Слайд 1Семинар
Использование различных приемов и методов обучения математике, способствующих развитию УУД
Слайд 2Составители
и разработчики:
Имаева Ю.В.
Минина Н.В.
Родзинская А.А.
Сохарева И.М.
Слайд 3Современный урок:
его организация, проблемы
Слайд 4Вопросы, вопросы, вопросы…
Урок как форма организации учебной работы существует с
17 века, т.е. более 350 лет.
Что такое сегодня «хороший урок»?
Что
определяет «современность» урока?
Мастерство педагога?
Новые стандарты?
Совокупность методических приемов, технологий?
Наличие технических средств обучения?
Каким он должен быть?
Слайд 5Современные требования к уроку
Ориентация на личностные, метапредметные, предметные результаты;
Реализация системно-деятельностного
подхода;
Реализация задач духовно-нравственного развития личности.
Слайд 6Учитель на современном уроке
учит детей определять границы своего знания, видеть
проблему и ставить проблемные вопросы;
учит детей осуществлять контроль и самооценку
своей деятельности в соответствии с выработанными критериями;
организует учебное сотрудничество детей, совместно - распределенную деятельность при решении учебных задач;
создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета.
Слайд 7Построение урока
Традиционные подходы
Структура урока определяется учебно-предметной темой и этапом ее
изучения
Цель урока = тема + действие с учебным знанием
Цель: что
изучаем?
Новые подходы
Структура урока
определяется структурой
организуемой
деятельности
(исследование, проект,
критическое мышление,
ценностное отношение…)
Цель: зачем изучаем?
Цель урока = результат деятельности
Слайд 8Немного теории
Цель –
это запрограммированный результат
Целеполагание –
это процесс выявления
целей и задач
учителя и ученика,
их предъявления друг другу,
согласования и достижения.
Оно должно быть субъектным и
соответствовать планируемому результату.
Слайд 9Цели
Цель развития предполагает в основном развитие на уроке психических качеств
учащихся: интеллекта, мышления, памяти и внимания, познавательных умений.
Цель воспитания
предполагает формирование у учащихся определенных свойств личности и черт характера.
Цель обучения предполагает формирование у учащихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний и т. п.
Слайд 10Верно и чётко сформулированная цель урока – это:
Трансформирование педагогические в
задачи:
а) мотивационная – зачем нам это надо?
б) чему будем учиться?
в)
операционная – как будем учиться?
г) коммуникативная – с кем и где?
1.Верно определено содержание учебного материала.
2.Выбраны методы,
технологии.
3.Правильно подобраны формы обучения.
Слайд 11Требования
к формулированию целей урока
Цели должны быть:
осознанными,
описывать желаемый результат,
достижимыми
при данных условиях,
диагностируемы (качественно или количественно),
согласованы между собой, непротиворечивы.
Слайд 12Цель урока не имеет смысла,
пока она не стала целью
учеников.
Слайд 13Универсальные учебные действия (УУД)
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде
всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной
основой образовательного и воспитательного процесса.
Слайд 14УУД создают возможность
самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей,
включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
Слайд 15Универсальные учебные действия
это обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации
учащихся, как в различных предметных областях, так и в строении
самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целей, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
Слайд 16В широком значении термин «универсальные учебные действия»
означает умение учиться, т.
е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и
активного присвоения нового социального опыта.
Человек, умеющий учиться, выучится всему в короткое время. Ф.В.Одоевский.
Слайд 17В более узком (психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» означает:
Совокупность
способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых
знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Слайд 18В стандарте выделяют четыре блока УУД:
Личностные УУД;
Регулятивные УУД;
Познавательные УУД;
Коммуникативные УУД.
Слайд 19Личностные УУД
готовность к жизненному и личностному самоопределению;
знание моральных норм;
умение
выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с
принятыми этическими принципами;
ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.
Слайд 20Риски в достижении личностных УУД
Рост информационных перегрузок, объемы, способы получения
информации (СМИ, Интернет);
Влияние негативных установок информационных и развлекательных каналов;
В настоящее время происходит ориентация детей на потребление, отрыв от культурных традиций общества и его истории;
Изменения ценностных ориентаций. С 2007 года на первый план подростками выдвигаются интеллектуальные, волевые и соматические ценности, при этом духовно-нравственные ценности отвергаются.
