Слайд 1Квадратный трехчлен.
Квадратичная функция.
Квадратные уравнения.
Разложение квадратного
трехчлена
на множители.
(8 класс)
Слайд 2Разработано учителем математики МОУ «СОШ» п. Аджером Корткеросского района Республики
Коми
Мишариной Альбиной Геннадьевной
Слайд 3Содержание
Квадратный трехчлен
Квадратичная функция
Квадратные уравнения
Разложение квадратного трёхчлена на множители
Слайд 5Определение
Многочлен ax²+bx+c , где а, в, с – числа
(коэффициенты), причем
а ≠ 0 называется квадратным трехчленом
Причем: а – старший коэффициент,
в - второй коэффициент
с – свободный член
Слайд 6Назовите коэффициенты:
1) 2х² - 6х + 1
2) - 2х² +
8х – 5
3) 3х² + 2х
х² - 4х + 7
-
х² - 8
6х² - х - 2
а =2; в = -6; с = 1
2) а =-2; в = 8; с = -5
3) а =3; в = 2; с = 0
4) а =1; в = -4; с = 7
5) а =-1; в = 0; с = -8
6) а =6; в = -1; с = -2
Слайд 8Запомним
Функция у = ax²+bx+c, где а, в, с – произвольные
числа, причем а ≠0 называется квадратичной.
Графиком квадратичной функции является парабола
Слайд 9Ветви параболы у = ax²+bx+c направлены вверх, если а >
0, и вниз если а < 0
Как найти координаты вершины
параболы?
– абсцисса х₀ вершины параболы вычисляется по
формуле х₀ = - в/2а
- ордината у₀ вершины параболы
вычисляется подстановкой найденной х₀
в заданную функцию
Осью симметрии параболы является прямая
х = - в/2а
Запомним
Слайд 10Найти координаты вершины параболы, её ось симметрии и построить её:
у
= 2х² - 8х + 1
у = - 2х² +16х
– 5
Т.к. а =2 ; в =-8; с =1
то х₀ = 8 : (2·2)=2
у₀= 2·2² - 8·2 + 1=-7
Значит: (2; -7) координаты вершины, а ось симметрии параболы: х=2
2) Т.к. а=-2; в=16; с=-5
то х₀ = -16 : (2·(-2)) = 4
у₀ = -2· 4² + 16·4 - 5 = 27
Значит: (4; 27) координаты вершины; ось симметрии: х=4
Слайд 11Самостоятельно: вычислить координаты
вершины параболы
1) у = х² + 4х + 5
2) у = 2х² + 4х
3) у = -3х² + 6х + 1
4) у = 3х² - 12х
5) у = х² + 6х - 2
6) у = -2х² + 8х - 5
7) у = -4х² - 8х
Проверим:
1) (-2; 1)
2) (-1; -2)
3) (1; 4)
4) (2; - 12)
5) (-3; - 11)
6) (2; 3)
7) (-1; 4)
Слайд 12Рефлексия:
1) Сегодня на уроке я запомнил…
2) Сегодня на уроке
я научился…
3) Сегодня на уроке я узнал …
4)
Сегодня на уроке я выучил…
5) Сегодня на уроке было интересно …
6) Сегодня на уроке мне понравилось …
Слайд 14Содержание:
Определение квадратного уравнения
Классификация квадратных уравнений
Способы решения квадратного уравнения
Слайд 15Определение
Квадратным уравнением называется уравнение вида ax²+bx+c=0,
где
x - переменная,
a, b, c – любые
действительные числа, причем a≠0. (Почему?)
Причем: а – старший коэффициент
в - второй коэффициент
с – свободный член
Квадратные уравнения.
неполное
полное
b = 0; x² + c = 0 ах² + b х + с = 0, а≠0
c = 0; ax² + bx = 0
b = 0; c = 0; ax² = 0 приведённое
x² + p x + q = 0, а=1
Слайд 17Запомним
Решить квадратное уравнение – это значит найти все его
корни или установить, что их нет.
Причем: квадратное уравнение может иметь
либо 2 корня (если D >0),
либо 1 корень (если D = 0),
либо вообще не иметь корней (если D <0)
Слайд 18Способы решения квадратного уравнения:
Разложением на множители
Выделением полного квадрата
По формуле корней
(универсальный способ)
По теореме Виета
По коэффициентам
Графический
Введение новой
переменной
Слайд 19Разложение левой части на множители
Слайд 20
Например:
Выделение полного квадрата
Слайд 21Рассмотрим ещё одно решение:
Решим уравнение: х² + 6х
- 7 = 0.
