Слайд 1«У него много лиц. Это продукт питания, жидкость и топливо,
а также дезинфицирующее и болеутоляющее средство, средство возбуждения и успокоения
и, наконец, средство улучшения самочувствия, которое, однако, может одурманивать и вызывать зависимость»
Марк Келлер
О каком веществе говорится?
Слайд 3
Задание 1 группе
Решите задачу. Массовая доля С
,Н, О в спирте равна соответственно 52,18%, 13,04%, 34,78%. Выведите
формулу спирта и вычислите его относительную молекулярную массу
Задание 2 группе Осуществить превращения. Указать условия проведения реакций
C2 H6? C2H4?C2H5Cl?C2H5OH?C2H4?CO2
Задание 3 группе. Определить классы веществ: СnH2n+2; CnH2n; CnH2n-2;
CnH2n+2O.
Слайд 4 изучить номенклатуру, классификацию, физические свойства одноатомных и
многоатомных спиртов, рассмотреть действие этанола на организм человека
Цель урока:
Слайд 5Спирты́ (устаревшее алкого́ли) — органические соединения, содержащие одну или несколько
гидроксильных групп (гидроксил, OH),непосредственно связанных с атомом углерода в углеводородном
радикале.
Общая молекулярная формула
CnH2n+2O
Слайд 6Номенклатура одноатомных спиртов
Слайд 7Классификация спиртов
По числу гидроксильных групп
Одноатомные
(СН3-CH2-ОН)
Двухатомные
НО-СН2-СН2-ОН
Трехатомные
СН2-СН-СН2
|
| |
ОН ОН ОН
По
характеру углеводородного радикала
Предельные
СН3-СН2-ОН
Непредельные
СН2=СН-ОН
Ароматические
-СН2-ОН
Слайд 8Изомерия спиртов
1. Изомерия углеродного скелета
2. Изомерия положения функциональной OH- группы
3. Межклассовая (спирты и простые эфиры).
1 вариант:С5 Н12О
2 вариант:С4 Н10О
Составить
изомеры
Слайд 9Задание
Составьте структурные формулы органических веществ:
а)2-этилбутанол-2;
б)3-метилпентанол-1;
в) метанол,
г) 2,2-диметилпропанол-1;
д)пентанол-2
Назовите среди них изомеры
Слайд 101) Спирты от С1 до С11 – жидкости, от С12
- твердые
2) Низшие спирты имеют алкогольный запах и жгучий вкус,
твердые запаха не имеют
3) Низшие спирты (до пропилового ) смешиваются с водой в любых отношениях. Высшие спирты практически нерастворимы в воде
4) Глицерин и этиленгликоль- вязкие жидкости, растворимые в воде. Этиленгликоль ядовит
Физические свойства спиртов
Слайд 11
Механизм образования водородной связи
Слайд 12
Лабораторный опыт 1
Растворимость этанола, изоамилового спирта и
глицерина в воде
Цель:
определить содержимое пробирок, используя имеющиеся реактивы
Инструктивная карта
В каждую пробирку
добавьте подкрашенную дистиллированную воду. Что вы наблюдаете? Сделайте вывод о растворимости спиртов в воде письменно
Слайд 14Что происходит в организме, если спирт попадает внутрь?
Обжигая слизистую оболочку полости рта, глотки и пищевода, спирт поступает
в желудочно-кишечный тракт. Быстро и полностью всасывается в желудке. Через 10-15 мин алкоголь из желудка попадает в кровеносную систему и начинает циркулировать по всему организму.
Ученые установили, что спирт, нарушая функции клеток, приводит к их гибели. При употреблении 100 г пива погибает около 3000 клеток мозга, 100 г водки - 7500
Слайд 15Что происходит с кровью человека при употреблении спиртного?
Соприкосновение эритроцитов с молекулами спирта приводит к свертыванию кровяных клеток.
При употреблении алкоголя в организме человека происходят большие нарушения в обменных процессах: меняется окислительно-восстановительный потенциал клеток, происходит усиленное накопление молочной кислоты, ускоряется превращение глюкозы в жир. В крови алкоголь вызывает расширение периферических сосудов
Слайд 16
Этиловый спирт окисляется до конечных продуктов распада только в том
случае, если суточное потребление этанола составляет 20 г; при увеличении
дозы в организме накапливаются промежуточные продукты распада, а именно уксусный альдегид и уксусная кислота
С2Н5ОН ? СН3-СОН ? СН3СООН ? СО2+Н2О
этанол этаналь уксусная кислота конечные
продукты
распада
Окисление этанола
Слайд 17
Лабораторный опыт 2
Влияние этанола на молекулы белков
Цель:
убедиться в том, что
спирт денатурирует белки необратимо, изменяя их структуру и свойства, следовательно,
отрицательно воздействует на организм человека
Инструктивная карта
В пробирках выдан раствор белка куриного яйца. Прилейте в пробирки азотную кислоту (конц.) и этанол. Отметьте изменения в пробирках.
Сделайте вывод о действии этанола на белок
Слайд 19 Знаете ли вы, что…
в пиве содержатся психоактивные вещества,
подобные тем, что содержатся в конопле;
по содержанию алкоголя 1 рюмка
водки (50 мл) = 1 банке пива = 1 банке коктейля;
способность к ориентации в пространстве снижается на 10-12%;
алкоголизм приводит к раннему старению;
зачатие в состоянии опьянения хотя бы одного из будущих родителей может привести к роковому исходу
Слайд 22Рефлексия
1. Информация, полученная на уроке, заставляет задуматься?
2. Стоит ли об
этом рассказать друзьям? родителям?
3. Помогут ли знания, полученные на уроке,
сохранить здоровье?
Слайд 23 Домашнее задание
Стр.,
решить задачу
В
магазине продается пиво в посуде ёмкостью 1.5 л с концентрацией спирта 3,4,6,9 %. Определите какое количество уксусного альдегида образуется в организме человека при употреблении пива