Разделы презентаций


Мёртвые души - образ помещиков

Содержание

ЦельСравнить образы помещиков и крестьян в поэме Н.В.Гоголя.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1"Мертвые" и "живые" души
в поэме Н.В.Гоголя
"Мёртвые души"


Слайд 2Цель
Сравнить образы помещиков и крестьян
в поэме Н.В.Гоголя.

ЦельСравнить образы помещиков и крестьян в поэме Н.В.Гоголя.

Слайд 3Задачи
Найти отличительные черты каждого из помещиков, описанных в главах 2-6.
Дать

общую характеристику героям-крестьянам.
Сделать вывод: кто из героев относится к миру

«мертвых», кто- к миру «живых».

ЗадачиНайти отличительные черты каждого из помещиков, описанных в главах 2-6.Дать общую характеристику героям-крестьянам.Сделать вывод: кто из героев

Слайд 4Гипотеза
«Мертвые» души не умершие крестьяне, а сами помещики.

Гипотеза«Мертвые» души не умершие крестьяне, а сами помещики.

Слайд 5ПОМЕЩИКИ:
Манилов
Коробочка
Ноздрёв
Собакевич
Плюшкин

ПОМЕЩИКИ: МаниловКоробочкаНоздрёвСобакевичПлюшкин

Слайд 6Манилов

Портрет

«Был человек видный: черты лица его были не лишены приятности,

но в эту приятность, казалось чересчур было передано сахару; в

приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами»
МаниловПортрет«Был человек видный: черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось чересчур было

Слайд 7Характеристика

Восторженная наивность и мечтательность, беспечность «бескорыстно­го философа», изысканность, глупость, несамостоятельность

и бояз­ливость. Фамилию своему герою Гоголь дает «говорящую» - от

слов «манить, заманивать, обманывать». Две черты в характере Манилова особенно выделяет автор - это никчемность и слащавую, бессмыслен­ную мечтательность. У Манилова нет никаких живых интересов. Хозяйством он не занимается, он даже не может сказать, умирали ли у него крестьяне со времени последней ревизии.
ХарактеристикаВосторженная наивность и мечтательность, беспечность «бескорыстно­го философа», изысканность, глупость, несамостоятельность и бояз­ливость. Фамилию своему герою Гоголь дает

Слайд 8Отношение к ведению хозяйства
Не мудрено, что у такого хозяина «довольно

пусто в кладовой», приказчик и ключница - воры, слуги -

«нечистоплотны и пьяницы», а «вся дворня спит немилосердным образом и повесничает все остальное время».

Образ жизни
Свою жизнь Манилов проводит в полнейшей праздности. Он отошел от всякого труда, даже не читает ничего: два года в его кабинете лежит кни­га, заложенная все на той же странице 14. Свое безделье Манилов скрашивает беспочвенными мечтами и бессмысленными «прожектами», вроде постройки подземного хода от дома, каменного моста через пруд.

Отношение к ведению хозяйстваНе мудрено, что у такого хозяина «довольно пусто в кладовой», приказчик и ключница -

Слайд 9Коробочка

Портрет

«...Вошла хозяйка, женщина пожилых пет, в каком-то спальном чепце, надетом

наскоро, с фланелью на шее...».

КоробочкаПортрет«...Вошла хозяйка, женщина пожилых пет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее...».

Слайд 10Характеристика

«...Одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи,

убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают

понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящичкам комода. В один мешочек отбирают все целковики, в другой полтиннички, в третий четвертачки, хотя с виду и кажется, будто бы в комоде ничего нет, кроме белья, да ночных кофточек... бережлива старушка...». Типичная мелкая помещица - владелица 80 душ крепостных. Коробочка - домовитая хозяйка.
Характеристика«...Одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а

Слайд 11Отношение к ведению хозяйства

Рачительность Коробочки изображена автором почти абсурдной: среди

множества полезных и необходимых предметов, каждый из которых лежит на

своем месте, есть веревочки, которые «уже никуда не нужны».

