Проблемно- диалогический урок
Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблем учениками
2. Актуализация учениками своих знаний
3. Поиск решения проблемы учениками
4. Применение знаний учениками
5. Рефлексия деятельности
Приём “Необъявленная тема”
Универсальный приём ТРИЗ, направленный создание внешней мотивации изучения темы урока. Данный прием позволяет привлечь интерес учащихся к изучению новой темы, не блокируя восприятия непонятными терминами.
Пример. Учитель записывает на доске слово «Тема», выдерживает паузу до тех пор, пока все не обратят внимание на руку учителя, которая не хочет выводит саму тему.
Учитель: Ребята, извините, но моя рука отказалась написать тему урока, и, кажется, неслучайно! Вот вам еще одна загадка, которую вы разгадаете уже в середине урока: почему рука отказалась записать тему урока?
Данный вопрос записывает в уголке классной доски.
Учитель: Ребята, вам предстоит проанализировать и доказать, с точки зрения полезности, отсутствие темы в начале урока! Но начинать урок нам все равно надо, и начнем с хорошо знакомого.
Пример разработки ситуационных задач на уроке информатики и ИКТ
Тема «Техника безопасности. Организация рабочего места пользователя».
На основе учебного материала могут быть сформулированы следующие ситуационные задачи:
Какие заболевания, могут быть спровоцированы длительной работой за компьютером?
Предположите, какие факторы, ухудшающие здоровье, человек может устранить самостоятельно.
Установите, насколько ваше рабочее место за компьютером соответствует гигиеническим требованиям.
Проведите исследование кабинета информатики на предмет соответствия гигиеническим нормам.
Предложите варианты реконструкции своего рабочего места или кабинета информатики.
Сформулируйте требования к компьютерной презентации с точки зрения безопасного зрительного и психологического восприятия.
Решение данных задач требует не только знания правил техники безопасности и организации рабочего места, но и предполагают проведение небольшого исследования.
Задачи относятся к классу «открытых», так как не предполагают однозначного ответа.
Задания № 4, 5, 6 предполагают использование знаний и универсальных действий, выходящих за рамки данной темы урока и учебного предмета
Ресурсы. Возможны варианты использования следующих ресурсов:
человеческие: в штат введена должность служащего, который будет регулярно напоминать пользователям о необходимости сделать перерыв и следить за правилами посадки перед монитором;
материальные: поставить перед монитором на расстоянии 50 см второй экран из прозрачного материала, чтобы пользователи соблюдали безопасное расстояние;
энергетические: встроить в монитор устройство, которое будет самостоятельно отключать монитор через определенные промежутки времени, делая тем сам принудительный перерыв в работе.
Из указанных ресурсов наиболее эффективным является энергетический ресурс.
Способ разрешения противоречия: разрешение в структуре. Встроить в монитор тепловой датчик, который будет отключать монитор, если человек приблизится к монитору ближе 50 см, а так же будет отключать через равные промежутки времени, устраивая, таким образом, перерыв в работе пользователя.
Оценка решения: решение требует в любом случае затрат, наиболее эффективно использовать возможности самой системы – монитора
Задание
1. Закончите утверждение: «Если в треугольнике есть прямой угол, то...»
2. Какие выводы можно сделать, выяснив, что треугольник имеет прямой угол?
Результат выполнения задания
Возможны варианты
Если треугольник – прямоугольный, то его наибольший угол – прямой.
Если треугольник – прямоугольный, то наибольшая по длине сторона лежит против прямого угла.
Если треугольник – прямоугольный, то из двух таких треугольников можно сложить прямоугольник.
Если треугольник – прямоугольный, то его площадь равна половине произведения катетов.
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть