Слайд 1
Обществознание
Тема: Древнегреческий философ – Пифагор
Выполнила:
Семенюк Полина Николаевна
Преподаватель: Поляков Михаил Юрьевич
Москва 2018
Слайд 2Содержание
Глава 1 Биография
Краткая биография
Краткая историческая справка
Глава 2 Пифагор и пифагорейцы:
религиозное, научное и философское учение
Создание организации “Пифагорейский союз”
Нравственные принципы и
заповеди Пифагора
Образ жизни пифагорейцев
Научное мировоззрение пифагорейцев.
Философия числа
Заключение
Литература
Слайд 3Введение
Пифагор Самосский (др.-греч. Πυθαγόρας ὁ Σάμιος, лат. Pythagoras; 570—490 гг.
до н. э.) — древнегреческий философ и математик, создатель религиозно-философской
школы пифагорейцев.
Историю жизни Пифагора трудно отделить от легенд, представляющих его в качестве совершенного мудреца и великого посвящённого во все таинства греков и варваров. Ещё Геродот называл его «величайшим эллинским мудрецом»
Основными источниками по жизни и учению Пифагора являются сочинения философа-неоплатоника Ямвлиха «О Пифагоровой жизни»; Порфирия «Жизнь Пифагора»; Диогена Лаэртского , «Пифагор». Эти авторы опирались на сочинения более ранних авторов, из которых следует отметить ученика Аристотеля Аристоксена родом из Тарента, где сильны были позиции пифагорейцев.
Таким образом, самые ранние известные источники об учении Пифагора появились лишь 200 лет спустя после его смерти. Сам Пифагор не оставил сочинений, и все сведения о нём и его учении основываются на трудах его последователей, не всегда беспристрастных.
Слайд 4Биография
История Пифагора начинается в 570 году (дата приблизительная), в городе
Сидоне (ныне Сайда, Ливан). Он родился в семье зажиточного ювелира,
который смог дать самое лучшее воспитание и знания своему сыну. Интересным фактом является происхождение имени будущего мудреца. Его отец, Мнесарх, назвал сына в честь одной из жриц Аполлона, Пифии. Также в честь нее он назвал и свою жену – Пифазис. А все так сложилось потому, что именно эта жрица предсказала Мнесарху, что у него родится сын, который превзойдет каждого другого человека и по красоте, и по своему уму.
Слайд 5Ранние годы ученого проходили в стенах лучших храмов Греции. Еще
в подростковом возрасте он пытался узнать как можно больше, читая
работы других мудрецов, а также беседуя с духовными учителями.
В дальнейшие годы биография Пифагора складывается из его жизненного опыта уже на чужих землях. Сначала он отправляется в Египет, где погружается в местную мистерию. Позже в этой стране он открывает свою школу, где можно было обучиться математике и философии. Стоит также отметить, что в этот период он вводит такое понятие, как философ, и именует себя этим словом. Дело в том, что ранее все великие люди звали себя мудрецами, что означало «знает». Пифагор же ввел термин «философ», который переводился как «пытается узнать».
Слайд 6Краткая историческая справка
Существует понятие, что философия - наука о неизвестном.
Она освещает нам темноту неясного, раскрывает содержание возможного и указывает
пути и границы недостижимого.
Изобретение самого термина традиция приписывает Пифагору Самосскому. Пифагор видел себя не обладателем истины, а лишь человеком, стремящимся к ней как к недостижимому идеалу
Но философия для Пифагора была не просто умственным любомудрием, но и особой системой жизненных правил. Любовь к мудрости должна была охватывать не только ум, но и все существо философа, подчиняя его себе и делая его аристократом духа и добродетели.
Слайд 7 Создание организации “Пифагорейский союз”
Пифагор, по преданию, учился в Египте,
много путешествовал. Около 532 г., скрываясь от тирании Поликарпа, он
осел в Кротоне, где быстро завоевывает широкую известность и создает религиозно-философскую и политическую организацию - Пифагорейский союз. Этот союз имел целью господство лучших в религиозном, научном, философском - короче, “нравственном” смысле.
Слайд 8Ритуал посвящения в члены пифагорейского братства был окружен множеством таинств,
разглашение которых сурово каралось. "Когда к нему приходили младшие и
желающие жить совместно, - рассказывает Ямвлих, - он не сразу давал согласие, а ждал, пока их не проверит и не вынесет о них свое суждение”. Но и, попав в орден после строгого отбора и испытательного периода, новички могли только из-за занавеса слушать голос учителя, видеть же его самого разрешалось только после нескольких лет очищения музыкой и аскетической жизнью.
