Слайд 1Развитие навыков комплексного анализа текста на уроках литературы в 7
классе по учебнику автора-составителя Г.С.Меркина
Слайд 2
Н.А.Некрасов
Поэма «Русские Женщины»
1871 г.
Часть I. «Княгиня Трубецкая»
Слайд 3Пленительные образы! Едва ли
В истории какой-нибудь страны
Вы что-нибудь прекраснее встречали.
Их
имена забыться не должны.
Н.Некрасов
Зураб Церетели
«Жены декабристов.
Врата судьбы»
Подвиг во имя
любви, чести и долга
Слайд 5 Санкт-Петербург.
13 июля. Казнь.
П.И. Пестель,К.Ф. Рылеев, С.И. Муравьев-Апостол,
М.П. Бестужев-Рюмин,
П.Г.Каховский.
«Повешенные повешены;
но каторга 120 друзей, братьев,
товарищей ужасна», - А.С. Пушкин.
Слайд 6Историческая основа поэмы
Политическое
самосознание жен декабристов не было развито : деятельность их мужей
происходила в тайных обществах, и весть об арестах для родных и близких звучала как гром среди ясного неба.
Но, выполняя свой женский долг, "декабристки" поневоле наполняли его гражданским содержанием. Именно так воспринимали их поступок все - от императора до людей из простого сословия.
Среди этих женщин были: А. Муравьева, С. Трубецкая, В.Нарышкина, В. Розен, М. Волконская и др.
Николай I, учинивший расправу над декабристами, понимал, что и неслыханный по дерзости поступок жен бунтовщиков может вызвать сочувствие в обществе, смутить умы. Поэтому он не поскупился на угрозы - только бы удержать женщин от воссоединения с мужьями, посягнувшими на священную царскую власть.
Слайд 7Предписание Иркутскому гражданскому губернатору
«Употребить всевозможные внушения и убеждения к остановлению
их в сем городе и к обратному отъезду в Россию»
Слайд 8Историческая основа поэмы
Из дневника М.Волконской:
«Жена, следуя
за своим мужем, сделается естественно причастной его судьбе и потеряет прежнее звание, то есть будет уже признаваема не иначе, как женою ссыльного-каторжного, и с тем вместе принимает на себя переносить все, что такое состояние может иметь тягостного, ибо даже и начальство не в состоянии будет защитить ее от ежечасных могущих быть оскорблений от людей самого неразвитого, презрительного класса, которые найдут в том как будто некоторое право считать жену государственного преступника, несущею равную с ним участь, себе подобно: оскорбления сии могут быть даже насильственные. Закоренелым злодеям не страшны наказания. Дети, которые приживутся в Сибири, поступят в казенные заводские крестьяне!
- Ни денежных сумм, ни вещей многоценных с собою взять не дозволено».
Слайд 9Историческая основа поэмы
сопротивление собственной семьи;
трудность получения официального разрешения;
сознательный отказ от
привилегий;
невозможность взять с собой детей.
«Они бросили все: знатность, богатство, связи
и
родных, всем пожертвовали для высочайшего
нравственного долга… Ни в чем не повинные,
они… перенесли все, что перенесли их осужденные
мужья», - Ф.М.Достоевский.
Слайд 10Деревенская изба в Благодатском руднике
Из записок М.Волконской:
«Она была до того
тесна, что, когда я ложилась на полу на своем матраце,
головой касалась стены, а ноги упирались в дверь.
Печь дымила, и ее нельзя было топить, когда на дворе было ветрено; окна без стекол, их заменяла слюда».
Зима 1827 г. – осень 1830 г. Читинский острог.
М.Бестужев: «Каземат
соединил нас вместе, дал нам опору друг
в друге и, наконец, через наших ангелов-спасителей, дам, соединил
нас с тем миром, от которого навсегда мы были оторваны
политической смертью, соединил нас с родными, дал нам
охоту жить».
Колония декабристок. Дамская улица.
Осень 1830 г. – Петровский завод.
Манифест о помиловании – амнистия 1856 г. после смерти Николая I в связи с коронацией нового императора Александра II.
Разрешение вернуться в европейскую Россию.
Из 121 декабриста вернулись 19. Остальные остались в сибирской земле.
Слайд 12Причины обращения поэта к теме жен декабристов
1. Н.А.Некрасов был восхищен
самоотверженностью жен декабристов, их душевной силой. Знаком с Михаилом Волконским,
который позволил познакомиться с записками своей матери. Никто не затрагивал эту тему, она являлась запретной.
2.Судебные процессы 1860 -1870-х г.г. над участниками революционного движения, среди которых были и женщины. Многие жены революционеров так же, как и декабристки, добровольно отправлялись в ссылку за своими мужьями.