Решение: х² + 6х
-7 = 0.
х² + 2 · 3 · х + 9 – 9 – 7 = 0
(х² + 6х + 9) - 9 – 7 = 0
(х +3)² – 16 = 0.
(х +3)² = 16.
Значит: х +3 = 4 и х + 3 = -4.
х = 1 х =-7.
Ответ: 1; -7.
Слайд 22Алгоритм решения квадратного уравнения ПО ФОРМУЛЕ КОРНЕЙ:
Найти число, называемое дискриминантом
квадратного уравнения
и равное
D = b²- 4ac.
2) Дискриминант показывает сколько корней имеет уравнение
- если D<0, то данное квадратное уравнение не имеет корней;
Слайд 23 - если D=0, то данное квадратное уравнение имеет
единственный корень, который
равен
- если D>0, то данное квадратное уравнение
имеет два корня, которые равны
Слайд 24Решить уравнение: 2x2- 5x + 2 = 0
Здесь a = 2, b = -5, c = 2.
Имеем
D = b2- 4ac = (-5)2- 422 = 9.
Так как D > 0, то уравнение имеет два корня.
Найдем
их по формуле
то есть x₁ = 2 и x₂ = 0,5 - корни заданного уравнения.
Слайд 25Решить самостоятельно:
x2- 2x + 1 = 0.
2x2- 3x +5= 0.
Проверим
1 уравнение:
получили один корень
х = 1, т.к. D = 0
Проверим
2 уравнение:
уравнение
не имеет действительных корней, т.к. D < 0
Слайд 26Работаем в парах:
1) Выберите квадратные уравнения и
определите значения их
коэффициентов:
А) 2х² – 8 =
0; Б) -х² + 4х + 1 = 0;
В) 3х³ + 2х – 9 = 0; Г) 5х – 3х² +2 = 0;
Д) х – 3 = 0; Е) 3 – 5х² – х = 0;
Ж) х² – х = 0. И) х² + 5 - 2х = 0
2) По коэффициентам указать приведенные
уравнения.
3) Из квадратных уравнений
выбрать неполные и решить их.
Слайд 27Проверим:
Квадратные уравнения:
А) 2х² – 8 =
0, где а=2; в=0; с=-8
Б) -х² + 4х + 1 = 0, где а=-1; в=4; с=1
Г) 5х – 3х² + 2 = 0, где а=-3; в=5; с=2
Е) 3 – 5х² – х = 0, где а=-5; в=-1; с=3
Ж) х² – х = 0, где а=1; в=-1; с=0
И) х² + 5 - 2х = 0, где а=1; в=-2; с=5
Слайд 28 Проверим:
2) Приведенные квадратные уравнения:
И) х² +
5 - 2х = 0
3) Неполные квадратные уравнения:
А) 2х² – 8 = 0 и Ж) х² – х = 0
Решения: 2х² – 8 = 0 и х² – х = 0
2(х² - 4)=0 х(х-1)=0
2≠0; х² - 4 =0 х=0; х-1=0
х² = 4 х=0; х=1
х = ± 2
Слайд 29Пример решения квадратного уравнения
Дано уравнение:
Решение:
Ответ:
Слайд 30Самостоятельная работа
(по вариантам)
Слайд 33Запомни: по теореме Виета решаются только приведенные квадратные уравнения
Теорема Виета:
Если корни х₁ и х₂ приведённого квадратного уравнения
х² + px + q = 0 , то х₁ + х₂ = - p, а х₁ · х₂ = q.
Обратное утверждение: Если числа m и n таковы, что m + n = - p, m∙n = q, то эти числа являются корнями уравнения х² + px + q = 0.
Обобщённая теорема: Числа х₁ и х₂ являются корнями приведённого квадратного уравнения х² + px + q = 0 тогда и только тогда, когда х₁ + х₂ = - p, х₁ · х₂ = q.
Следствие: х² + px + q = (х – х₁)(х – х₂)
Слайд 34НАПРИМЕР
Дано приведённое квадратное уравнение
x²-7x+10=0
Решение: методом подбора проверим числа
2 и 5. Их произведение равно 10 (т.е. свободному члену уравнения), а их сумма равна 7, (т.е. второму коэффициенту уравнения , но с противоположным знаком )
Значит эти числа и являются корнями данного уравнения.