Слайд 9Нравственные принципы и заповеди Пифагора
Нравственные принципы, проповедуемые Пифагором и сегодня
достойны подражания. Каждый человек должен следовать правилу: беги от всякой
хитрости, отсекай от тела болезнь, от души невежество, от утробы - роскошество, от города - смуту, от семьи - ссору. Вещей, к которым стоит стремиться и которых следует добиваться, есть на свете три: во-первых, прекрасное и славное, во-вторых, полезное для жизни, в-третьих, доставляющие наслаждение.
Слайд 10Вот некоторые извлечения из книжки, содержащей 325 Пифагоровских заповедей:
- Сыщи
себе верного друга, имея его, ты можешь обойтись без богов.
-
Юноша! Если ты желаешь себе жизни долгоденственной, то воздержи себя от пресыщения и всякого излишества.
- Юные девицы! Памятуйте, что лицо лишь тогда бывает прекрасным, когда оно изображает изящную душу.
- Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом.
Сегодня абсолютно невозможно сказать, какие из сотен подобных заповедей восходят к самому Пифагору. Но совершенно очевидно, что все они выражают вечные общечеловеческие ценности, которые остаются актуальными всегда, покуда жив человек.
Слайд 11 Образ жизни пифагорейцев
Пифагорейцы вели особый образ жизни, у них
имелся свой особый распорядок дня. День пифагорейцам надлежало начинать со
стихов:
Прежде, чем встать от сладостных снов, навеваемых ночью,
Думай, раскинь, какие дела тебе день приготовил.
Проснувшись, они проделывали мнемонические упражнения, помогающие запоминать нужные сведения, а затем шли на берег моря встречать восход солнца, обдумывали дела предстоящего дня, после чего делали гимнастику и завтракали. Вечером совершалось совместное купание, прогулка, ужин, после чего возлияние
богам и чтение.
Перед сном каждый давал себе отчет о прошедшем дне,
заканчивая его стихами:
Не допускай ленивого сна на усталые очи,
Прежде, чем на три вопроса о деле дневном не ответишь:
Что я сделал? Чего не сделал? Что мне осталось сделать?
Слайд 12Научное мировоззрение пифагорейцев.
Что же касается собственных знаний, то Пифагору приписывают
геометрические открытия, такие, как известная теорема Пифагора о соотношении гипотенузы
и катетов прямоугольного треугольника, учение о пяти правильных телах, в арифметике - учение о четных и нечетных числах, начала геометрического истолкования числа и т.д.
Слайд 13Пифагорейцы полагали, что все тела состоят из мельчайших частиц —
«единиц бытия», которые в различных сочетаниях соответствуют различным геометрическим фигурам.
Число для Пифагора было и материей, и формой Вселенной.
Согласно философии Пифагора, четные числа бесконечны, нечетные конечны. Граница чисел – единица, а из единицы составляются все
остальные числа; в единице заключается возможность всех остальных
чисел, а, следовательно, и возможность вселенной.
Слайд 14Заключение
В современном мире рассматривается как один из основоположников математической мысли,
которая стала доминирующей и основной даже для нынешних наук, философом
и космологом античности. Скорее всего большинство философских и научных идей, что приписывают Пифагору является уже заслугами его последователей, входивших в круг Пифагорейцев или их учеников. Так известная теорема квадрата гипотенузы и катетов, вполне могла появиться еще в древнем Вавилоне, а сам Пифагор скорее всего адаптировал идею под греческую систему доказательств.
Слайд 15Литература
Жмудь Л. Я. Пифагор и его школа. — М.: Наука,
2013. — ISBN 5-02-027292-2
Жмудь Л. Я. Наука, философия и религия
в раннем пифагореизме. — СПб., 2014. — 376 с. — ISBN 5-86050-066-1
Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1: От эпических космогоний до возникновения атомистики - naturalhistory.narod.ru/Person/Lib/Filosoph/Index.htm, Изд. А. В. Лебедев. — М.: Наука, 2015. — с. 138—149.
Леонтьев А. В. Традиция о Пифагоре у Аристоксена и Дикеарха // Человек. Природа. Общество. Актуальные проблемы. Материалы 11-й международной конференции молодых ученых 27-30 декабря 2000 г. — Издательство Санкт-Петербургского университета. 2016. — С. 298—301.
Ямвлих, О пифагоровой жизни – yanko.lib.ru/books/philosoph/yamvlih-piphagor.htm
Диоген Лаэртский, Пифагор -http://www.psylib.ukrweb.net/books/diogenl/txt08.htm
Порфирий, Жизнь Пифагора -psylib.org.ua/books/diogenl/txt12.htm