Слайд 13Схема анализа художественного текста
особенности композиции, сюжета;
система персонажей, их характеристика;
авторская позиция
(отношение к изображаемому);
художественные приемы;
смысл заглавия;
тема и идеи произведения.
Слайд 14Композиция и сюжет I части поэмы «Русские женщины» «Княгиня Трубецкая»
I
ч. - описание пути до Иркутска с чётким обозначением времени,
что позволяет обратить внимание на тяжесть и продолжительность дороги. За время путешествия Княгиня вспомнила детство, влюблённость и замужество, восстание, закончившееся арестом мужа, прощание с любимым отцом.
Слайд 15Композиция и сюжет I части поэмы «Русские женщины» «Княгиня Трубецкая»
Поэма “Княгиня Трубецкая”
состоит из двух равных
по объёму частей,
1ч. - описание пути жены декабриста до Иркутска
с чётким обозначением времени, что позволяет
обратить внимание на тяжесть и продолжительность дороги.
За время путешествия княгиня вспомнила детство,
влюблённость и замужество, восстание, закончившееся арестом
мужа,
прощание с любимым отцом.
II ч. - разговор в лицах
Губернатора Иркутска с Княгиней (9 дней); кульминация: победа Княгини и решение Генерала отправить Княгиню в Нерчинск.
Развязка сюжета - открытый финал.
Поскольку части примерно одинаковы по объему, можно говорить об их сопоставлении, то есть антитезе.
Слайд 16Система персонажей, их характеристика
2 главных персонажа: Княгиня и Генерал;
3 внесюжетных
персонажа: заботливый отец, любимый муж героини и царь Николай I.
Характеристика
княгини по отрывку из I части:
любящая дочь, бесстрашная, верная, любящая жена,
очень настойчивый и целеустремлённый человек,
понимающий трагизм своего положения.
Роль драматургического варианта изображения
разговора Губернатора и Княгини: сцена позволяет
полнее раскрыть характеры и чувства, представить
спор живых людей.
Слайд 17Анализ сцены спора, аргументы персонажей
Доводы Генерала
1. Ваш отец…хоть он вас
отпустил по доброте своей, но ваш отъезд его убил…Вернитесь поскорей!
2.Дорога
хуже тут пойдёт (800 вёрст). Опасная езда!
3. (Трудности быта в тюрьме) Пускай ваш муж… он виноват…
А вам терпеть…за что?
4. Трудности природных условий:
а) Тот климат вас убьёт!
б) Окреп туземный человек
С природою в бою.
А вы?
Ваше присутствие усилит страдания мужа.
Доводы Княгини
Готов ли экипаж?
2. Мне вам рассказывать смешно,
как я люблю отца…Но долг другой,
И выше и святей, Меня зовёт.
3. Ужасна будет, знаю я
Жизнь мужа моего.
Пускай же будет и моя
Не радостней его!
4. а) Живут же люди в том краю, привыкну я шутя…
б) Пусть смерть мне суждена – мне нечего жалеть!
Я еду! Еду! Я должна
Близ мужа умереть.
Слайд 18Анализ сцены спора, аргументы персонажей
Доводы Генерала
5. Да, вы умрёте, но
сперва
Измучите того, чья безвозвратно
голова погибла (мужа).
В себе он будет
сознавать
причину ваших слёз.
6. Помочь мужу – минутный
порыв.
Это мечты…Вам захочется
привычной жизни.
Быть может, выйдете
замуж за другого…
Закон позволяет.
Доводы Княгини
5. …Я слёз не принесу
В проклятую тюрьму –
Я гордость, гордость в нём спасу,
Я силы дам ему!
6.Нет, нет я видеть не хочу
Продажных и тупых,
Не покажусь я палачу
Свободных и святых.
Слайд 19Анализ сцены спора, аргументы персонажей
Доводы Генерала
Доводы Княгини
7.Нет, я не жалкая
раба. Я женщина, жена!
Пускай горька моя судьба, Я буду ей
верна!
…к родине любовь Соперница моя,
И если б нужно было, вновь
Ему простила б я!...
8.Вам наши кажутся права правами – не шутя?
Нет! Ими я не дорожу…
9. Неделя целая прошла…
Уж шла бы я давно…
7. …бежите вы за ним (мужем),
как жалкая раба!
8. (2 день) Вы отреченье подписать
Должны от ваших прав!
9. (через 6 дней) Вас по этапу поведут
С конвоем…весной
В Нерчинск придёте, если вас
Дорога не убьёт.
10. Я не могу, я не хочу
Тиранить больше вас…
Слайд 20Характеристика персонажей
Княгиня:
Умна, критически оценивает
современное ей дворянское
общество и царя;
у нее
сильная воля; смогла
преодолеть сопротивление
Генерала.
