Слайд 1Самостоятельная деятельность учащихся
на уроках математики
Учитель начальных классов
ГБОУ РК «Евпаторийская
санаторная школа-интернат»
Антоненкова Т.А.
Слайд 2самостоятельная работа – это такое средство обучения, которое:
В каждой
конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной дидактической цели и задаче;
Формирует у
учащихся на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимые объём и уровень знаний, умений и навыков.
Вырабатывает у учащихся психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и общественной информации при решении новых познавательных задач;
Является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе обучения.
Слайд 3Основные цели самостоятельной работы на уроках математики следующие:
Формирование и
дальнейшее развитие мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения, классификации и т.п.;
Развитие
и тренинг мышления вообще и творческого в частности;
Поддерживание интереса к деятельности;
Развитие качеств творческой личности, таких, как познавательная активность, упорство в достижении цели, самостоятельность;
Регулярный контроль успеваемости учащихся по предмету.
Слайд 4
Уровни самостоятельной деятельности учащихся:
воспроизводящая самостоятельность
вариативная самостоятельность
частично поисковая
самостоятельность
творческая самостоятельность
Слайд 6
По форме организации самостоятельные работы можно разделить на:
1.Индивидуальные, т.е. каждому учащемуся предоставляется карточка с посильными ему заданиями,
здесь учитывается дифференцирующий подход в обучении;
2.Фронтальные, в данном случае самостоятельная работа предлагается выборочно, когда необходимо определить уровень усвоения материала конкретным учеником;
3.Групповые, обычно это бывают общие самостоятельные или контрольные работы.
4.Парные.
Слайд 7Основные виды самостоятельной работы:
1) по методу самостоятельной работы учащихся
2)
по звеньям учебного процесса
3) по характеру познавательной деятельности учащегося
4)
по характеру руководства
Слайд 8
Задания для самостоятельных работ можно классифицировать следующим образом:
Учебные задания, опосредующие
учебную информацию.
Учебные задания, направляющие работу ученика с учебным материалом.
Учебные
задания, требующие от ученика творческой деятельности.
Слайд 9Наиболее распространёнными и эффективными являются такие виды самостоятельной работы:
Работа
с текстом
Упражнения
Составление задач и упражнений самими учащимися
Проведение практических работ
на местности
Тестовые задания
Письменные самостоятельные работы.
Выполнение домашних заданий.
Подготовка докладов, рефератов.
Домашние опыты, наблюдения.
Учебно-исследовательские проекты.
Презентации.
Техническое моделирование и конструирование.
Слайд 10Признаки самостоятельной работы:
Наличие задания учителя;
Руководство учителя;
Самостоятельность учащихся;
Выполнение задания без непосредственного
участия учителя;
Активность и усилия учащихся;
Специальное время для выполнения задания.
Слайд 11
Основные требования к организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке:
1.Любая самостоятельная работа на любом уровне самостоятельности имеет конкретную
цель. Каждый ученик знает порядок и приемы выполнения работы;
2.Самостоятельная работа соответствует учебным возможностям ученика, а степень сложности удовлетворяет принципу постепенного перехода с одного уровня самостоятельности на другой;
3.В учебном процессе используются результаты, выводы самостоятельной, в том числе домашней работы;
4.Обеспечивается сочетание разнообразных видов самостоятельных работ и управление самим процессом работы;
5.Назначение самостоятельной работы - развитие познавательных способностей, инициативы в принятии решения, творческого мышления, поэтому, подбирая задания, надо свети к минимуму шаблонное их выполнение;
6.Содержание, форма должны вызвать интерес у учащихся, желание выполнить работу до конца;
7.Самостоятельные работы должны вырабатывать навыки и привычку к труду;
8.Контроль за проведением самостоятельной работы;
9.Подведение итогов самостоятельной работы (обратная связь);
10.Для обеспечения самостоятельной деятельности учащихся и развития их мышления необходимо обучать обобщенным приемам учебной работы: приемы запоминания, наблюдения, решения задач
Слайд 12Необходимые условия для реализации всех видов самостоятельной работы:
Постепенность введения разных
по степени сложности и стимулированию умственной активности видов самостоятельной работы;
Обязательность
подготовки учащихся к выполнению заданий;
Разнообразие видов самостоятельной работы, используемых при преподавании каждого учебного предмета;
Подбор заданий, способствующих побуждению интереса к их выполнению содержащих посильные трудности;
Ознакомление учащихся с источниками получения необходимой для выполнения задания информации;
Оказание учителем в случае необходимости помощи в работе;
Обучение учащихся приёмам самоконтроля при выполнении работ;
Обязательность проверки учителем самостоятельных работ учащихся.
Слайд 13 Самостоятельная работа в обучении математики необходима для перевода знаний
из вне во внутреннее достояние учащегося, необходима для овладения этими
знаниями, а также для осуществления контроля со стороны учителя за их усвоением. Самостоятельные работы являются также необходимым условием развития мышления учащихся, воспитания самостоятельности и познавательной активности учащихся, привития навыков учебного труда.