Слайд 1
Подготовка к трудовой адаптации обучающихся специальной (коррекционной) общеобразовательной
школы VIII
вида
в процессе изучения математики
подготовила: Михеева Т.В.
учитель математики
г.Чернушка,2015
Слайд 2 Практика работы показывает, что обучающиеся
с нарушениями интеллекта испытывают затруднения в использовании
имеющихся знаний в новой ситуации, а также в
практической трудовой деятельности. Содержание программ С(к)ОУ VIII вида, в частности программа по математике, позволяет подготовить обучающихся к последующей успешной трудовой деятельности.
Слайд 3Трудовая адаптация
- это процесс и результат подготовки выпускников образовательных учреждений
к самостоятельной жизни и профессиональному труду, в соответствии с их
психофизическими возможностями.
Слайд 4 Компоненты трудовой адаптации:
человек;
труд;
связанные с трудом средовые и
личностные отношения, механизмы их взаимодействия.
Направления трудовой адаптации:
1) предметно-профессиональная адаптация (овладение
профессией);
2) социально-психологическая адаптация (включение в межличностные отношения)
Слайд 5 Трудовая адаптация умственно отсталых школьников
- «…приспособление, приноравливание,
вливание обучающихся своим трудом в общество ».
Слайд 6Педагогические условия, обеспечивающие трудовую адаптацию обучающихся с ОВЗ:
формирование самостоятельности в
трудовой деятельности через развитие общетрудовых навыков и умений;
осуществление
межпредметных связей и связи обучения с жизнью;
формирование умений применять полученные знания в разнообразных меняющихся условиях;
осуществление взаимосвязи урока и внеклассных форм работы с целью углубления, расширения и коррекции знаний обучающихся по учебным предметам;
отработка практических умений применять полученные знания в решении жизненных задач и профессиональном труде;
формирование положительного отношения к труду,
развитие речи и др.
Слайд 7
Главная общеобразовательная цель
обучения математике:
добиться овладения обучающимися системой доступных
математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и
в будущей профессии, так прочно, чтобы они стали достоянием на всю жизнь, то есть способствовали трудовой адаптации обучающихся в современных социально-экономических условиях жизни и производства.
Слайд 8Задачи:
1. Создать в процессе работы коррекционно-развивающую среду.
2. Углубить полученные
математические знания, вычислительные, измерительные и чертёжные навыки, необходимые для трудовой
адаптации.
Формировать элементарные экономические знания, умения применять эти знания в различных жизненных и трудовых ситуациях.
4. Развивать и коррегировать недостатки познавательной деятельности обучающихся.
5. Воспитывать социально- личностные качества обучающихся (трудолюбие, настойчивость, волю, умение доводить начатое дело до конца и др.)
Слайд 9Связь обучения математике с жизнью, профессиональным трудом.
Навык устных вычислений;
Умение пользоваться
чертежными инструментами и приспособлениями (линейкой, циркулем, транспортиром, отвесом);
Умение находить P,
S, V;
Умение находить среднее арифметическое;
Навык работы с мерами земельных S;
Умение оперировать различными величинами (массы, времени, длины, стоимости);
Овладение элементарными экономическими понятиями;
Развитие речи (пополнение и обогащение словарного запаса на уроках и внеклассных мероприятиях).
Слайд 10Методы
- продуктивные, частично-поисковые методы;
- проблемные методы;
- практические
методы (упражнения, практические работы);
- наглядные методы (самостоятельные наблюдения, метод
иллюстраций, метод демонстраций);
- игра;
- дифференцированный инструктаж к выполнению заданий;
- дифференцированное использование карточек контроля, карточек – подсказок, схем – шпаргалок; карточек – алгоритмов выполнения заданий.
Слайд 11Заключение
Трудовая адаптация – процесс педагогически корректируемый. Может успешно осуществляться у
обучающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии, несмотря на их психофизические
особенности и ограниченные возможности, при правильной организации обучения и воспитания в С(к)ОУ VIII вида.
Целенаправленная реализация межпредметных связей математики и профессионально-трудового обучения положительно влияет на развитие вычислительных, измерительных и чертёжных навыков, на возможность их применения для более успешной трудовой адаптации в современных экономических условиях.
Слайд 12Изучение математики в С (к)ОУ VIII вида, является одним из
условий подготовки детей с недостатками в умственном развитии к трудовой
адаптации в современных условиях жизни и труда.
Слайд 20« Мама получает 9 000 рублей в месяц. А папа 16 000
рублей. В семье 3 человека. Сколько рублей в месяц в
среднем приходится на каждого члена семьи? Прожиточный минимум составляет 6 350 рублей.
Достаточно ли денег для проживания семьи?»
8 класс
Слайд 21Работа с пословицами:
Семь раз отмерь, один раз
отрежь.
Как потопаешь, так и полопаешь.
Семеро одного не ждут.
Взялся за гуж, не говори, что не дюж.
Хочешь есть калачи, так не сиди на печи!
Словарная работа (работа с новыми, трудными, непонятными словами);
Развитие математической речи.
Слайд 22 Большую роль играет решение арифметических задач,
в содержании которых речь идет о:
производстве;
расчете бюджета семьи;
расчете доходов и
расходов;
оплате коммунальных услуг;
условиях труда;
оплате труда;
рациональных способах выполнения работ;
экономии;
природе и сохранении ее богатств…