Слайд 1Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать
стремлению природы к своему собственному развитию.
И. Песталоцци
Слайд 2Методы обучения
Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей.
Д. Пойа
Слайд 3
Метод обучения - способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых,
направленной на решение задач образования (Ю.К.Бабанский).
Метод обучения -
система целенаправленных действий учителя, организующих учебную деятельность учащихся, ведущую, в свою очередь, к достижению целей обучения (И.Я.Лернер).
Слайд 4По источнику знаний
Словесные
Наглядные
Практические
Слайд 5По характеру познавательной деятельности
Объяснительно-иллюстративный
Проблемное изложение
Частично-поисковый
Исследовательский
Слайд 6Активные и интенсивные методы
Метод дидактических игр
Обучение по алгоритму
Слайд 7Методы науки в качестве учебных методов
Мозговая атака
Внеконтекстные операции с понятиями
Слайд 8Методы контроля
Индивидуальный опрос
Фронтальный опрос
Контрольная работа
Зачет
Лабораторная работа
Экзамен
Слайд 10Словесные методы
Источник знаний - слово
Рассказ предполагает устное повествовательное изложение учебного
материала, не прерываемое вопросами к обучаемым.
Учебная лекция – систематическое
изложение материала.
Беседа – подача информации в виде диалога учителя с учеником по комплексу вопросов темы.
Дискуссия – обсуждение проблемы.
Слайд 11Наглядные методы
Источник знаний – образ, наглядное представление объекта
Иллюстрация - показ
учащимся различных иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, схем, рисунков из учебника,
зарисовок и записей на доске, моделей геометрических фигур, натуральных предметов и т. д.
Демонстрация приборов, опытов, показ кинофильмов, диафильмов, слайдов, и т. д.
Слайд 12Практические методы
Источник знаний – практическая деятельность учащихся
Упражнение - многократное выполнение
учебных действий с целью отработки умений и навыков.
Лабораторная работа -
проведение учащимися в условиях лаборатории опытов, расчетов, экспериментов, позволяющих изучать процессы.
Практическая работа - выполнение заданий по обработке материалов, изготовление предметов, работа на пришкольных участках, в мастерских и пр.
Слайд 13По характеру познавательной деятельности
Слайд 14Уровни деятельности
творческая
активная
исследовательская
Слайд 15методы
репродуктивный
исследовательский
Слайд 16Объяснительно-иллюстративный
Репродуктивный
учитель
ученик
Слайд 17Исследовательский
Проблемное изложение
Исследовательский
Частично-поисковый
Слайд 18Средства обучения
Слово
Образ
Действие
Слайд 19Метод дидактических игр. Сущность – моделирование и имитация.
Обучение по алгоритму.
Активные и интенсивные методы
Слайд 20Методы науки в качестве учебных методов
Слайд 21Мозговая атака
Решение проблемы путем высказывания идей для ее решения
Слайд 22Внеконтекстные операции с понятиями
Оперирование с понятиями
Узнавание термина
Определение понятия
Раскрытие
объема и содержания понятия
Установление связей данного понятия с другим
Практическая интерпретация
понятия
Слайд 23Методы формирования познавательного интереса
Положительные эмоции по отношению к деятельности.
Наличие познавательной
стороны этой эмоции.
Наличие непосредственного мотива, идущего от самой деятельности.
Слайд 24Познавательные игры. Метод опирается на создание в учебном процессе игровых
ситуаций
Учебные дискуссии - метод создания ситуации познавательного спора.
Создание ситуации
успеха в учении путем дифференциации помощи обучаемым в выполнении учебных заданий одной и той же сложности
Слайд 25Выбор оптимального сочетания методов обучения
Слайд 26Критерии выбора методов обучения
Соответствие методов принципам обучения.
Соответствие целям и задачам
обучения.
Соответствие содержанию данной темы.
Соответствие учебным возможностям обучаемым: возрастным, психологическим; уровню
подготовленности.
Соответствие имеющимся условиям и отведенному времени обучения.
Соответствие возможностям вспомогательных средств обучения.
Соответствие возможностям самих преподавателей
Слайд 27Уровни принятия решения о выборе методов обучения
Слайд 28Классификация методов обучения
1. По источнику знаний
Словесные
Наглядные
Практические
2. По
характеру познавательной деятельности
Объяснительно-иллюстративный
Проблемное изложение
Частично-поисковый
Исследовательский
3. Активные и интенсивные методы
Метод дидактических
игр
Обучение по алгоритму
4. Методы науки в качестве учебных методов
Мозговая атака
Внеконтекстные операции с понятиями