Образ жизни

Умственный кругозор Коробочки крайне ограничен. Гоголь подчеркивает её тупость, невежественность, суеверие, указывает, что ее поведением руководит корысть, страсть к наживе. Она очень боится «продешевить» при продаже. Все «новое и небывалое» пугает ее.
Отношение к ведению хозяйстваРачительность Коробочки изображена автором почти абсурдной: среди множества полезных и необходимых предметов, каждый из

Слайд 12Ноздрев
Портрет

«Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец, с полными

румяными щеками, с белыми, как снег зубами, и черными, как

смоль, бакенбардами. Свеж он был как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его...»
НоздревПортрет«Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец, с полными румяными щеками, с белыми, как снег зубами,

Слайд 13Характеристика
Он непоседа, герой ярмарок, балов, попоек, карточного стола. У него

«неугомонная юркость и бойкость характера». Он буян, кутила, враль, «рыцарь

кутежа». Он не чужд хлестаковщины - стремление показаться значительнее и богаче.

Отношение к ведению хозяйства

Свое хозяйство он совершенно запустил. В отличном состоянии у него только одна псарня.

Образ жизни
Нечестно играет в карты, всегда готов ехать «куда угодно, хоть на край света, войти в какое хотите предприятие, менять всё, что ни есть, на все, что хотите». Закономерно, что все это не приводит Ноздрева к обогащению, а, напротив, разоряет его.

ХарактеристикаОн непоседа, герой ярмарок, балов, попоек, карточного стола. У него «неугомонная юркость и бойкость характера». Он буян,

Слайд 14Собакевич
Портрет

«Человек здоровый и крепкий», которого природа «рубила со всего плеча»;

весьма похож «на средней величины медведя»; «...казалось, в этом теле

совсем не было души, или она у него была, но совсем не там, где следует, а, как у бессмертного кощея, где-то за горами, и за­крыта такою толстою скорлупою, что все, что ни ворочалось на дне ее, не производило решительно никакого потрясения на поверхности».
СобакевичПортрет«Человек здоровый и крепкий», которого природа «рубила со всего плеча»; весьма похож «на средней величины медведя»; «...казалось,

Слайд 15Характеристика

«Чертов кулак», по выражению Чичикова, это воплощение прочной силы, нельзя

не отметить резвость его нападок на всех, кто кажется ему

врагом, неотступность в осуществлении своих желаний.

Отношение к ведению хозяйства

У Собакевича тяготение к старым, крепостническим формам ведения хозяйства, вражда к городу и просвещению сочетаются со страстью к наживе, хищному накоплению.

Образ жизни

Страсть к обогащению толкает его на плутовство, заставляет изыски­вать разные средства наживы. Даже своих умерших крестьян он пы­тается продать как можно дороже, всячески рекламируя Чичикову лучшие качества уже не существующих людей.
Характеристика«Чертов кулак», по выражению Чичикова, это воплощение прочной силы, нельзя не отметить резвость его нападок на всех,

Слайд 16Плюшкин
Портрет

«Долго он [Чичиков] не мог распознать, какого пола была фигура:

баба или мужик. Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее

очень на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы, только один голос показался ему несколько сиплым для женщины...» «...маленькие глазки еще не потухли и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда высунувши из темных нор остренькие морды, насторожа уши и моргая усом, они высматривают, не затаился ли где кот или шалун мальчишка, и нюхают подозрительно самый воздух...»
ПлюшкинПортрет«Долго он [Чичиков] не мог распознать, какого пола была фигура: баба или мужик. Платье на ней было

Слайд 17Характеристика

В Плюшкине нет никаких человеческих чувств, даже отцовских. Вещи для

него дороже людей, в которых он видит только мошенников и

воров. Бессмысленная скупость, царящая в душе Плюшкина, порождает в нем недоверие и враждебность ко всему окружающему, жестокость и несправедливость по отношению к крепостным.

