Слайд 1Урок № 33
Тема: «Район проживания»
Слайд 2Один голубь постоянно менял гнезда. Неприятный запах, исходивший от этих
гнезд, был невыносим для него. Он горько жаловался на это
мудрому, старому, опытному голубю. А тот все кивал головой и, наконец, сказал: «Оттого, что ты постоянно меняешь гнезда, ничего не изменится. Измени свою жизнь. Обрати внимание на грязь, которую ты разводишь в гнезде. Не гнезда плохи, а твое обращение с ними».
Вопросы к классу:
В чем смысл притчи?
Как бы вы ее назвали?
Какое отношение она имеет к теме нашего урока?
Слайд 3Цели и задачи:
Понимать:
значение места проживания в жизни человека;
противоречивость влияния места
проживания на процесс социализации подростка.
Знать:
термины и понятия «жилой район», «район
проживания», «спальный район», «окраина», «центр»;
степень влияния характера жилого района на человека.
Уметь:
характеризовать особенности жизни человека в разных районах проживания;
описывать и анализировать различные уровни знакомства;
выявлять степень влияния района на личность подростка;
высказывать суждения на обществоведческие темы;
работать в группе, доказывать свою точку зрения, выступать публично;
осмысливать теоретический материал, решать познавательные и проблемные задания.
Отношения, ценности, внутренние установки:
задуматься над проблемой ответственного отношения к своему району проживания; вырабатывать сознательное неприятие антиобщественного поведения в районах проживания;
объяснять поведение людей с точки зрения обществознания и психологии.
Слайд 4План
1. Жилой район. Районы города.
2. Влияние характера жилого района
на человека.
3. Восприятие района проживания подростками.
Слайд 5Введение в новый материал
Что является средой обитания горожанина?
Среда обитания горожанина
– жилой район с домами, скверами, улицами, парками.
Какими по видам
могут быть районы города?
Слайд 6Районы города
исторические
промышленные
спальные
культурные
Слайд 7Подведем итоги…
Что мы подразумеваем под историческими районами города? Что они
включают?
Что мы подразумеваем под культурными районами города? Что они включают?
Что
мы подразумеваем под промышленными районами города? Что они включают?
Что мы подразумеваем под спальными районами города? Что они включают?
В каком районе города вы живете?
Что вам известно о своем районе?
Слайд 8Творческое задание:
Составьте паспорт своего района по следующей схеме:
1.
Название ___________________________________
2. Расположение ________________________________
3. В городе
____________________________________
4. Предприятия _________________________________
5. Учебные заведения ____________________________
6. Исторические памятники _______________________
7. Музеи ______________________________________
8. Парки, скверы _______________________________
9. Интересные места ____________________________
10. Особые приметы _____________________________
Слайд 9
Существует еще одна классификация районов города.
Задание: посмотрите на доску
и дополните предложенную схему: что входит в состав этих районов?
Районы города
Старые районы
Центр
Новые районы
Окраины
■ Органы власти
■ Кинотеатры
■ Театры
■ Институты, университеты
■ Памятники культуры, истории
■ Изобилие транспорта, «пробки»
■ Экологическое неблагополучие
■ Спальные места
■ Лесная зона
■ Речной массив
■ Чистая экология
■ Недостаток в учреждениях
культуры и досуга
Слайд 10Обсудите…
Какие положительные и отрицательные стороны вы видите в жизни центра
и окраин?
Где бы вы хотели жить и почему? Ответ
аргументируйте.
Слайд 112. Влияние характера жилого района на человека
Говорят, что люди, долго
прожившие друг с другом, становятся похожими друг на друга. Относится
ли эта закономерность к влиянию жилого района на человека, в нем проживающего? Другими словами говоря, как воспринимается и как влияет характер жилого района на человека?
Групповое задание
Разбившись на отдельные группы, проанализируйте степень воздействия на человека следующих факторов:
степень удаленности от центра – анализирует первая группа;
внешний облик района – анализирует вторая группа;
инфраструктура района (удобство расположения домов, магазинов, улиц)- анализирует третья группа;
наличие спортивных и детских площадок – анализирует четвертая группа;
степень безопасности района – анализирует пятая группа;
степень культурного оснащения района – анализирует шестая группа.
Слайд 123. Восприятие района проживания подростками
Как подростки воспринимают свой район?
Позиции
Патриотизм,
желание преобразовать
Противостояние
району
Безразличие,
равнодушие
Слайд 13Притча о том, как относится мир к человеку
Ученик спросил дервиша:
– Учитель, враждебен ли мир
для человека? Или он несет человеку благо?
– Я расскажу тебе притчу о том, как относится мир к человеку, – сказал учитель.
«Давным-давно жил великий шах. Он приказал построить прекрасный дворец. Там было много чудесного. Среди прочих диковин во дворце была зала, где все стены, потолок, двери и даже пол были зеркальными. Зеркала были необыкновенно ясные, и посетитель не сразу понимал, что перед ним зеркало, – настолько точно они отражали предметы. Кроме того, стены этой залы были устроены так, чтобы создавать эхо. Спросишь: «Кто ты?» – и услышишь в ответ с разных сторон: «Кто ты? Кто ты? Кто ты?»
Однажды в эту залу забежала собака и в изумлении застыла посередине – целая свора собак окружила ее со всех сторон, сверху и снизу. Собака на всякий случай оскалила зубы, и все отражения ответили ей тем же самым. Перепугавшись не на шутку, она отчаянно залаяла. Эхо повторило ее лай.
Собака лаяла все громче. Эхо не отставало. Собака металась туда и сюда, кусая воздух, и ее отражения тоже носились вокруг, щелкая зубами. Наутро слуги нашли несчастную собаку бездыханной в окружении миллионов отражений издохших собак. В зале не было никого, кто мог бы причинить ей хоть какой-то вред. Собака погибла, сражаясь со своими собственными отражениями».
– Теперь ты видишь, – заканчивал дервиш, – мир не приносит ни добра, ни зла сам по себе. Он безразличен к человеку. Все происходящее вокруг нас – всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств, желаний, поступков. Мир – это большое зеркало.
Вопросы к классу:
1. Как вы поняли смысл притчи?
2. Какое она имеет отношение к позиции подростка по отношению к тому району, где он проживает?
Слайд 14Таким образом, подросток стоит перед ситуацией выбора:
Активная помощь
своему жилому
району
Безразличие,
противостояние,
преступления
Слайд 15Подведение итогов
Какие вопросы мы обсуждали на уроке?
Что такое район проживания?
Играем
в игру «Круг собеседования»:
Вы продолжаете фразы:
Я
понял(а)______________________________
Я узнал(а)______________________________
Я хочу ________________________________
Я могу ________________________________
Слайд 16Домашнее задание:
Выучить § 29 и выполнить
разноуровневые задания:
1 вариант:
ответьте на вопрос, всегда ли замечает подросток, что на него
кто-либо оказывает влияние в его окружении? Можно ли влиять на человека против воли? Ответ аргументируйте.
2 вариант: придумайте и объясните герб своего района.
3 вариант: попробуйте разработать свой проект «Как сделать наш город (наше село) чище, лучше, благоустроеннее».