд 55Культура поведения
в природе – залог чистоты окружающей среды
Туристическая организация
«Чистый лес»
Слайд 56Ежегодно от пожаров гибнут миллионы гектаров лесов, теряется огромное количество
тепла и загрязняется атмосфера.
Соблюдайте правила поведения в природе!
Слайд 57Использованные материалы:
http://refstar.ru/data/r/id.23075_1.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/
http://www.chemistry.narod.ru/razdeli/eco/8.htm