Слайд 21Регулятивные УУД
это действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности, в которую входят:
целеполагание – постановка учебной задачи(исходя из того, что ученик уже
знает и то, что для него еще не известно);
планирование – определенная последовательность промежуточных целей;
составление плана и последовательности действий;
прогнозирование- предвосхищение результатов и уровня усвоения временных характеристик.
Слайд 22Познавательные УУД
Общеучебные
действия
Универсальные
логические действия
Слайд 23Общеучебные действия (1)
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
Поиск и выделение
необходимой информации;
Применение методов информационного поиска (в том числе компьютерных средств);
Знаково-смысловые
действия - преобразование объекта из чувственной формы в модель;
Умение структурировать знания.
Слайд 24Общеучебные действия (2)
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в
устной и письменной форме;
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
Рефлексия способов и условий действия;
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Смысловое чтение;
Извлечение информации из прослушанных текстов разных жанров;
Определение основной и второстепенной информации;
Умение адекватно подробно, сжато выборочно передавать содержание текста;
Составлять тексты различных жанров.
Слайд 25Универсальные логические действия
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и
несущественных);
синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное
достраивание, восполнение недостающих элементов;
выбор оснований и критериев для оценивания, классификации объектов;
подведение под понятия, выделение следствий;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений, доказательств;
выдвижение гипотез и их обоснование.
Слайд 26Коммуникативные УУД
Обеспечивают социальную компетентность:
учет позиции других людей, партнера по общению
или деятельности;
умение слушать и вступать в диалог;
участвовать в коллективном обсуждении
проблем;
интегрироваться в группу сверстников;
продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Слайд 27Назначение, развитие и формирование УУД
Развитие личности в системе образования обеспечивается
прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают
инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.
Осуществляется с учетом возраста и познавательной деятельности ребенка.
Это позволяет реализовать системный подход и дифференцировать конкретные универсальные учебные действия по отношению к ребенку.
Слайд 28Универсальный характер УУД
Проявляется в том, что они:
носят метапредметный
характер;
обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития
и саморазвития личности;
обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;
обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
Слайд 29УУД должны быть положены в основу
выбора и структурирования:
содержания образования;
приемов;
методов;
форм обучения;
построения целостного учебно-воспитательного процесса.
Слайд 30Связь УУД с результатами обучения
Личностные УУД направлены на достижение личностных
результатов;
Познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД направлены на достижение метапредметных и предметных
результатов.
Слайд 31Развитие УУД на уроке
(через приемы технологии развития критического мышления
РКМЧП)
Слайд 32Определение критического мышления
«Критическое мышление-это интеллектуально организованный процесс, направленный на активную
деятельность по осмыслению, применению, анализу, обобщению или оценке информации, полученной
или создаваемой путём наблюдения, опыта, рефлексии, рассуждений или коммуникации как руководство к действию или формированию убеждения»
(Национальный Совет по развитию критического мышления, США)
Критическое мышление – один из инновационных путей раскрытия духовного потенциала человека, а также особая нравственная деятельность, заключающаяся в духовном самоанализе как способе отношения к жизни, в борьбе с собственными недостатками и преодолении сомнений в собственных силах и возможностях.
(Д. Клустер Что такое критическое мышление? )
Слайд 33Особенности критического мышления
Критическое мышление есть мышление самостоятельное ;
Каждый ученик формулирует
свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Никто не
может думать критически за нас, мы делаем это исключительно для самих себя;
Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы;
Слайд 34Особенности критического мышления
Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом
критического мышления.
Знание создает мотивировку, без которой человек не может
мыслить критически.
Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.
Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
Учителю необходимо побуждать учащегося находить собственное решение проблемы и подкреплять это решение разумными, обоснованными доводами, т.е. не повторять слепо то, что сказано учителем и другими одноклассниками.
Слайд 35Особенности критического мышления
Критическое мышление есть мышление социальное;
любой критический мыслитель
работает в некоем сообществе;
Поэтому педагоги всегда стараются использовать на своих
занятиях всевозможные виды парной и групповой работы, включая дебаты и дискуссии, а также различные виды письменных работ учащихся.
Слайд 36Приемы технологии РКМЧП
Кластер;
Синквейн;
Диаманта;
Корзина идей, понятий;
ИНСЕРТ;
ПМИ (плюс, минус, интересно);
Эссе;
Елочка ассоциаций;
Исключение
лишнего и т.д.
Слайд 37Прием «кластер»
Кластер в переводе означает
пучок,созвездие.
Кластер решает такие педагогические задачи
Кластер
– это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или
иного понятия.
Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой – либо темы.
активизируется деятельность учащихся;
учащиеся учатся работать в группе;
учащиеся учатся оценивать результат, как своей деятельности, так и деятельности своих товарищей;
Слайд 38Прием «Кластер»
Перед тем как предлагать ученикам этот прием, надо оценить
текст. Обоснована ли в данном случае разбивка на элементы, легко
ли выделить в тексте смысловые единицы.
- Первые 2-3 раза надо помочь ученику выделить смысловые единицы.
-Полученные гроздья необходимо озвучивать. Пусть ученики сделают нечто вроде презентации своих работ.
-Попросите детей обосновать установленные между гроздьями связи. Если они окажутся неверными, попросите указать место в тексте, подтверждающее его мнение.
-Если хотите, чтобы дети оценили степень значимости каждой грозди, попросите использовать карандаши разных цветов, либо главную веточку сделать более сочной.
Слайд 42Что ценится в данной работе?
уметь выделять смысловые категории, слова;
устанавливать
причинно-следственные связи;
умение систематизировать материал;
собственное видение предложенной темы…
Слайд 43Как организовать процесс оценивания?
По окончании выполнения задания для сравнения можно
показать на доске 2 разных по содержанию кластера и предложить
учащимся в классе самим дать оценку этим кластерам.
При этом учитель выбирает два разных по уровню исполнения кластера.
Ученики сами выбирают критерии оценки и оценивают работу своих товарищей.
Слайд 44Каковы критерии оценивания?
В качестве критерия могут быть выбраны следующие показатели:
скорость
исполнения;
правильность причинно-следственных связей;
широта охвата материала.
Слайд 45Примеры использования этого приема
1. Учитель сам представляет кластер перед тем,
как начинает рассказывать новый материал. По окончании рассказа он просит
дополнить этот кластер.
2. Учитель записывает на доске перечень ключевых слов, которые встретятся в новом материале, а по окончании объяснения он просит названные слова представить в виде кластера.
Слайд 46Что позволяет определить анализ составленного кластера ?
что ученик запомнил из
пройденного материала;
содержит ли кластер какие-то принципиальные ошибки;
владеет ли ученик
системным мышлением.
уметь выделять смысловые категории, слова;
устанавливать причинно-следственные связи;
умение систематизировать материал;
собственное видение предложенной темы.
Слайд 47Корзина
идей, понятий, имен,….
Называется проблема, задается вопрос о том, что
известно ученику по этой проблеме.
Ученик записывает в тетради все, что
ему известно по проблеме (строго индивидуальная работа), продолжительность работы 1 – 2мин.
Обмен информацией по проблеме в парах или группах. Время обсуждения не более 3 – х минут.
Группы по кругу называют сведения, факты, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
Учитель записывает все на доске без комментариев (даже ошибочные мнения).
Связывание в логические цепи, исправление ошибок происходит по мере освоения новой информации.
Слайд 48Прием «Синквейн»
Что такое синквейн?
Это стихотворение,
состоящее из пяти строк
и
составленное по определенной схеме.
Слайд 49Схема составления синквейна
Существительное – тема синквейна (объект).
2 прилагательных описывающие признаки
и свойства объекта.
3 глагола– действия, совершаемые объектом.
Предложение – отношение автора
к объекту (из 4-х слов).
Синоним к первой строчке – суть объекта.
Слайд 50Знакомство учащихся с синквейном
объясняют правила написания синквейна;
в качестве примера приводятся
несколько синквейнов;
задается тема синквейна;
фиксируется время на данный вид работы;
заслушивают варианты
синквейнов по желанию учеников.
Слайд 51Пример синквейна
Учитель
Трудолюбивый, знающий
Помогает, учит, поощряет
Учитель нужный человек
Творец.
Математика
Помогающая, развивающая
Развивает, учит, возвышает
Математика
– царица наук
Предмет
Слайд 52Варианты использования этого приема
Разделить класс на две группы. Предложить этим
группам одну и ту же тему, но в первом случае
надо показать положительные стороны изучаемого объекта, а в другом случае – отрицательные.
Колумб,
Лживый, бездушный,
Командовал, торговал, обогащался.
Делал все для достижения цели.
Авантюрист.
Колумб,
Смелый, настойчивый,
Открывал, торговал, обогащал.
Воссоединил мир и потряс человечество.
Герой.
Слайд 53Вывод
Синквейны очень полезны в качестве:
инструмента для синтеза и обобщения сложной
информации;
средства оценки словарного запаса учащихся;
средства творческого самовыражения.
Синквейн о синквейне
Стройный, лаконичный,
Мыслит,
обобщает, собирает.
Помни: краткость – сестра таланта.
Инструмент (для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий и информации).
Слайд 54Диаманта
Стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых
– понятия с противоположным значением
Слайд 55Схема диаманты
Задается тема диаманты
1 – существительное, имеющее отношение к теме;
2
- два прилагательных, относящиеся к теме;
3 - 3 глагола, связанные
с темой диаманты;
4 - ассоциации (4 существительных с противоположным понятием);
5 - 3 глагола, связанные с темой диаманты;
6 - два прилагательных, относящиеся к теме;
7 - существительное, противоположное по значению существительному первой строки.
Слайд 56Тема диаманты «Экзамен»
Аттестат
Особый, долгожданный
Заслужить, получить, расписаться
Пятерка, двойка, радость, огорчение
Завалить, испортить,
не дождаться
Несданный, непересданный
Справка
Слайд 57Эссе
Эссе – это свободное письмо, в котором ценится самостоятельность,
проявление
индивидуальности,
дискуссионность,
оригинальность
решения проблемы,
аргументация.
Пишется в классе после обсуждения проблемы.
Занимает по времени не больше
5 минут.
Прием дает успех на стадии рефлексии.
Слайд 58Что может помочь в этой работе?
подробное обсуждение выбранной темы в
форме свободной беседы, диалога, обмена мнениями;
беседа помогает детям освоиться, примериться
к этой теме;
введение в тему самим учителем, яркий пример, образ, раскрывающий какой-либо аспект выбранной темы. Конкретный образ может быть хорошей отправной точкой для беседы, своеобразным «погружением» в тему;
особенно существенно в тех случаях, когда у класса вообще нет опыта работы с эссе, — это примеры качественно написанных эссе, принадлежащих как знаменитостям, так и самим учащимся.
Слайд 59Эссе, составленное учителем
(в стихотворной форме)
Федеральный государственный стандарт
Не какой-то там
поп-арт
Это важный документ
Не замирай пред ним как монумент
Изучи ядро, умения
Не
вступая больше в прения,
Правильный создай конструкт
Личность - будет ваш продукт
Слайд 60Что дает ученикам такая форма работы?
Простраивание личностного отношения учащегося к
рассматриваемой теме, к предмету в целом, поэтому, эссе обладает большим
воспитательным потенциалом;
Вносит гуманитарный аспект в изучение естественных наук, помогает осмыслить связь этих наук с жизнью, с индивидуальным опытом ученика;
Помогает проявить свои способности тем детям, которые «не сильны» в абстрактно-математической сфере;
Позволяет учащимся открыть для себя не учебные аспекты предмета.
Слайд 61Прием «SMS» или «Телеграмма»
Изучаю окружность Учитель назвал это фигурой Не
обошлось без формул и теорем Причастен к ним Архимед Трудно,
но интересно
Слайд 62Приемы работы с книгой
Прием «Пометки на полях» - ИНСЕРТ
I –
interactive самоактивизирующая
N – noting
диалоговая
S – system системная разметка
E – effective для эффективного
R - reading & чтения и
T – thinking размышления
Слайд 64Правила использования приема ИНСЕРТ
Ставьте значки по ходу чтения текста.
Прочтите текст
еще раз. Возможно, что количество значков увеличится.
Обсудите с кем-нибудь то,
что Вы написали.
Слайд 65Условные значки
Помогают читать более внимательно.
Превращают чтение в увлекательное путешествие.
Становятся помощниками
в запоминании материала.
Слайд 66Использование этого приема требует от учителя
Предварительно определить текст для чтения
с пометками;
Объяснить или напомнить ученикам правила расстановки маркировочных знаков;
Четко обозначить
время и следить за регламентом;
Найти форму проверки и оценки проделанной работы.