Образ жизни

Автор сталкивает две эпохи жизни Плюшкина: когда «все текло живо» и когда он обратился в «прореху на человечестве». Следя за переменами в жизни Плюшкина, нельзя не заметить, что «омертвение» души начинается с бедности чувств. Кажется, что человечность недоступна Плюшкину. Не знай мы о том, что Плюшкин когда-то был добрым семьянином, разумным хозяином и даже приветливым человеком, образ, созданный Гоголем, мог вызвать скорее усмешку. Рассказанная история жизни Плюшкина делает этот образ скорее трагическим, нежели комическим. Пользуясь приемом контраста, Гоголь заставляет читателя сопоставить человеческое и уродливо-безобразное в пределах одной жизни.

ХарактеристикаВ Плюшкине нет никаких человеческих чувств, даже отцовских. Вещи для него дороже людей, в которых он видит

Слайд 18КРЕСТЬЯНЕ:
Образы крепостных крестьян занимают значительное место в «Мертвых душах».

Одни из них проходят через все произведение, о других автор

упоминает лишь в связи с отдельными событиями и сценами. Юмористически обрисованы лакей Петрушка и кучер Селифан, дядя Митяй и дядя Миняй, Прошка и девчонка Пелагея, которая «не знает, где право, где лево». Узок духовный мир этих забитых людей. Их поступки вызывают горький смех. Пьяный Селифан произносит пространные речи, обращенные к лошадям. Петрушка, читая книги, следит за тем, как из отдельных букв получаются какие-то слова, совершенно не интересуясь содержанием прочитанного: «Если бы ему подвернули химию, он и от нее бы не отказался». Бестолковые дядя Митяй и дядя Миняй не могут развести лошадей, запутавшихся в постромках.
КРЕСТЬЯНЕ: Образы крепостных крестьян занимают значительное место в «Мертвых душах». Одни из них проходят через все произведение,

Слайд 19Гоголь раскрывает великую драму порабощенного народа. крепостнический гнет, неограниченная власть

над крестьянами Коробочек и Плюшкиных калечит живую душу народа, обрекая

его на невежество и нищету. Однако Гоголь показывает и светлые стороны народной жизни. Крепостные крестьяне трудолюбивы, любая работа спорится в их руках.
Экипажи каретника Михеева славились на всю округу.
Плотник Степан Пробка «все губернии исходил с топором за поясом», а какой богатырь был - «трех аршин с вершком ростом! ». Такому великану и силачу только в гвардии служить.
Кирпичник Милушкин мог поставить печь в любом доме, а сапожник Максим Телятников такие добротные сапоги шил, хоть всю жизнь носи.

Несмотря на крепостной гнет, крестьяне не стали рабами по натуре. Они бегут из помещичьих усадеб на окраины России, где живется привольней. Абакум Фогров подался на Волгу, работает и гуляет с ватагой бурлаков. «Русский человек способен ко всему и привыкает ко всякому климату. Пошли его хоть на Камчатку, да дай только теплые рукавицы, он похлопает руками, топор в руки, и пошел рубить себе новую избу». Верный правде жизни, Гоголь не прошел мимо народных бунтов. Крестьяне селений Вшивая спесь и Боровки «снесли с лица земли земскую управу в лице заседателя, какого-то Дробяжкина».

Глубокая вера в русский народ звучит в лирическом заключении поэмы - в поэтическом сравнении России с неудержимо мчащейся вдаль «бойкой, необгонимой тройкой», перед которой, «косясь», сторонятся другие народы и государства.
Гоголь раскрывает великую драму порабощенного народа. крепостнический гнет, неограниченная власть над крестьянами Коробочек и Плюшкиных калечит живую

Слайд 20ВЫВОД:
Помещики «мертвы» духовно. Им противопоставлены образы крестьян, которые описаны с

любовью и сочувствием.

ВЫВОД:Помещики «мертвы» духовно. Им противопоставлены образы крестьян, которые описаны с любовью и сочувствием.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика