Слайд 2При исследовании объекта социологии личности прежде всего проводится разграничение таких
близких понятий, как:
Человек - родовое понятие, совокупность физиологических и
психологических особенностей, характеризующих человека в отличие от других живых существ.
Индивид - конкретный представитель человеческого рода в противоположность остальным людям.
Индивидуальность – набор черт и характеристик, определяющих уникальность каждого индивида.
Личность – социальная сущность человека, совокупность всех его социальных качеств, проявляющихся в социальном опыте (психологические характеристики, значимые для общества). Личность это субъект и продукт социальных отношений.
Слайд 3Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, которые составляют ее структуру,
с компонентами:
- Биогенный компонент учитывается лишь в случае увечья
или
болезни человека, что мешает выполнению им социальных функций.
- Психогенный компонент состоит из эмоций, переживаний, волевых устремлений, памяти, способностей и т.д.
- Социогенный компонент непостоянен и изменчив, т. к. в течение жизни личность получает новую информацию, знания, меняет свое поведение, мотивацию поступков и состоит из следующих элементов:
1.Объективные социальные потребности личности (физиологические, потребности в безопасности, занятости, дружбе, заботе, любви, престиже);
2.Способности к творчеству, знания, навыки;
3.Степень овладения культурными ценностями общества;
4.Нравственные нормы, принципы, которыми руководствуется личность;
5.Способ реализации в деятельности всех социальных качеств, что проявляется в семейной жизни, труде, общественно-политической, культурной деятельности, досуге, в образе жизни.
Слайд 4 В качестве первичного источника деятельности
личности выступают потребности, отражающие объективные условия существования человека и являющиеся
одной из форм его связи с окружающим миром. Уровни потребностей бывают:
- нижний - физиологические потребности и потребности в безопасности,
- высший– социальные, престижные и духовные потребности.
Будучи осознанными, потребности трансформируются в интересы личности.
Интересы, преломляясь через ценностные ориентации, приводят к формированию мотивов- внутренние побудители деятельности личности, являются субъективными факторами.
Кроме мотивов, существует и внешние побудители-стимулы, которые представляют собой объективные факторы и выражают особенности окружающей социальной среды.
Механизм мотивации реализуется в конкретной деятельности личности, смыслом которой является достижение определенной цели.
Слайд 5Теории развития личности
Теория зеркального «Я» (Ч. Кули, Дж. Мид).
Сторонники
этой теории личность понимают как совокупность отражений реакций других людей.
Стержнем личности является самосознание, которое развивается как результат социального взаимодействия, в процессе которого индивид обучился смотреть на себя глазами других людей, т. е. как на объект.
Марксистская теория личности рассматривает личность как продукт исторического развития, результат включения индивида в социальную систему посредством активной предметной деятельности и общения, при этом сущность личности раскрывается в совокупности ее социальных качеств, обусловленных принадлежностью к определенному типу общества, классовой и этнической принадлежностью, особенностями труда и образа жизни.
Слайд 6Психоаналитические теории (З. Фрейд).
Направлены на раскрытие противоречивости внутреннего мира
человека, на изучение психологических аспектов взаимосвязи личности и общества. Сфера
психики человека включает в себя:
1) бессознательное – ид (природные инстинкты);
2) сознание индивида – эго, являющееся регулятором инстинктивных реакций;
3) супер-эго – законы, запреты, усвоенные в процессе воспитания.
Такая трехслойность делает личность крайне противоречивой, поскольку идет борьба между природными инстинктами, влечениями, желаниями и требованиями и стандартами общества, направленными на подчинение социальным нормам.
Слайд 7Поведенческая концепция (Б.Ф. Скиннер, ДЖ. Хоманс) рассматривает личность как систему
реакций на различные стимулы.
Диспозиционная теория саморегуляции (В.А. Ядов)
В систему
социальной направленности личности входят ее убеждения, идеалы, мировоззренческие принципы, вкусы, привычки и многие другие компоненты, поэтому в качестве главных определяющих показателей общей позиции личности выделяют: 1) концепцию жизни и ценностных ориентации; 2) обобщенные социальные установки на типичные обстоятельства; 3) ситуативные социальные установки как предрасположенность к воспитанию и поведению в данных конкретных условиях.
Слайд 8 Социобиологический подход (Э. Уилсон, Л. Фридман и др.) в
объяснении процессов формирования и развития личности делают акцент на биологические
факторы. По их мнению, некоторые типы поведения человека обусловлены генетически, т.е. наличием врожденных механизмов.
Ролевая теория личности (Р. Мертон, Т. Парсонс) описывают социальное поведение и социальные функции, выполняемые личностью двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль».
Слайд 9 Социальный статус - это позиция индивида в обществе, определяемая его
функциями, обязанностями и правами, которая зависит от профессионального, социально-экономического положения
индивида или группы, пола, происхождения, семейного положения и т.д.
Накладывая на человека обязанности, общество "платит" ему правами (доход, льготы, престиж). Чем выше статус человека, тем выше его престиж, тем лучше его материальное положение.
Положение личности в социальной иерархии статусов называется рангом, который формирует статусное мировоззрение.
Статусные ранги определяются и по внешним знакам отличия - символам. К ним относят цвет кожи, мимику, жесты, одежду, язык, манеры поведения, титулы и звания.
Каждый статус обладает своим имиджем- это представление о том, как должна выглядеть и вести себя личность определенного статуса. Несоблюдение имиджа наказывается потерей статусных позиций.
Важным элементом статуса является социальная роль - поведение определенного статуса. Роль стандартна, но исполняют ее люди - индивидуальности. Каждый из них по-своему объясняет себе роль, по-разному ее исполняет.
Фактическое исполнение ролью личности называется ролевым поведением.
Слайд 10 Социальный статус обозначает конкретную позицию индивида в социальной системе, предполагающую
определенные права и обязанности. Бывают:
1. Предписанный статус - статус, который
человек получает при рождении: статусы, связанные с полом, национальностью, расой, семьей.
2. Достигаемый статус – статус, получаемый человеком благодаря своим собственным силам или удаче.
3. Смешанный статус - обладает признаками предписанного и достигаемого, но достигаемого не по желанию человека.
4. Главный статус - статус, определяющий положение личности в общественной иерархии, чаще всего обусловлен его работой.
Человек может иметь несколько статусов – предписанный, естественный, профессионально-должностной, причем последний, как правило, является основой главного статуса, который и определяет положение человека в обществе.
Слайд 11Если статус обозначает место индивида в социальной системе, то роль
- это совокупность действий, которые должен выполнить человек, обладающий данным
статусом в социальной системе. Каждый статус обычно предполагает целый набор ролей.
Социальная роль - поведение, ожидаемое от личности определенного статуса, имеет определенную нормативную структуру: 1. описание поведения, которое требуют окружающие от человека; 2. ожидания, предъявляемые лицу при исполнении роли; 3. оценка исполнения роли; 4. санкции за исполнение роли.
Существует 3 типа социальных ролей: 1. представляемая роль – ожидание окружающих; 2. воспринимаемая роль – представление человека о роли; 3. играемая роль – реальное воплощение роли
Фактическое исполнение ролью личности называется ролевым поведением.
Слайд 12Поскольку каждый человек одновременно выполняет множество социальных ролей, возможно возникновение
межролевых конфликтов. Причины конфликта:
- несовместимость между ролями в конкретной ситуации
-
различные требованиями к выполнению одной и той же роли
- личность находится в пограничной, маргинальной ситуации Маргинальная ситуация - состояние индивидов или групп людей, находящихся на границе культур и социальных общностей, которые участвуют во взаимодействии, но не примыкают полностью ни к одной из них (признаки: отклоняющееся поведение, беспокойство, агрессивность, сомнение в личной ценности, боязнь в принятии решений)
Две параллельные, противоречащие друг другу социальные роли ведет к внутренней борьбе личности. Конфликт ролей выступает непосредственно как борьба мотивов, за каждым из которых стоит представление о желательном, одобряемом образце выполнения тех или иных социальных функций.
Слайд 13 Причины внутриролевых конфликтов (при вхождении в социальную роль): особенности
личности, уровень способностей, подготовленности, ценностных ориентации, оценкой ролевых требований окружающими
и др.
В процессе адаптации молодого специалиста в трудовых коллективах возникают внутриролевые конфликты, в связи:
- с неподготовленностью выпускника к осуществлению организаторской, воспитательной работы в коллективе,
- отсутствием умений, навыков научного общения, в связи с тем, что ориентация выпускника вуза на решение весомых и творческих задач зачастую не соответствует ориентациям предприятия на использование молодого специалиста в первые годы на исполнительской и часто нетворческой работе
Слайд 14Социализация
- процесс формирования социальных качеств (различных знаний, навыков, ценностей), усвоение
индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность. Необходимость
социализации связана с тем, что социальные качества не передаются по наследству.
Цели социализации:
1) взаимодействие людей на основе освоения социальных ролей;
2) сохранение общества благодаря усвоению его новыми членами сложившихся в нем ценностей и моделей поведения.
Слайд 15Общественные условия социализации:
- Предметно-пространственная среда (природные условия; общественные, бытовые интерьеры;
планировка и архитектура поселений).
- Социальные отношения (семейные, дружественные, производственные)
- Социально значимая информация (характер повседневных, производственных, научных, эстетических, религиозных сведений о мире, доступных индивиду и освоенных им).
Социализация проходит:
- в ходе внешнего воздействия на индивида,
- в процессе деятельного участия самого индивида.