Генерал:
Уважительный,
почтительный к
людям
более высокого положения в
обществе. Честно выполняет
долг по службе. Умен.
Видит тяжесть жизни
арестантов, местного
населения. Человечен.
Осмелился не выполнить
предписание о возвращении
Княгини в Санкт-Петербург.
Слайд 21Система персонажей, их характеристика
Сцена диалога
Генерала и Княгини построена на антитезе, но в конце разговора
персонажи объединены неподчинением царю, сочувствием к государственным преступникам – декабристам, сознанием правоты своего поступка.
Вывод: сюжетные и внесюжетные персонажи
оказываются к концу поэмы в одном лагере;
они все противопоставлены царю, его политике,
его бесчеловечности.
Слайд 22Авторская позиция в поэме
Отношение автора к Генералу.
Начало II части:
“как палка, прям, кресты, мундир, подскочил отворить дверцы кареты” (службист).
Но успех по службе достался тяжело: седой; высокий; как мощи, сух.
Конец: “из-под руки на ус седой скатилася слеза”; командует запрягать лошадей, чтобы в 3 дня преодолеть оставшиеся 800 вёрст. Мы видим человека, энергия которого направлена на помощь ближнему.
Изменение отношения автора к Генералу:
“почтенный генерал” – нейтрально; “упрямый старичок”- презирает; “старик”- сердится; “генерал”, “старый генерал”- уважает.
Слайд 23Авторская позиция в поэме
Отношение автора к Княгине.
Имя героини - в заглавии I части
поэмы, указание подзаголовка –
1826 г. – поэт восхищается
поступком этой женщины,
она первая добилась
разрешения поехать к мужу
в Сибирь.
Слайд 24Художественные приемы
внутренний монолог;
диалог;
детали портрета;
антитеза;
фиксация времени в
пути;
описание природы.
Слайд 25Смысл заглавия поэмы «Русские женщины»
В
характерах жён декабристов проявились главные качества русского женского национального
характера - самопожертвование, достоинство, терпение.
Княгиня Трубецкая у Некрасова - обобщенный образ, как и образы других жен декабристов. Поэт наделяет их чертами той героической самоотверженности, тем решительным боевым характером, примеры которого он видел в лучших людях своего времени.
Поэма – гимн благородным духовным порывам, мужеству, стойкости, верности, всепобеждающей силе любви.
Слайд 26Тема и идеи поэмы
Тема: личность княгини Е.И. Трубецкой.
Идеи: 1. Восхищение
подвигом жен декабристов;
2.Критическая оценка дворянского общества и царя эпохи 20-х
годов 19 века;
3. Главные достоинства русского национального женского характера – несгибаемое мужество в выполнении своего долга, преданность семье, любовь к мужу.
Слайд 27Анализ урока в соответствии с требованиями программы
I.Содержание материала
проникновение в
творческую лабораторию писателя (статья К.Чуковского и статья автора учебника);
центральные аспекты:
образ писателя, героическая тема, проблема милосердия, писатель и власть (современники о Н.Некрасове: А.Дружинин о музе поэта, В.Зайцев о гуманности и любви к родине, Ф.Достоевский о страстной любви к народу);
характеристика не только одного произведения, но и элементы сопоставительного анализа ( Г.Державин «Властителям и судиям», А.С.Пушкин «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…», Н.Некрасов «Орина, мать солдатская»).
Слайд 28Анализ урока в соответствии с требованиями программы
II. Развитие речи:
выразительное чтение
текста (по ролям);
подготовка сообщений (рассказ к слайду);
ответы на проблемные вопросы;
формулировка
доказательств в виде развернутого тезиса;
лексическая работа;
выписки для характеристики героев;
творческие работы (выбор средств для решения актерских ролей; сочинение «Если бы эту роль довелось играть мне…»;
инсценировка.
Слайд 29Анализ урока в соответствии с требованиями программы
III. Развитие умений:
осмыслять и
анализировать изучаемое произведение;
определять принадлежность произведения к одному из литературных родов
(эпос, лирика, драма);
обосновывать свое суждение и давать характеристику героям;
выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания;
объяснять роль художественных особенностей текста и пользоваться справочным аппаратом учебника;
выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы.
Слайд 30Анализ урока в соответствии с задачами изучения литературы
I.Воспитательные:
формирование
эстетического идеала;
развитие эстетического вкуса;
верное и глубокое постижение прочитанного;
появление устойчивого
интереса к книге;
воспитание доброты, сердечности и сострадания.
II.Образовательные:
формирование умений творческого чтения , умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа;
формирование речевых умений;
формирование умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории, искусства.