Слайд 67Прием ПМИ
(плюс, минус, интересно)
Слайд 68Рекомендации по использованию приема ПМИ
Прием рекомендуется использовать при работе с
сухими текстами.
Не стоит задавать жесткие требования по количеству записей в
графе.
Если в классе назревает дискуссия по поводу «хорошо» или «плохо», то можно применить работу в группах.
Самая сложная для ученика 3-я графа.
Слайд 69Прием «Елочка ассоциаций»
Упражнение начинается со стартового слова;
Обычно это имя
существительное, единственного числа, в именительном падеже;
Под этим словом в столбик
записываются новые слова, которые как-то связаны с первым;
Затем создают второй столбик, взяв за основу одно из слов первого столбика;
Команду переключения дает преподаватель, он же выбирает ключевое слово. Это позволяет созданную елочку ассоциаций использовать в дальнейшей работе по изучаемой проблеме.
Слайд 70Прием «Елочка ассоциаций»
Неожиданные переключения дают возможность уходить от стартового слова
и увеличивать количество ассоциативных комплексов, расширяя зону областей, из которых
берутся слова. Это упражнение позволяет за короткое время активизировать словарный запас.
Придумайте рассказ, используя слова из «Елочки ассоциаций». Можно добавить любые другие слова. Задание можно усложнить, предложив использовать максимальное количество слов из «Елочки».
Слайд 71Что позволяет этот прием?
Получать неожиданные переключения, дают возможность уходить от
стартового слова;
Увеличивать количество ассоциативных комплексов, расширяя зону областей, из которых
берутся слова;
Это упражнение позволяет за короткое время активизировать словарный запас.
Развивают коммуникативные, познавательные и личностные УУД.
Слайд 72Прием «Исключение лишнего»
Берутся три слова. Нужно объединить два слова и
исключить третье;
Например, солнце, помидор, собака;
Собака и помидор находятся на
земле, а солнце над землей;
Собака и солнце имеют общий слог «со», а помидор начинается на букву «п» и т. д.
Прием развивает познавательные УД.
Слайд 73Прием «Поиск общих признаков»
Берутся два разных слова, которые не связаны
между собой. Необходимо найти как можно больше общих признаков, которые
объединяют предметы, названные этими словами.
Например, слова лапша и лопата. Они обозначают предметы, сделанные руками человека, начинаются на букву «л», заканчиваются буквой «а» и т. д.
Развивает коммуникативные и познавательные УУД.
Слайд 74Прием «Интервью»
Один из участников садится в центр круга.
Группа может задать
ему 3-5 вопросов, строго соответствующих заданной ему социальной роли. Роли
определяются в зависимости от задач и проблем, обсуждаемых на занятии.
Например, вопросы как родителю, вопросы как руководителю предприятия, бизнесмену и др.
Вопросы должны быть связаны с изучением предмета.
Прием учит рефлексии. Можно использовать, как на отдельном уроке, так и на обобщающем уроке. Дающий интервью должен четко и ясно отвечать на вопросы.
Слайд 75Образовательные результаты РКМЧП:
умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся
информационным потоком в разных областях знаний;(П)
умение пользоваться различными способами интегрирования
информации; ;(П)
умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; (П)
умение решать проблемы; ;(П)
умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; ;(П)
умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; ;(П)
умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;(Р)
способность самостоятельно заниматься своим обучением ;(Р)
способность брать на себя ответственность; (Л)
способность участвовать в совместном принятии решения;(К)
способность выстраивать конструктивные взаимоотношения
с другими людьми; ;(К)
умение сотрудничать и работать в группе и др. ;(К)
Слайд 77Список литературы
Вишнякова, Е.Е. Формирование навыков вдумчивого чтения и рефлексивного письма
средствами технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»/ Вишнякова
Е.Е. //Бибилиотека в школе. — 2004. — № 17. — С.14-18.
Загашев, И. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма / И. Загашев// Библиотека в школе. — 2004. — № 17. — С. 56-61
Заир-Бек, С. Развитие критического мышления через чтение и письмо / С. Заир-Бек// Директор школы. — 2005. — № 4. — С. 60–72.
Заир-Бек, С.И., Муштавинская, И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителя/ С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. — М. : Просвещение, 2004. — 175 с.