Слайд 16Успешная социализация возможна только в сочетании трех основных факторов социализации:
1. биологические – наследственность;
2. психологические – психические особенности человека;
3. социальные – экономическая система, политический режим, развитие культуры.
Существует несколько различных типов социализации:
1. ненаправленная социализация – стихийная, неосмысленная;
2. направленная социализация – система средств воспитания личности, разработанная в различных общественных институтах и организациях. Ненаправленная и направленная социализация может друг с другом согласовываться, гармонизироваться, противоречить.
Слайд 17Этапы социализации
Первичная социализация — область межличностных отношений и предписанных
статусов - является базисной в процессе становления, обучения и адаптации
социального "Я".
Детство (от рождения до 13 лет) В детстве примерно до 5 лет личность формируется на 70%. Стоит запоздать с социализацией, как начнутся необратимые процессы.
Юность (13-18 лет). В юности происходят важные физиологические изменения и психические сдвиги - склонность к противоположному полу, усиление агрессивности, склонности к риску, стремление к независимости, самостоятельности. Подростки стремятся к созданию собственной системы ценностей. В юности завершается создание социального "Я", формируется мировоззрение. Главная трудность - ролевой конфликт. В правовом отношении подростки рассматриваются как дети, в психологическом – многие уже являются взрослыми. Ролевое бесправие и отсутствие опыта ведут молодежь к экстремальным формам поведения: преступности, наркомании, половой свободе и т.д.
Слайд 18Вторичная социализация– область формальных социальных отношений и достигаемых статусов.
Зрелость- признаками
наступления зрелости служат экономическая, политическая и социальная самостоятельность человека.
а) профессиональная социализация,
которая связана с овладением специальными знаниями и навыками, с приобщением к определенной субкультуре. На этом этапе расширяются социальные контакты индивида, расширяется диапазон социальных ролей;
б) включение индивида в систему общественного разделения труда. Здесь предполагается адаптация в профессиональной субкультуре, а также принадлежность к иным субкультурам. Скорость социальных изменений в современных обществах приводит к тому, что возникает необходимость ресоциализации, усвоения новых знаний, ценностей, вместо устаревших. Ресоциализация охватывает многие явления (от коррекции чтения и речи до профессиональной подготовки или смены ценностных ориентиров поведения);
Слайд 19 Старость (прекращение трудовой деятельности). Характерен изменением образа жизни в
связи с исключением из среды производства. Развитие личности может прекратиться
или даже повернуться вспять из-за ослабления физических и психологических возможностей человека, что часто происходит в старости. Если в традиционном обществе старики выступают в роли советников, мудрецов, наставников, то в современном обществе они не пользуются особым престижем или почетом. У них растет чувство изолированности, зависимости от других, исчезают жизненные планы.
Годам к семидесяти человек, как правило, начинает социализацию к смерти – подготовку моральную и материальную - к окончанию жизни.
Слайд 20Агенты социализации
– социальные группы и социальная среда, которые оказывают
значительное влияние на формирование личности и вхождение человека в общество.
Агенты первичной социализации - родители, сверстники, родственники, учителя, тренеры, лидеры молодежных группировок.
Агенты вторичной социализации - администрация школы, вуза, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники средств массовой информации (СМИ), лидеры партий и др.
Институты социализации – социальные группы, способствующие усвоению индивидом социальных норм и правил поведения (семья, институт образования, экономический институт, культура).
Слайд 21Отличия агентов первичной и вторичной социализации
наиболее сильно влияют на
человека в первой половине жизни человека
выполняют множество функций (мать-опекун, воспитательница,
учительница, подруга)
функции взаимозаменяемы, универсальны
деятельность агентов не оплачивается
область межличностных отношений и предписанных статусов - является базисной в процессе становления, обучения и адаптации социального "Я"
преобладает влияние во второй половине жизни человека
выполняют одну, две функции (СМИ - информация, идеологическая обработка)
функции невзаимозаменяемы, не универсальны
деятельность агентов оплачивается
область формальных социальных отношений и достигаемых статусов
Слайд 22Маргиналы и маргинальность
Понятие «личность» в социологии. Человек, индивид, личность.
Структура личности. Типология личности в социологических исследованиях.
Социальный статус и
социальная роль личности.
Сочетание биологического и социального в личности.
Историко-социологические аспекты формирования теории личности.
Теории личности: теория развития личности (Ч.Кули, Дж.Мид), психоаналитические теории (З.Фрейд); теория развития познания (Ж.Пиаже), теория нравственного развития.
Социализация личности. Факторы и механизмы социализации. Этапы социализации.
Агенты социализации и их роль в развитии личности. Соотношение и взаимодействие макро- и микросреды в процессе социализации личности. Значение воспитания в решении проблем социализации личности.
Роль социологической науки в формировании всесторонне развитой личности.