Ответ: 2 и 5
Слайд 35Решить :
Решаем вместе:
1) х² - 15х + 14
= 0
2) х² + 3х – 4 = 0
3) х²
- 10х – 11 = 0
4) х² + 8х – 9 = 0
Решить
самостоятельно
в парах:
1) х² + 8х + 7 = 0
2) х² - 19х + 18 = 0
3) х² - 9х – 10 = 0
4) х² + 9х + 20 = 0
Слайд 36Проверим ответы:
1) х₁ =-1 х₂ =-7
2) х₁ =
1 х₂ = 18
3) х₁ =-1
х₂ =10
4) х₁ =-4 х₂ =-5
Слайд 37
Решение квадратных уравнений по коэффициентам
Если сумма коэффициентов равна 0, т.е.
а + в + с = 0 , то х₁
= 1 х₂ = с/а.
2) Если а –в + с = 0, то х₁ = -1 х₂ = -с/а.
3) Если а = с, в = а ² + 1, то
х₁ = –а = - с х₂ = -1/а = -1 /с.
4) Если а = с , в = - (а² + 1), то
х₁ = а = с х₂ = 1/а = 1/с
Слайд 38
Решить самостоятельно
по группам:
1) 3х² + 4х +
1 = 0,
2) 5х² - 4х – 9 = 0, 3) 6х² + 37х + 6 = 0,
4) 7х² + 2х – 5 = 0,
5) 13х² - 18х + 5 = 0,
6) 5х² + х – 6 = 0,
7) 7х² - 50х + 7 = 0,
8) 6х² - 37х + 6 = 0,
9) 7х² + 50х + 7 = 0.
Слайд 42Решим графически уравнение:
Решение:
преобразуем
Пусть у₁ = х² и
у₂ = 4
Построим эти графики в одной координатной плоскости
Ответ:
х = -2; х = 2
Слайд 43Решить графически уравнения
по вариантам:
1 вариант
1) х² + 2х
– 3 = 0
2) - х² + 6х – 5
= 0
3) 2х² - 3х + 1 = 0
2 вариант
1) х² - 4х + 3 = 0
2) -х² - 3х + 4 = 0
3) 2х² - 5х + 2 = 0
Слайд 44Введение новой переменной
Умение удачно ввести новую переменную – облегчает решение
Например:
надо решить уравнение (2х+3)² = 3(2х+3) – 2.
Решение:
пусть: а = 2х + 3.
Произведем замену переменной: а² = 3а - 2.
Тогда получим уравнение а² - 3а + 2 = 0 и у него D > 0.
Решим квадратное уравнение и получим: а₁ = 1, а₂ = 2.
Произведем обратную замену и вернемся к переменной х:
1). если а₁ = 1, то 2х + 3 = 1 и тогда х₁ = - 1;
2). если а₂ = 2, то 2х + 3 = 2 и тогда х₂ = - 0,5
Ответ: -1; -0,5.
Слайд 45Решить самостоятельно в парах:
а) (х² - х)² - 14(х²
- х) + 24 = 0;
б) (2х - 1)⁴
- (2х - 1)² - 12 = 0
Проверим ответы:
а)
б)
Слайд 46Разложение квадратного трехчлена
на множители
Слайд 47Запомнить:
Если квадратное уравнение ax²+bx+c=0
имеет корни х₁ и х₂, то
квадратный трехчлен ax²+bx+c, раскладывается на множители следующим образом:
ax²+bx+c= а·(х - х₁)(х - х₂).
Слайд 48Разложите квадратный трехчлен на множители:
1 вариант
1)
х² - 11х + 24
2) х² + 7х + 12
3) - х² - 8х + 9
4) 3х² + 5х - 2
5) -5х² + 6х - 1
2 вариант
1) х² - 2х - 15
2) х² + 3х - 10
3) - х² + 5х - 6
4) 5х² + 2х - 3
5) -2х² + 9х - 4
Слайд 49Проверим
1 вариант
1) (х-8)(х-3)
2) (х+3)(х+4)
3) – (х-1)(х+9)
4) 3·(х-1/6)(х+13/6)
5) -5·(х-1)(х- 0,2)
2 вариант
1) (х-5)(х+3)
2) (х-2)(х+5)
3) - (х-2)(х-3)
4) 5·(х+1)(х- 0,6)
5) -2·(х-½)(х-4)
Слайд 50Рефлексия:
Сегодня на уроке я запомнил…
Сегодня на уроке я научился…
Сегодня на уроке я узнал …
Сегодня на уроке я
выучил…
Сегодня на уроке было интересно …
Сегодня на уроке мне понравилось …
Слайд 52Источники изображений
http://www.avazun.ru/photoframes/&sort=&p=10
http://s59.radikal.ru/i163/0811/73/ad11fb505124.png