Слайд 1
Познание как деятельность.
Истина и ее критерии
Слайд 2Френсис Бэкон, английский философ
(1581 – 1626)
«Знание – сила»
Слайд 3Что такое познание?
В процессе своей деятельности человек приобретал знания.
Знания –
совокупность сведений, информации об окружающем мире и о себе, проверенных
на практике и отраженные в мышлении человека.
Знания появляются в результате познавательной деятельности.
Слайд 4Что такое познание?
Познание – это отражение и воспроизведение действительности в
мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире.
Познание –
это процесс получения знания.
Слайд 5Элементы познавательной деятельности
Так как познание – это один из видов
деятельности человека, следовательно в нем также выделяются основные элементы:
Субъект познания
– тот, кто получает знания (человек, общество)
Объект – то, что познается (отдельный предмет, окружающий мир, внутренний мир человека)
Методы познания – способы, позволяющие получить истину (зависят от вида познания).
Цель познания – приобретение истинных знаний об объективном мире.
Результат познания – знание.
Слайд 9Формы рационального познания
Слайд 10Ступени познания
Находятся в единстве, переходят друг в друга, взаимно дополняют.
Когда
чувственного и рационального познания не достаточно, важную роль в познании
может сыграть интуиция (вспышка проницательности, способность человека к постижению истины без какого-либо обоснования с помощью доказательств).
Многие утверждения, основанные на здравом смысле, общепринятом мнении, не являются истинными.
Слайд 11Урок обществознания.
10 класс
Истина и её критерии
Слайд 13Что такое истина?
С. 58-59 (1 абзац)
Слайд 17Истина – верное, правильное отражение действительности в мысли
Слайд 19Относительная истина
На пути к абсолютно й истине человек получает относительные истины,
то есть неполное, ограниченное знание.
Относительность истины определяется рядом причин:
Познаваемый мир
бесконечен и изменчив;
Возможности познания зависят от реальных исторических условий своего времени;
Познание определяется уровнем развития производства, духовной культуры, имеющимися средствами наблюдения, эксперимента.
Слайд 20Абсолютная истина
Это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о
предмете или явлении.
Она полностью исчерпывает предмет изучения и не может
быть опровергнута при дальнейшем развитии познания.
Многие философы считают ее идеалом, образцом, к которому должно стремиться наше знание.
В реальности такое знание практически невозможно.
Слайд 21Практическая работа.
Класс делится на мини-группы.
Каждая группа получает часть картинки. Что
изображено? Выдвижение версий.
«Собери картинку». Объединение групп. Выдвижение версий текста, который
мог бы быть под картинкой. (относительная истина)
Показ учителем целой картинки и чтение текста из периодической печати. (абсолютная истина)
Слайд 31Обобщение изученного.
Что такое истина?
Назовите черты истины.
Почему истина чаще всего не
является окончательной и абсолютной?
Каким образом человек постигает истину?
Слайд 32Домашнее задание.
С. 58-60.
С. 65-66, документ.
С. 67 «Мысли мудрых», эссе.
Слайд 34Виды познания
Обыденное
Научное
Философское
Художественное
Социальное
Самопознание
Слайд 35Научное познание и его особенности.
С. 60
Слайд 361. Научное познание
Отличается от других видов познания стремлением к
получению объективной истины, не зависящей от личности исследователя.
Полученный результат не
должен зависеть от пристрастий, частных мнений, авторитетов.
Направлено на получение таких знаний, которые не только связаны с сегодняшним днем, но и могут найти применение в будущем.
Используются особые методы и формы познания.
Слайд 37Уровни и методы научного познания
С. 61
Слайд 38Уровни научного познания
Эмпирический уровень – нахождение новых фактов, обобщение
и поиск тенденций протекания того или иного процесса.
Означает все, что
дано человеку на основе чувственного опыта, т.е. его способности ощущать, воспринимать, отражать внешние воздействия, переживать и понимать что-либо.
Теоретический уровень – формулирование общих закономерностей, создание целостной научной теории, а затем формирование общей научной картины мира.
Слайд 39Методы научного познания
1 уровень – опыт, здравый смысл, наблюдение, эксперимент
2
уровень – обобщение, анализ, синтез, моделирование
Слайд 402. Способы ненаучного (обыденного) познания
Мифы – самый ранний способ понимания
природной и общественной действительности.
Опыт повседневной жизни, жизненная практика.
Народная мудрость и
здравый смысл.
Паранаука.
Познание средствами искусства.
Слайд 41Социальное познание и его особенности
С. 61-62
Слайд 423. Социальное познание
Совпадает объект и субъект познания.
Существуют несовпадения выводов и
оценок, возникающих при изучении общества.
Сложность изучаемого объекта – общества.
Ограничение возможности
проведения наблюдений и экспериментов над обществом.
Многие ученые считают, что возможно лишь описание общественных явлений, а не объяснение.
Слайд 434. Самопознание
Получение человеком знаний о самом себе.
Формы самопознания:
Самоузнавание
Самооценка
Самоисповедь
Самопознание может
осуществляться в процессе других видов деятельности – игре, общения, труда
и др.
Слайд 445. Художественное познание
1. Познание мира с помощью художественных образов.
2. Образы
помогают представить идеальную мысль через реальное представление и понять это
воплощение через выражение мысли.
3. Субъективное отражение действительности
Слайд 45Домашнее задание
§ 6, с. 66-67 задания.